По следам Василия Пашкова
31.05.2024

По следам Василия Пашкова

Недавно группа верующих из разных церквей совершила экскурсионно-паломническую поездку в родовую усадьбу проповедника и благотворителя Василия Пашкова (1831-1902). Верхняя Матчерка, расположенную на территории Пензенской области.

У Пашкова, как известно, было 13 имений по всей Российской империи. Имение с центральной усадьбой в Верхней Матчерке представляло собой одну из крупных многоотраслевых вотчин. Оно включало в себя еще шесть населенных пунктов.

Только в Матчерке насчитывалось 168 крестьянских дворов, работал кирпичный завод, слесарно-кузнечные, бондарские мастерские. На коневодческой ферме содержалось 300 рабочих лошадей и полторы сотни молодняка. Не менее 200 коров, бычков и телок размещалось в отдельном животноводческом комплексе. Многие жители занимались пчеловодством. Вдоль реки Выши тянулись фруктовые сады.

Помимо забот административно-хозяйственных, Пашков с увлечением отдавался трудам духовным. Он регулярно созывал христианские духовно-просветительские собрания, на которых самолично читал и толковал Евангелие. Его ближайшими помощниками в деле духовного просвещения в Матчерке были: управляющий Генрих Гильтон и кассир Игнатий Альмановский.

Духовная активность хозяина и его помощников непосредственно отразилось на уровне материального благополучия жителей села. Крестьяне получали солидную зарплату, лесоматериалы на постройку и ремонт изб, пособия на покупку скота. О школах, открытых Пашковым в Матчерке и других имениях, Петербургские газеты писали, что они «являются отрадным фактом в мире народного просвещения, и могут служить идеальным образцом училищ, устраиваемых земствами». Лучших выпускников школ Василий Александрович направлял на учебу в столичные университеты, оплачивая их обучение. Большинство из них возвращались в пашковские имения, и работали врачами, агрономами, инженерами.

К сожалению, в настоящее время главный усадебный дом представляет собой печальное зрелище. Пробираясь сквозь густые заросли, зкскурсанты обошли постройку со всех сторон, заглядывали внутрь, где виднелись длинные коридоры и огромные залы. Сквозь щели в полу чернел огромный подвал, через который в прошлом могли проходить даже лошади.

В советскую эпоху, в доме размещалась контора местного совхоза. Когда совхоз распался, начался распад и усадебного дома. Правда в некоторых домах, построенных Пашковым вокруг, проживают местные жители. А большое здание конюшни используется сейчас в культурных целях. В нем работает сельский Дом культуры.

Как раз в этом Доме культуры группа верующих выступала с духовно-просветительской программой. Благодаря стараниям заведующей, Елены Михайловны Крутихиной. на встречу с гостями пришли местные жители, среди которых были представители местной интеллигенции: учители, историки, библиотекари.

Гости знакомили жителей с жизнью и трудами Пашкова. По ходу программы также состоялась презентация книги историка Владимира Попова «Святые из царского дома». Молодежный, вокально-инструментальный ансамбль исполнял пасхальные народные песнопения.

Посещение Матчерки совпало с Днями славянской культуры и письменности. Пашков в немалой степени продолжал дело великих просветителей Древней Руси Кирилла и Мефодия. Он неустанно и жертвенно проповедовал Евангелие.

Особое внимание и доброжелательность, проявленные жителями села к гостям, свидетельствует о том, что христианское добросердечие, отличавшее Пашкова, каким-то таинственным образом сохраняется здесь из поколения в поколение. Его усадьба заброшенная и во многом растерзанная, все-таки является гордостью села и продолжает служить неким нравственным, духовным маяком для людей, которым не чужды возвышенные, благородные христианские идеалы.

Владимир Попов

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.