Алексей Смирнов о Пасхе, евангельском сообществе, сильных и слабых сторонах ЕХБ
25.04.2011

Алексей Смирнов о Пасхе, евангельском сообществе, сильных и слабых сторонах ЕХБ

Я бы пожелал открыть свое сердце для этой чудесной Вести: чтобы мы понимали не только умом, что Христос воскрес две тысячи лет назад, но чтобы это стало частью моей внутренней жизни, моих отношений с Богом, чтобы этот восторг от Божьей любви, Божьей власти и могущества, проявленных в воскресении Божьего Сына Иисуса Христа, проникал в мое сердце и влиял на меня по-настоящему.
– Алексей Васильевич, многим молодым христианам было бы интересно как отмечаете Пасху Вы и Ваша семья. Возможно, у вас есть какие-то семейные традиции. Могли бы вы рассказать об этом?

– В нашей семье, где я рос как член семьи, как девятый ребенок, были хорошие Пасхальные традиции. Скорее всего, многие из них были взяты из народной православной традиции. И хотя мы не постились, мама всегда говорила, что перед Пасхой мы говеем и надо разговляться. Есть такое православное понятие. Обычно на Пасху родители вставали рано-рано и встречали солнце. Мама всегда говорила, что солнце на Пасху играет разными шарами, разными цветами. Я сам несколько раз в детстве пытался встать пораньше, но почему-то ни разу не получилось проснуться, чтобы успеть посмотреть восход солнца. Тем не менее, мы всегда посещали Пасхальное богослужение в субботу – встреча Пасхи. В советское время такие собрания обычно проводились поздно вечером, чтобы в полночь объявить «Христос воскрес!», после чего люди могли идти по городу, петь песни, поздравлять друг друга. А уже после этого мы приходили домой и происходило как раз это разговление: мы ели творог, крашеные яйца, пироги, которые испекла мама. Вот такой у нас была встреча Пасхи. Не думаю, что это точная копия православной традиции, но видимо какие-то элементы остались.
 
Лично в моей семье это не сохранилось, но, тем не менее, когда мои дети были еще маленькие, мы всегда устраивали Пасхальный праздничный обед. Мы возвращались после праздничного богослужения домой, и у устраивали свой праздник: дарили друг другу подарки, готовили хороший праздничный стол. И такая традиция сохранялась до тех пор, пока большинство детей не выросло и не разъехалось из нашего дома. Тем не менее, в этом году мы будем тоже делать общий праздничный обед для нашей семьи – будем радоваться и славить Бога! Поэтому для нашей семьи Пасха – это всегда особое и радостное событие!
 
Бог ведь не случайно заповедал евреям много праздников. И я уверен, что Бог очень хорошо понимает сущность человека, ведь Он сотворил нас. Ощущение праздника – это потребность человеческой души, его личности. Бог заповедал Своему народу праздновать определенные праздники, причем некоторые праздники продолжались целую неделю для того, чтобы народ смог на самом деле ощутить Божье присутствие и Его благословение. Сейчас же люди, и в том числе христиане, стали более прагматичными. Сейчас все настолько выверено, настолько точно, что для души ничего не остается.
 
Для духовных людей также не все должно быть абсолютно духовно, мистическим. Но должно быть место веселью, праздникам. Поэтому в христианских семьях должны быть определенные хорошие традиции, которые укрепляли бы семью, отношения, давали бы возможность для общения и создавали атмосферу праздника. Надо чтобы это передавалось из поколения в поколение. Все доброе должно передаваться, потому что в нынешнее время выхолащивается абсолютно все, а люди остаются исключительно один на один с компьютерами, которые разрушают не только живое общение, но даже и личность. Поэтому, я уверен, что христиане должны поддерживать всякие добрые традиции, пусть даже они какие-то «недуховные». Допустим, жарить шашлык на Пасху где-то за городом. Это хорошая традиция для общения с детьми. Я помню, что когда мои дети были поменьше, мы регулярно, примерно раз в месяц, выезжали всей семьей в лес. Ведь детям ничего не нужно кроме веселья! Им не нужна красная или черная икра… Сардельки на палочки и вперед! Они до сих пор это вспоминают. Это было замечательным общением. Поэтому я уверен, что традиции должны быть.
 
– Согласно недавнему опросу россиян, проведенного фондом «Общественное мнение», более половины жителей нашей страны не верит в воскресение после смерти. Русская православная церковь объяснила это советским наследием. А как бы Вы прокомментировали это?
 
– Конечно, какую-то часть этой проблемы можно было бы списать на советскую систему, но сейчас уже выросло два новых поколения. Я убежден, что главная проблема кроется в непонимании сути христианства. Христианство, к сожалению, превращается в набор ритуалов. Соблюдение традиций, правил, постов становится настоящим христианством. В этом случае люди не знают не только то, что они воскреснут после смерти, но и вообще не понимают того, во что верят. И, к сожалению, надо признать, что многие так называемые православные на вопрос как они относятся к христианству, отвечают, что они относятся отрицательно. То есть они считают, что православие – это вообще не христианство или, возможно, какое-то «супер-христианство» и вокруг него ничего нет. Именно незнание Слова Божьего порождает множество кривотолков, ложных учений. Я убежден, что незнание того, что Бог обещает воскресить наши вечные неумирающие души после смерти, обусловлено незнанием Священного Писания. Если бы в нашей стране популяризировалось изучение Священного Писания и в каждом храме и церкви учили бы Слову Божьему, то было бы меньше такого дремучего невежества с духовной точки зрения.
 
Я думаю, что непонимание сути христианства. Поэтому если сказать двумя словами, то суть христианства заключается в смерти Христа на Голгофе и Его воскресении. Но многие люди видят ее только в соблюдении традиций, посещений храма или дома молитвы. Поэтому это ответственность священников и пресвитеров проповедовать Евангелие, чтобы помимо литургии или красивого пения хора звучало чистое Слово Божие. И это их ответственность, потому что Бог спросит с каждого, кто поставлен учить людей. Это особенно справедливо для нашей стране, которая хоть и называется христианской, но в ней люди очень мало понимают вопрос спасения и другие фундаментальные вещи из Писания. Поэтому Пасха, Рождество, Сретение и другие праздники превращаются вообще не понятно во что. Только исследование Писания - книги Библии - приводит к истинному пониманию того, Бог желает для человека, что есть Его воля. И Пасха обретет настоящий смысл, значение и, главное, окажет влияние на нас. Только в таком случае большинство россиян будут знать не просто дату Пасхи, но и ее содержание: Христос умер за мои грехи и воскрес для моего оправдания, чтобы я жил, веруя в Него. Но, к сожалению, среднестатистический христианин в нашей стране лишь периодически посещает церковь, ставит свечки или подержит Библию в руках. Это большое заблуждение…
 
–  Знаю по своему личному опыту, что часто Пасха, да и другие христианские праздники, из праздников превращаются в головную боль из-за обилия подготовки к ним. Думаю Вам тоже это известно. Чтобы вы посоветовали бы верующим с такими же проблемами? Как им почувствовать праздничную атмосферу Пасхи?
 
–  Главное, что хотел бы отметить, это то, что наши отношения с Богом должны быть не формальными, а реальными. Согласен, что происходит много суеты, особенно вокруг праздников. С одной стороны, хотим сделать все организованно, но с другой стороны эта заорганизованность отнимает ощущение праздника. И, несмотря на это, нам все равно надо продолжать делать все правильно и качественно. Здесь я вижу два решения. Первое: надо вовлекать больше людей в организацию мероприятий, потому что традиционно весь груз ответственности ложиться на молодежь. Это поможет снизить нагрузку на них. А второе решение: помимо формальных мероприятий должно быть общение. И вообще очень важно на все праздники планировать день так, чтобы было выделено время для общения после богослужения. В нашей церкви мы на все важные церковные праздники делаем чаепитие. Это помогает строить отношения, разрушает препятствия между людьми, создавая настоящие дружеские, близкие, общинные отношения. То есть надо празднику дать возможность на самом деле быть праздником, а не только организовать набор мероприятий. Потому что даже неверующие ценят такие тесные взаимоотношения в наших церквях. Например, недавно мы проводили евангелизационное служение и приглашали людей на улице. Один брат пригласил группу молодежи, на что они ответили, что им нравится у баптистов, потому что у них дружная церковь, все как семья, заботятся друг о друге. То есть эти люди, которые живут в основном в виртуальном мире, очень ценят настоящие отношения. И вот это нам надо развивать. Потому что это наша ценность – близкие, братские, дружеские отношения внутри церкви.
 
– В этом году дата празднования Пасхи у западных и восточных христиан совпала. В связи с этим у меня есть вопрос о том, как Российский союз ЕХБ относится к христианам других традиций, а особенно к другим евангельским верующим в России?
 
– Я не буду объяснять разницу в календарях, потому что здравый смысл говорит, что мы живем по одному календарю. И искусственно создавать разницу в религиозных праздниках не имеет смысла. Большинство образованных людей во всех конфессиях понимают, что в силу разных традиций и других причин, сейчас тяжело сделать так, чтобы все религиозные праздники совпадали по времени. Но иногда совпадение праздников происходит, как в этом и прошлом году произошло с Пасхой. И слава Богу! Но самое интересное, что религиозные люди не понимают, видимо, что Христос воскрес две тысячи лет назад. Он не воскресает в это воскресенье – 24 апреля. Поэтому идея воскресения Христа должна присутствовать в нас каждый день. Исходя из этого, мы живя в нашей стране согласились с тем, чтобы праздновать Пасху – не дату, а событие – в то время, когда большинство нашего народа отмечает этот праздник, чтобы не создавать не нужного напряжения, потому что, если бы даты не совпадали, то люди могли бы не понять почему их приветствуют «Христос Воскрес!». А еще люди выдумали, что есть Пасха католическая, протестантская, православная. Глупости все это, потому что Пасха Христова. Она не принадлежит конфессиям. Пасха – это воскресение Иисуса Христа. Поэтому «приватизировать» ее могут только недалекие люди. А а если бы дата была всегда одна, то это было бы благословением.
 
Ну а вообще, если говорить за евангельских христиан-баптистов, то всем давно известно, что это самые мирные христиане, которые никогда ни с кем не воевали, никогда никого не заставляли насильно становиться последователями своего учения. И более того, один из принципов баптизма – свобода совести для всех. Да, мы активно проповедуем Евангелие, но мы никогда не делаем так, чтобы насильно вовлекать кого-то в свою церковь. Мы даже собственных детей не можем сделать баптистами, если они этого не хотят. Это говорит о том, что мы четко понимаем, что выбор остается лично за человеком.
 
Поэтому мы называем братьями всех тех, кто исповедует Евангельское учение – учение Христа. Если есть некоторые разномыслия в формах или деталях – мы все равно не враждуем и не противопоставляем себя никому. Но в таком случае мы аккуратнее относимся к совместному служению: если форма их собраний не препятствует нам собираться вместе – мы собираемся. Если форма или стиль служения какой-то христианской конфессии не позволяет нам собираться вместе – мы просто не делаем этого. При этом мы общаемся на уровне руководителей, обсуждаем вопросы связанные с социальными проблемами в государстве. У нас со всеми добрые и дружественные отношения, но мы остаемся верны Слову Божьему, и не собираемся перетолковывать его и отказываться от применения его истин в нашей жизни.
 
В этом контексте хотелось бы затронуть наше отношение со Всероссийским содружеством евангельских христиан, конгресс которого состоится на следующей неделе. ВСЕХ – это не союз, а содружество объединений церквей, которые решили объединиться, чтобы продолжать свое служение вместе. Все это было бы совсем безобидно и не вызывало бы вопросов, если бы само основание этого движения не было бы небиблейским. А небиблейское оно в том, что практически это движение началось путем раскола. И поэтому, евангельские христиане-баптисты, и наш союз в частности, не имея какого-то антогонизма по отношению к братьям, которые составляют это содружество, имеют принципиально негативное отношение к тому, каким образом началось это движение.
 
Все знают, кто изучает историю, что в 1944 году было объединение евангельских христиан и баптистов в один союз. Это было благословением все эти годы и никогда не возникало ни противостояния, ни борьбы. А если еще учесть, что принципиальной разницы в вероучении и практике служения между ними почти не было, то оба этих братства были постоянно заняты вопросом объединения и единства. До 1944 года было множество встреч между представителями этих союзов для решения главного вопроса – объединения. На этих встречах рассматривались и устранялись вопросы, которые мешали единству. Как бы кто ни говорил, что это Сталин объединил, мы верим, что всем управляет Бог, в том числе и сердцем царя. В итоге объединение двух братств стало и остается благословением. И тот факт, что ВСЕХ образовалось не таким же путем: молитвенных общений, организации встреч, решения проблем и принятия решений, когда испрашивается воля Бога. Наоборот, оно образовалось в силу того, что один человек сам решил, что он должен вызвать к жизни нечто, что существовало когда-то. Причем сделано это было не на мирной основе и не на страхе Божьем, а исходя из человеческих представлений и понятий, или, по их словам, из обид, которые произошли. Именно таким образом, было создано ВСЕХ.
 
Писание говорит: «Берегитесь производящих разделения». Поэтому в Российском союзе ЕХБ принципиальная позиция: было произведено искусственное отделение евангельских христиан от евангельских христиан-баптистов. Сейчас со стороны ВСЕХ идет процесс искусственного размежевания. Они называют себя евангельскими христианами, а евангельских христиан-баптистов – просто баптистами. Поэтому мы не можем совершать совместного служения, пока те, кто инициировал этот процесс, не покаются за это разделение, за разрушение братства, пока они не устранят препятствия на этот счет и пока они не сформулируют свои цели и задачи, которые мы можем вместе обсуждать. Мы не можем просто согласиться, что все было сделано правильно и присоединиться к этому движению. Это не вопрос недобрых чувств или претензий. Это вопрос духовный. И он принципиальный.
 
Есть люди, которые специально говорят и пишут, что баптисты отмежевываются, замыкаются – это либо не зрелая позиция, либо же сознательное желание скрыть фактические причины нашего неучастия в таких мероприятиях. Если есть желание к братскому общению, то нужны предварительные встречи, а не просто приглашения на официальные мероприятия и реакции после них по поводу нашего отсутствия. Если есть добрая воля, то кто-то должен инициировать встречи, чтобы мы могли устранить препятствия, которые мешают нам иметь общение на этом уровне.
 
– Общественность, в том числе и религиозная, часто обвиняет евангельских христиан-баптистов в некой закрытости. Справедливо ли это? Почему нас так воспринимают? Ведь молодежи не хочется ассоциировать себя с такой закрытой организацией.
 
– Я бы ответил на этот вопрос, имея в голове мысль, что претензия на этот счет имеется у разных людей по разным поводам. С одной стороны, мы действительно в каком-то смысле закрыты. И слава Богу! Потому что никогда не было так, чтобы люди, которые хотят жить благочестиво, по Слову Божьему, и хотят сохранить свои отношения с Богом, размывались бы и объединялись с теми, которые не имеют в основе своей жизни и веры Евангельское учение. В этом смысле, все кто хочет жить по Слову Божьему, обречены на эту закрытость. Но вопрос не в том, что мы хотим быть закрытыми, а в том, что это основа духовной жизни. Живой человек не может жить вместе с мертвым. Живой не может жить на кладбище. Поэтому любой, кто намерен жить радостной и победной жизнью во Христе - нам брат и мы готовы с ним сотрудничать.
 
С другой стороны, когда власть говорит о том, что мы закрыты, то это справедливо, потому что мы исповедуем отделение церкви от государства, и мы являемся той церковью, которая по свой сути и природе не может смешиваться с государством. Это не значит, что мы как граждане не участвуем в решении политических или социальных вопросов в нашем государстве, но мы стараемся максимально избежать участия нашего союза в политике. Да, мы заинтересованы в построении взаимоотношений с властью, но это должно происходить на уровне отдельных людей выделенных для этого. Церковь же, как институт, не должна искать связи с властью. Иначе мы нарушаем Слово Божие и Конституция. Хорошо, когда расстояние между властью и церковью сохраняется, чтобы функции каждого могли лучшим образом исполняться.
 
Когда мы говорим, что закрыты для общества, то это проблема, которую мы тоже обсуждаем. С одной стороны она объясняется настоящей библейской скромностью. Евангельские христиане-баптисты много чего делают в нашей стране, много решают социальных проблем, просвещают наш русский народ, проповедуют Евангелие, устраивают разнообразные мероприятия. Мы не трубим вперед себя, как это, может быть, делают другие. Евангелие учит, что наша правая рука не должна знать, что делает левая. Поэтому добродетель для евангельских христиан-баптистов – норма жизни, и не кричать об этом – тоже норма жизни.
 
С другой стороны, с учетом того, что мы живем в России, где о евангельских христианах-баптистах ходят всевозможные басни и небылицы, нам действительно нужно больше информировать о себе. Эту мысль мы услышали на конференции «105 лет легализации баптизма». Нам не предъявили претензию, но ученые сказали, что им нужна информация о нашей жизни и служении, чтобы они могли защищать в том числе и нас, ведь они не могут писать за нас. И мы согласны с таким посылом. Поэтому сейчас мы занимаемся вопросом качественного улучшения наших СМИ, которые могли бы говорить о нашей жизни и служении, потому что прятать нам нечего. Мы ищем людей, которые могли бы помочь нам наладить это служение, и призываем членов церкви и каждую церковь вести блоги, открывать сайты и информировать общественность о том, во что верит и чем занимается церковь евангельских христиан-баптистов. В этом плане мы полностью открыты. Мы вполне патриотичны, может быть даже больше чем другие. Вопрос в том, что у нас не хватает времени и сил много об этом говорить и писать. Потому что тому, кто трудится, некогда говорить.
 
Но также надо отметить, что наша закрытость в какой-то мере оправдана, потому что часто наша открытость возвращается бумерангом против нас же. Если мы начинаем открыто объявлять где и как мы трудимся в обществе, то в ближайшее же время приходят соответствующие службы и, мягко говоря, вытесняют нас из этого места. И дело не в том, что мы хотим противопоставлять себя кому-то, а в том, что приходится делать добро настолько незаметно, чтобы об этом никто не знал. Ведь наша первоочередная задача не демонстрировать добродетель, а оказать реальную помощь тем, кто в ней нуждается.
 
– Вы много ездите по стране, посещая церкви. Какие сильные и слабые стороны нашего братства Вы бы отметили?
 
Наша сильная сторона в том, что мы библейское братство. Мы исповедуем евангельское учение. На этом стоим, на этом строим свое служение, на этом устроены наши церкви, на этом происходит воспитание в семье и воспитание каждого христианина персонально. Это сильнейшая сторона. И я уверен, что мы будем еще больше в этом утверждаться. Чем больше мы видим размывание библейских основ, чем больше мы видим всестороннее влияние либерализма, тем больше мы будем утверждаться и утверждать нашу позицию, что мы библейское братство и что во всех сферах жизни мы строим на этом основании. Мы понимаем, что это вызывает разную реакцию, потому что кому-то хочется, чтобы не было никаких границ, чтобы все было размытое, все было общее. Мы же придерживаемся такой позиции, что верный Слову Божьему должен оставаться верным Ему всегда.
 
Также сильная сторона – это то, что мы в братстве. Сейчас наступило время, когда размываются всякие границы, зачастую даже государственные. Интернет разрушает все барьеры. По сути, разрушается всякое понятие идентичности: государственной, национальной, церковной. Это происходит все не случайно. Но этот процесс инициирован не Богом. Потому что Бог всегда отделял. Он отделял евреев от всех остальных людей, среди евреев Он выделил левитов, от не-левитов Он отделил род Аарона – священников и первосвященников. То есть, если мы хотим приближаться к Богу, мы должны от чего-то обязательно отделяться: от неправды, от всякой скверны и т.д.
 
Одной из самых слабых сторон нашего братства недостаток достаточно большого количества служителей в церквях. Эту нужду мы будем восполнять. Мы говорим об этом, мы молимся об этом и предпринимаем шаги, чтобы в каждой церкви и группе евангельских христиан-баптистов нашей страны был рукоположенный служитель. Один из таких шагов – это открытие специальных курсов по подготовке служителей в нашем братстве.
 
Еще одна наша слабая сторона состоит в том, что мы еще не перестроились после 90-х годов на то, что именно мы ответственны за распространение Евангелия в нашей стране. Причем ответственны даже не просто за то, чтобы отдать Евангелие, но также и за то, чтобы напечатать Евангелие и оплатить его распространение. Мы научились принимать помощь, но мы еще плохо понимаем, что Бог поставил нас в этой стране, чтобы мы брали на себя ответственность за нее. Мы еще не поняли, что наша жертвенность – это ответственность перед Богом. Мы должны больше жертвовать: и времени, и сил, и средств. Жертвовать для того, чтобы Евангелие достигало самых удаленных уголков нашей страны.
 
Также одной из проблем является то, что мы не можем в достаточной мере строить церковные здания. Все-таки, надо признать, что в нашей русской культуре отсутствие церковного здания для обывателя говорит о том, что это не церковь или собрание каких-то слабых людей. Наличие церковного здания не спасает само по себе, но дает хорошие возможности для активной работы в населенном пункте. К сожалению, часто приходится оформлять церковные здания на частное лицо, потому что иначе невозможно получить разрешение.
 
Также одной из наших слабостей состоит в плохой организованности нашего служения. Мы – россияне, а не американцы или европейцы. Мы душевные, а где душа, там не всегда порядок (смеется). Но это надо обязательно исправлять, потому что душевность не противоречит порядку. Я уверен, что это преодолимо, и молодежь, которая сейчас идет за нами, понимает это. И это новое поколение более образованно и организовано, поэтому у нас прекрасные перспективы развивать наше братство за счет новых служителей – верных, посвященных делу Божьему и братству!
 
– Алексей Васильевич, спасибо за честные и интересные ответы. В завершении беседы, хотел бы спросить Вас, что бы вы пожелали молодежи и всем членам нашего союза на Пасху?
 
Я бы пожелал открыть свое сердце для этой чудесной Вести: чтобы мы понимали не только умом, что Христос воскрес две тысячи лет назад, но чтобы это стало частью моей внутренней жизни, моих отношений с Богом, чтобы этот восторг от Божьей любви, Божьей власти и могущества, проявленных в воскресении Божьего Сына Иисуса Христа, проникал в мое сердце и влиял на меня по-настоящему. Не только в день Пасхи, когда присутствует общая эйфория и соответствующее настроение, но чтобы вся наша жизнь была наполнена присутствием живого Иисуса Христа, который по-настоящему жив сейчас. Он слышит нас и отвечает, Он готов нас поддерживать и ободрять.
 
А для молодежи особенно хочу пожелать, чтобы она искала больше Бога. Получая образование – искала Бога. На работе – искала Бога. Везде где она общается с людьми – искала Бога. Видела этого Бога и провозглашала Его своей собственной жизнью. Желаю также, чтобы молодежь не смущалась от окружающего мира, где казалось бы много всего привлекательного. На самом деле в мире вообще много прекрасного, потому что его создал Бог. Желаю, чтобы они не обольщались блестящими побрякушками, которые влекут за собой, отнимая не только время, но и саму жизнь, но чтобы Сам Господь засиял в сердцах молодых людей, чтобы они стали тем локомотивом, который ведет церковь и дело Божье в нашей стране к вершине, к славным победам. Потому что у молодежи много силы, много энергии, много энтузиазма. И я призываю молодежь не просто включиться, а стать на передовой дела Божьего в нашем братстве, в нашей стране для распространения истины о Христе. ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.