Александр Кириллович Сипко, пастор церкви «На горе» в г. Спокене (штат Вашингтон), председатель Северо-Западного объединения церквей ЕХБ США, президент Славянского Альянса церквей ЕХБ, не так давно с супругой Ольгой побывал в России. Александр Кириллович поделился впечатлениями о поездке и рассказал о своей жизни за рубежом.
- Александр Кириллович, какова ваша цель приезда в Россию?
- Моя поездка с женой Ольгой – запланированный отпуск. В нашей церкви нас благословили в молитве. Но отпуск вышел снова каким-то деловым, с разными встречами. Придется недельку отдохнуть дома после отпуска в России. В Омске братья проводили евангелизационные служения в течение четырех дней, где я участвовал. Также посетили Тару – это наша родина в Омской области, 300 км на север от Омска. Там наши корни, остался в Таре только один наш дядя – младший папин брат. Потом, благодаря моему брату Юрию Кирилловичу, оказался в Великом Новгороде на празднике 150-летия евангельского движения. Я не пожалел, что был на таком торжестве. Было очень интересно. Встретил хороших знакомых и новых братьев, узнал много нового. Получил очень хороший заряд бодрости для себя.
- Нужны ли такие научные богословские конференции нашему братству, обществу?
- Нужны! И их нужно углублять, расширять, потому что, откровенно говоря, на Западе и особенно в Соединенных Штатах, где я сейчас проживаю, в воображении людей, в их понимании, сложилось впечатление, что после Перестройки именно они и привезли Библию, Евангелие. Поэтому я считаю, что нужно проводить такие научно- богословские конференции на уровне областей, всего Российского Союза ЕХБ. Неплохо бы собрать всех, выехавших за пределы России, служителей, которые как-то причастны к истории. Это было бы просто замечательно. На конференции мне понравилось слово брата, который сказал, что история –это соединение умерших, живых и не родившихся. А среди живых еще много тех наших братьев, которые не просто по слухам участвовали в истории, а Бог через них творил эту историю по всему бывшему Союзу. Как бы хотелось, чтобы эти оставшиеся братья смогли бы передать то, что у них есть. Мы так делаем в Америке – собираем служителей со всего бывшего СНГ, и молодежь, которая там родилась, вливается в служение церкви. Иначе для них прошлое, история, как «темный лес». Наша задача первостепенной важности, чтобы старцы передали им историю.
- Ваша родина - г. Тара. Ваша семья выехала за пределы России в США. Если вы вспомните историю династии Сипко, куда Вы возвратитесь в своих воспоминаниях?
- Отчасти я бы возвратился в Тару, но не надолго, потому что после окончания школы в Таре я уехал в Омск, там продолжил учебу в медицинском институте. Потом была служба в армии, после которой я переехал в Среднюю Азию в Алма- Ату, где прожил полтора года, принял водное крещение, женился и потом переехал во Фрунзе и там прожил почти два десятка лет, там произошло мое духовное становление, служение, рост семьи. В США живу уже 20 лет. Меня спрашивают, где живешь, а я говорю, как в песне, «странник и пришелец, мой адрес не дом и не улица, мой адрес уже и не Советский Союз». Получается, 20 лет - жизнь в Сибири, 20 лет - в Средней Азии, 20 лет - в Америке.
- Как привлечь молодежь к истории?
- Сейчас такая тенденция в христианстве, не только здесь, в России, и у нас в США, на странице печатных изданий, где-то на конференциях больше высвечивают людей, у которых прошлое связано с наркозависимостью, судимостью, у которых по 20-30 лет «отсидки» в тюрьмах и их, как героев, показывают. Не хочу умалять, действительно Божья заслуга в этом есть. Но моя позиция, о которой я всем говорю, в том, что у нас есть семьи, братья и сестры, которые 50-60 лет в Господе, воспитали по 10-15 детей, и все они члены церкви. Я считаю, что это тоже чудо Божье. Вот их бы пригласить и попросить: «Расскажите, пожалуйста, как вам удалось сохранить семью, отношения, воспитать детей, остаться верными Богу». Здесь у нас пробел. Я хотел бы, чтобы мы это делали. Мы у себя в церкви провели простое собрание по установлению Нового Завета, как написано, что «когда собираетесь, у кого что есть – пойте, говорите». Мы сделали такое собрание, где старички пели, говорили о себе, и молодежь участвовала, делилась своими впечатлениями. Это было потрясающе. Многие просили еще делать такие собрания. Поэтому не только в рамках нашей церкви, а в рамках объединения Альянса провели молодежный конгресс, где участвовало 5000 молодых людей из русскоязычных американских церквей. Тема конгресса: «Так идите, чтобы получить». Мы призывали молодежь не сидеть, а идти вперед. Молодежь пожелала, чтобы эти конгрессы проходили более регулярно.
- Но в Америке много молодых людей из бывшего СНГ ходят в англоязычные церкви или вообще уходят из церкви. Им русская культура, по сути, не нужна уже.
- Я считаю, что это неправильно и, может быть, это грань какой-то дикости у нас, у славян. Я всегда говорю молодежи: «Посмотрите на другие национальные меньшинства в Америке или в других странах, где вьетнамцы, корейцы, китайцы никогда не стыдятся своего языка, живут общинами, все свое продвигают, держатся друг за друга. А наши чуть ли не из самолета выйдут и сразу русский язык забывают. Плакать потом будете». Да, молодежь, которая там родилась или выехала из стран СНГ, редко, но уходит в американские церкви. Как пример, расскажу один эпизод. К нам недавно вернулась одна семья. Молодые люди, у них маленький ребенок, они три года были в американской церкви. Муж даже был в совете той церкви, вел домашнюю группу. Я спросил их, как у них сейчас дела. Брат мне ответил с такой грустью, что все эти три года мы там были чужими, даже при всем том, что там имели. Он сказал: «Что-то внутри нас разъединяет, там где-то внутри живет русское». Возьмите из старой волны эмиграции Родиона Березова. Вся его публицистика, все его желания выливаются в строки стихов о русской березе. Почему-то эта русская береза живет в славянских сердцах. Мы молодежь направляем на евангелизацию местным. Я бы не сказал, что много уходит молодежи в англоязычные церкви, но большая часть из них, к великому сожалению, уходит, потому что там свободно, когда хочешь, приходи на служения. Никто не спросит, почему вы не были в церкви месяц, полгода, где вы были. А в наших церквах, если человека нет две-три недели, то пастор, диакон позвонит, спросит, что случилось, где вы. Да, некоторым это не нравится, мол, что вы лезете в душу? А если кто-то еще и гуляет по сомнительным «тропам», то такое внимание совсем для него лишнее.
- Вы не жалеете, что переехали в Америку?
- Тут есть две составляющих. В течение уже 20 лет я езжу в Россию на служение, и служение с русским хором в Германию, и всегда есть какая-то тоска по Родине, где все свое, родное, даже покосившиеся заборы, хаты. С этой стороны я, признаюсь, тоскую. Но с другой стороны, без этих 20 лет, которые я прожил в Америке, я никогда бы не мог совершать такое служение, оставшись здесь в России. На сегодня я уверен, что это был Божий промысел, чтобы повести тем путем, которым я сегодня иду.
- Расскажите, пожалуйста, о ваших церквях.
- В Спокене четыре церкви евангельских христиан-баптистов и десять групп. Когда я начинал служение в церкви, куда меня пригласили, было сорок человек. Сейчас у нас более 1100 членов. В нашей славянской церкви «На горе» шесть пресвитеров, более двадцати диаконов, руководители групп по разбору слова, молитвенные группы, много молодежи, четыре хора. Ездим с молодежью на посещение небольших церквей, каждую неделю они посещают дома престарелых. В нашем Союзе Северо-Западного объединения ЕХБ 30 церквей, около 8000 членов (штаты Вашингтон, Орегон), две церкви в Канаде. Я приехал в Америку в Канзас-Сити в 1993 г., в 1994 г. переехал в Спокен, где меня пригласили в эту церковь, которая, можно сказать, умирала, люди расходились. Церковь была организована где-то в 1992г. У нас многие уезжают и приезжают, каждый год проходит крещение. Если взять последние 15 лет, то в среднем у нас 35 человек в год принимают крещение, не смотря на очень серьезную подготовку. Я вижу не только для этой церкви, а для любой, чтобы церковь жила, росла, должно быть беспрекословное подчинение Божьему Слову. Никакие методы привлечь людей, никакие культурные причины не имеют роли. Я говорю так: «Доколе я буду повиноваться Господу, Его Слову, Бог будет созидать». Не я созидаю, а Бог, который сказал: «Я создам Церковь Свою», а я, как пастор, должен быть в полном подчинении Господу, не смотря ни на что. Тогда будет успех. На сегодня я в этом убежден. Везде та же самая ситуация, в любой стране мира. Я всегда говорю, что могу не согласиться с кем угодно, даже с ангелом, так написано. Но у меня нет ни малейшего желания и права отправлять кого-то за что-то на какие-то муки, это прерогатива Господа.
- Как проходит миссионерское служение у вас в Америке?
- Миссионерское служение проходит в двух направлениях. Мы работаем среди славян. В Спокене живет более 5000 верующих, включая наши церкви и пятидесятников. А славян живет в Спокене около 40000 человек. Понятно, что с остальными 35000 надо работать. В Калифорнии, на Восточном побережье и других штатах живет несколько десятков тысяч славян, с которыми тоже надо работать. Также молодежь мы направляем и для работы среди американцев. Разные методы применяем для евангелизации. Раз в год проходят так называемые «ярмарки» с различной домашней выпечкой, угощением, играет духовой оркестр. Мы раздаем христианские трактаты с информацией о церкви, беседуем с людьми.
- Что Вы думаете по поводу служения наших соотечественников-христиан за рубежом в местах, откуда они выехали – в странах СНГ, включая и Россию?
- Славяне разбросаны сегодня по всему миру. Наше славянское христианское братство должно работать везде. Мы свою молодежь и членов церкви воспитываем в направлении, что должен быть евангелизационный дух. Если церковь не миссионерская, если она не евангелизирует, как бы она не жила, она задохнется и умрет. Где вы будете нести миссионерские служение, знает один Господь. Молитесь Богу! У нас нет понимания, что мы направлены только в Россию, Украину, Белоруссию, пожалуйста, поезжайте в Мексику, Португалию, Турцию! Куда пошлет Господь. Мы за это! Мы сейчас взяли в рамках Объединения и Альянса направление на упорядочение такой работы, чтобы не только желающие поехали куда-то, а взяли определенный населенный пункт, страну, например, область в Украине, России, и минимум пять лет в этом месте работали. Проводили молодежные лагеря, конференции, семинары. Нужно работать с местными братьями, которые после нас будут продолжать работу. Тогда будут организовываться новые церкви, которым миссионеры из-за рубежа будут помогать. Я говорю братьям в своей церкви, что «вас тут много, вы скучаете по проповеди, нервничаете, если приходится проповедовать раз в месяц, пожалуйста, подойдите, скажите, и организуем вам поездку в Россию, Украину на три месяца, где вы сможете проповедовать по два раза в день. Вы вернетесь, язык будет пухлый, а сердце мягкое, и будете к нам добры».
- Реформация в христианстве идет всегда. Какой реформации подвергнется наша конфессия евангельских христиан-баптистов? Что нас ждет? Что надо делать, чтобы быть живыми христианами?
- Вопросы интересные и серьезные. Иногда радуешься, иногда плачешь в поисках ответа. Я баптизм не вижу, как желание отдельных людей вылиться в какую-то ветвь и попасть на какую-то вершину. Идеален только Христос! Я убежден, что баптизм в своем движении направлен ко Христу! Поэтому мой ответ может некоторых удивит или вызовет улыбку, но пока будет жить Господь, будет жить и баптизм!
- Христианство сейчас слабеет, церкви распадаются. Нет такого дерзновения служения как раньше. Наступает ислам. С Вашей точки зрения, в чем причина?
- Я знаю, что многие не согласятся с моей точкой зрения, но на сегодня, не вдаваясь в детали, считаю, что христианство ослабело, потому что позволило многим мирским вещам и методам ворваться в церковь. Это ослабило христианство внутренне, духовно. А наступление ислама я расцениваю, как Божий перст, которым Бог хочет все-таки христианство пробудить. Я молодым говорю, что «вам то и то неважно, а исламу все важно». В Европе сейчас все больше местных христиан переходит в ислам. А их ответ на вопрос: «Почему вы ушли?» простой: «Там есть какие-то дисциплины, порядки, рамки, мы знаем, что делать, что нет. А в христианских церквах дальше некуда - все можно». Я не соглашаюсь с некоторыми в том, что Библия и есть такая свобода и демократия, я это не признаю. Библия есть узкий путь и узкие врата. А мы их расширили.
- Как служат Ваши дети?
- У меня пятеро детей, все женатые и замужние, четырнадцать внуков. Старший сын Александр – пресвитер в нашей церкви. Другие дети поют в хорах, группах, младший сын Кирилл со своей группой «Омега» посещает Россию, Киргизию. Я благодарен Богу за свою семью.
- Пожелание верующим России.
- Желаю всем через девиз нашего объединения: «Держись образца здравого учения». Наша обязанность и ответственность - держаться этого образца, ничего не придумывая.
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.