Сергей Золотаревский рассказал о воспитании детей
01.06.2013

Сергей Золотаревский рассказал о воспитании детей

В Международный день защиты детей Заместитель Председателя РСЕХБ по Центральному региону, пастор Московской центральной церкви ЕХБ Сергей Николаевич Золотаревский поделился своим мнением о принципах и методах воспитания детей.

В Международный день защиты детей Заместитель Председателя РСЕХБ по Центральному региону, пастор Московской центральной церкви ЕХБ Сергей Николаевич Золотаревский поделился своим мнением о принципах и методах воспитания детей.

Каковы принципы и методы воспитания детей в христианской семье?

Как говорит Евангелие, детей нужно воспитывать в Страхе Господнем. Это подразумевает то, что в христианской семье ребенок с молоком матери впитывает обстановку, дисциплину, режим дня. С младенчества он видит, что в день воскресный, когда вся семья идет в церковь. Пример родителей должен быть основой воспитания. Я считаю, что детей нужно приучать к молитве, ребенок должен присутствовать в те минуты, когда семья читает Слово Божье и когда молится. Образ жизни родителей, должен формировать образ жизни маленьких членов семьи.

До трех лет ребенок быстро развивается,  впитывая, как губка все, что он видит вокруг. С трех до семи лет он должен быть «рабом», то есть находиться  в полнейшем послушании. С одной стороны родители не должны «раздражать своих детей»,  но Священное Писание также говорит: «не жалей розги для сына своего». В указанный возрастной период ребенку сложно понять, что хорошо, а что плохо, поэтому воспитание должно включать элемент строгости, вплоть до наказания «ремешком». Я считаю это правильным!

То, что сегодня происходит с воспитанием детей в Европе, приводит к полному отсутствию у них страха Божьего. Детей нельзя наказывать, считают европейцы, но это значит, что все разрешено…

Один из американских служителей недавно сказал: «Когда мы наказывали детей, то такой стрельбы в США не было, а теперь, когда перестали применять наказание, дети взяли в руки оружие и стали убивать своих сверстников»...

При отсутствии наказания, возникает вседозволенность. Нравственное воспитание должно быть, но иногда  к нему нужно добавлять и розги, пока это еще можно сделать.

После семи лет ребенок «слуга», а после четырнадцати лет он должен быть «другом», в этом возрасте наказывать уже поздно…  

Из собственного опыта скажу, что меня самого в детстве наказывали… и правильно делали, считаю я! Обстоятельства жизни так сложились, что я воспитывался у родителей моего отца. Во время службы в армии оценил все то наказание, которое дедушка применял ко мне. Он рукоприкладством не занимался, но был очень строгим, особенно в плане дисциплины и соблюдения режима дня. В юношеском возрасте у меня была борьба с дедушкиными методами воспитания, но далее я понял, что он был совершенно прав. Ограничения должны быть, впрочем они должны быть разумными…

Какие Вы видите проблемы с воспитанием детей в России сегодня?

К сожалению, сегодня общество не можем справиться с молодым поколением. Это связано с тем, что ломаются семейные устои. Родители  часто живут порознь, и, даже если они занимают одну жилплощадь, то каждый живет своей жизнью и, как результат, дети предоставленные сами себе. Также мы видим, что во многом, негативное влияние оказывает детский сад...

Существует еще одна из проблема, которая не афишируется. Речь идет об оккультизме, когда люди обращаются не к Богу, а к сатане. А из семьи ребенок несет этот опыт в детский сад или в школу.

Большую потенциальную опасность несет ювенальная юстиция, которая уже применяется в Европе и активно лоббируется некоторыми силами в руководстве России. В случае принятия ювенального законодательства, ребенок станет полноправным хозяином своего положения, а родители окончательно потеряют все рычаги влияния на него.

Во всем этом чувствуется влияние  идей постмодернизма, когда у каждого своя истина, при этом размываются семейные ценности и моральные принципы.

Как вы относитесь к религиозному воспитанию в школе?

В целом – отрицательно. Школа не должна религиозно воспитывать, это функция семьи. До 60-х годов прошлого века в американских школах практиковалась совместная молитва. Считаю, что это положительный опыт, но этого достаточно.

У  меня был опыт проведения библейских уроков в общеобразовательной школе. Параллельно в занятия проходили в двух классах. Я вел уроки для детей из протестантских семей, в другом классе занимались дети православных родителей. Я видел реальную разницу между тем,  что преподавал я и тем, чему обучались дети в соседнем классе. Такое расхождение будет всегда и оно будет разделять учеников... Но совместную молитву в школе я бы ввел…

Можно ли заставлять ребенка посещать церковь?

Из собственного опыта могу сказать, что мы никогда не заставляли детей посещать церковь. Мы смогли донести до детей истину о том, что это важно для их жизни. У нас скорее была обратная ситуация, дети настолько желали идти в церковь, что изредка, за провинности, мы ограничивали их в общении со сверстниками на территории церкви.

На мой взгляд, нужно побуждать, а заставлять, потому что насилие в этом вопросе может привести к обратной реакции.

Я считаю, что все самое важное ребенок  впитывает с молоком матери (до трех лет). Ярким библейским примером, подтверждающим мое мнение, является Моисей. За время, пока он находился у материнской груди, он сформировался как еврейский мальчик, а потому увидев  несправедливое наказание соплеменника, в ярости убил надсмотрщика… В дальнейшем же он стал вождем для своего народа…

Важно, чтобы семья своим образом жизни могла побуждать ребенка к правильным духовным решениям. При этом личность маленького христианина не должна быть закрепощенной. Важно помнить об опасности законничества.

Какова роль воскресной школы в воспитании детей?

В целом эта роль положительная. Но в том случае, когда в семье обстановка христианская, воскресная школа становится органичным дополнением к духовному воспитанию в семье.

Однако есть случаи, когда невоцерковленные родители отправляют ребенка в воскресную школу, чтобы он получил христианское нравственное воспитание. Это также хорошо, но практика показала, что из таких детей лишь единицы сразу остаются в церкви. С другой стороны, опыт говорит и о другом… Спустя некоторое время, в памяти этих выпускников воскресной школы всплывают воспоминания о времени, проведенном в церкви, и некоторые из них, все таки приходят к Богу. Итак, роль воскресной школы во всех случаях позитивная, но иногда духовные  результаты приходится ждать многие годы…

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.