Программа собора оказалась содержательной и плодотворной в многих отношениях. Пасторы и проповедники выступали не только с приветственными речами и назидательными проповедями, но и делились аналитическими размышлениями об историческом пути и судьбе русского баптизма. Рассуждения касались серьезных проблем и вызовов, с которыми столкнулись баптистские церкви в современной России.
Выступающие на соборе отмечали утрату широкого миссионерского видения, разрыв духовной и исторической преемственности, уход в самоизоляцию и частичную потерю конфессиональной идентичности. В целях сохранения своего конфессионального облика необходимо, по мнению служителей, обращать внимание на уникальность русского баптизма и чаще показывать его характерные особенности.
Русский баптизм – плод реформационных движений, которые постоянно заявляли о себе на протяжении всей истории России, своеобразный сплав восточной и западной духовности. Русскому баптизму был уготован крестный, кровавый путь. Опыт выстаивания и выживания в условиях постоянных гонений сформировал богословие исповедничества и мученичества. Это богословие запечатлено в собраниях духовных статей, мемуарах гонимых христиан, в историко-художественных летописях.
Русские баптисты выработали трезвые, взвешенные, сбалансированные подходы к сложным вопросам христианского богословия. Они смогли удержаться от увлечения кальвинизмом или арминианством, преодолели соблазн узко-сектантского, одностороннего толкования Священного Писания.
Русский баптизм имеет уникальную родословную. В его «жилах течет простонародная и аристократическая кровь». Основатели баптизма из разных слоев общества заложили в церковную практику элементы народной и дворянской культуры.
Организаторы собора подготовили неожиданный и своеобразный подарок юбилею. В рамках программы, в одном из залов центральной церкви Тамбова был открыт Музей истории и культуры евангельских христиан-баптистов.
Церковь ЕХБ на Тамбовщине – одна из старейших в России. В этом году она, к тому же, отмечает свое 135-летие. И, естественно, в ее багаже накопилось множество интересных исторических материалов.
Музейная экспозиция состоит из нескольких стендов с размещенными на них документами и фотоиллюстрациями царского и советского периода. На специальных стеллажах разложены старинные издания Библии, шедевры мировой христианской классики в роскошном полиграфическом исполнении, сборники духовных песен и богословские трактаты, переписанные от руки верующими.
Особый интерес вызывают представленные в Музее образцы нелегальной периодики и набор «спецтехники», используемой верующими в советскую богоборческую эпоху. Это радиоприемники, громоздкие магнитофоны, фильмоскопы. Пленки с диафильмами о Христе и выдающихся христианских миссионерах изготавливал с группой посвященной молодежи известный христианский просветитель России священник Александр Мень. Плодами его трудов пользовалась интеллигенция и верующие всех христианских конфессий.
Среди музейных реликвий бросается в глаза увесистая деталь переплетного станка, на котором в подпольных условиях занимались изготовлением духовной литературы местные баптисты.
Устроители Музея строят планы по дальнейшему обогащению коллекции документов и вещественных экспонатов.
Собор церквей, открытие Музея, о котором мечтал лидер отечественных протестантов Иван Степанович Проханов еще в 1924 году, - еще один существенный подарок Юбилею.
Владимир Попов
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.