Нам довелось жить в эпоху необычайно быстрых изменений. Темпы преобразований в различных областях человеческой деятельности получили стремительное ускорение. Естественно, у молодого поколения намного выше уровень приспособляемости к изменениям, нежели у старшего поколения.
Процессы глобализации все более принимают всеохватывающий, необратимый характер. Но, глобализация – палка о двух концах. С одной стороны, она открывает неограниченные возможности для человека и целых стран. А с другой – способна нивелировать национальную и духовную самобытность, создавать предпосылки для того, чтобы лишить отдельного человека или сообщество уникальности и самосознания. К примеру, движение, так называемых «Библейских церквей», тоже, в какой-то степени, продукт глобализации. Юное поколение захватывает стремление к прямому подражательству единым стандартам в культурной, религиозной и бытовой жизни.
Ко всему прочему, болезнь века – интернет-зависимость, поражает в первую очередь юные души. Человек, живущий в замкнутом виртуальном пространстве, теряет здравую ориентацию, лишается способности к живому непосредственному общению со сверстниками, а тем более, с представителями старшего поколения.
На утрату преемственности влияет и внутрицерковная ситуация, сложившаяся в постперестроечной России. Немало ключевых мест занял в церквах новый контингент служителей. Эти служители пришли не из верующих семей, их близкие и далекие предки не были причастны к евангельскому движению. Новый контингент служителей получил богословское образование в духовных школах, где мало придавалось значения отечественной культуре, родной истории, наследию.
Солидная часть современной христианской молодежи испытывает страстное увлечение популярными американскими проповедниками. К сожалению, многие из популярных спикеров проповедуют Евангелие в одностороннем узко-сектантском духе, что создает помеху в достижении полноценной церковной жизни. Человек односторонне воспитанный, по справедливому замечанию Николая Гоголя, всюду приносит раздоры: в семью, на службу и в церковь. Молодые служители, в силу неопытности и чисто эмоциональных увлечений, не замечают серьезных богословских отклонений, а просто без раздумий копируют методы, манеры и стиль таких зарубежных проповедников. Используя разработки западных проповедников и богословов, не делают поправок на национальную культуру, не учитывают отечественное наследие и вековые традиции. В результате богатый и всесторонний духовный опыт заменяется обедненным, а подчас и совсем примитивным.
Какие приоритеты сложились за последнюю четверть века в Российском Союзе евангельских христиан-баптистов? Главные из них: строительство молитвенных домов и миссионерское служение. Формирование духовной и исторической преемственности отошло на второстепенный план. На больших конгрессах, съездах, конференциях тема преемственности затрагивается по самому минимуму или же вообще не затрагивается. А очень редкие исторические конференции зачастую представляют собой маленькие «междусобойчики», на которых присутствует предельно узкий круг историков. Семинары и конференции историко-просветительского характера проводят иногда только некоторые поместные церкви.
Подготовка новообращенных к вступлению в Завет с Господом через водное крещение в большинстве случаев не включает в себя знакомство с историей, Вероучением и Принципами евангельско-баптистских церквей. Практика катехизации, таким образом, носит неполноценный характер. Не пройдя хорошей подготовки, члены церквей не могут квалифицированно объяснить ищущим душам особенности церкви, в которую они вошли.
Размыв преемственности под влиянием внешних и внутренних причин ведет к соответствующим последствиям. В музыкальном служении начинает преобладать засилье попсы и массовой культуры. Эстрадный стиль исполнения во время богослужений, легковесное содержание песнопений. В текстах песен отсутствует тема пагубности греха, покаяния, Божьего суда, неминуемых страданий за веру. Разные музыкальные предпочтения создают почву к образованию отдельных собраний. В одной и той же церкви устраиваются два богослужебных собрания: для пожилых и для молодежи в разное время. Библейское учение о Церкви, как о едином Теле, о единой семье, в таких случаях, игнорируется.
За последние годы заметен кризис проповеди и богослужения. Вместо живой проповеди с церковных кафедр произносятся длинные лекции, зачастую оторванные от конкретных нужд и жизни. Или же из месяца в месяц преподаются комментарии на ту или другую Книгу Священного Писания, что уместно делать на специальных библейских собраниях по изучению Библии. А длинные монологи, как правило, действуют усыпляюще на слушателей, не оставляя следа в сердцах и умах присутствующих.
На первых отечественных Библейских курсах, организованных Иваном Степановичем Прохановым, преподавалась «Методика служения» как отдельный предмет. Эта дисциплина закладывала основы литургических традиций евангельских церквей России, воспитывала вкус, прививала благоговение, формировала самобытную евангельскую культуру. Проханов, как известно, всеми силами старался русифицировать евангельское движение, привязать его к богатой отечественной культуре. Он хорошо понимал, что человека мыслящего привлекает, прежде всего, самобытность, свое лицо того или иного явления, а не усредненность и стандартизация.
Ответственность за сохранение преемственности, как учит Библия, лежит, прежде всего на старшем поколении. Слово Божье призывает отцов, чтобы они передавали свой опыт Богопознания детям. – Исх.10,2; Пс.77,3-8; Иоиль.1,3. Служители призваны выстраивать диалог с представителями нового поколения, учиться разговаривать с подростками и молодыми людьми, вникая в нужды и запросы молодежи, без навязчивых поучений. Многие церкви для этой цели устраивают семейные лагери и молодежные собрания с участием опытных, претерпевших гонения за веру, служителей. Давно известно, что совместный труд и отдых в наибольшей степени объединяют людей. Один из самых ярких библейских примеров – благословенное совместное служение апостола Павла и Тимофея. Большая разница в возрасте, отличия в характерах не помешали им в плодотворном сотрудничестве на нивах духовного просвещения и утверждения церквей.
Большие возможности для создания взаимопонимания и укрепления духа преемственности предоставляет музыкальное служение. Активные, болеющие за духовное состояние молодежи, регенты организуют выступления сводных хоров, устраивают праздники хора и межобластные хоровые фестивали с привлечением участников из разных поколений.
Служители отдельных поместных церквей, понимая необходимость приобщения молодежи к историческому наследию, организуют специальные экскурсии по местам, связанным с историей евангельского движения, проводят вечера памяти подвижников Евангелия.
Там, где служители прилагают старания к сохранению преемственности, неизбежно вырастают добрые плоды. Духовный облик церкви начинает меняться в лучшую сторону. Прочная связь с корнями существенно укрепляет духовный иммунитет, делает прививку к отторжению заблуждений разного рода. Если церковь имеет основательное наследие, то у ее членов духовные интересы преобладают над материальными. В наше время, когда общество захлестывает идеология потребительства и приобретательства, нацеленность христиан на духовные интересы имеет очень важное значение.
Христиане, утвержденные в Истине и укорененные в историческом наследии, намного лучше ориентируются в настоящем времени. Они имеют в своих руках надежные инструменты для разрешения церковных проблем и начертания прогнозов на будущее развитие церквей. Когда великого ученого Исаака Ньютона хвалили за открытия и дар научного предвиденья, тот пояснял, что его способность к прогнозированию связана с тем, что он стоял на плечах гигантов. Среди наших предшественников немало было гигантов веры и духа. Им есть, что сказать и чему научить наших современников.
А уровень посвященности? Разве он не зависит от сохранения преемственности? «О, Тимофей! Храни преданное тебе», - наставляет апостол Павел своего молодого и верного собрата. -1Тим.6,20. Что же завещал апостол хранить Тимофею, а в его лицо всем грядущим поколениям христиан? Неповрежденное Слово Божье, веру евангельскую и духовное наследие, - вот на этих трех китах формируется личность христианина и вырисовывается подлинный облик Церкви Христовой.
Владимир Попов
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.