Служение детям с особыми нуждами

Расстройство аутистического спектра (РАС)

РАС - это группа психических расстройств, характеризующихся нарушениями в коммуникации и социальном взаимодействии.

Первые признаки заболевания отмечаются в младенчестве или раннем возрасте.

В нашей стране осознание того, что аутичные дети нуждаются в особом подходе, пока только формируется. В последнее время специалистами многих медицинских, воспитательных и педагогических учреждений отмечается рост количества детей, с которыми практически невозможно вступить в коммуникацию; поведение их не поддается коррекции привычными методами, а обучение и воспитание — общепринятыми в специальной педагогике.

Порой родители обращаются за помощью специалистов слишком поздно, когда ребенку исполняется 4-5 лет, и упущены многие возможности, которые дает своевременное вмешательство.

Причины расстройств изучены не до конца, но современные исследования подтверждают, что генетические факторы имеют ведущее значение.

Аутизм чаще диагностируется у мальчиков, в соотношении 3:1.

Выделяется три вида РАС :

Детский аутизм, атипичный аутизм и синдром Аспергера.

Какие же основные признаки РАС?

- нарушение взаимодействия и коммуникации (отрыв от реальности, уход в себя);

- отсутствие речи или минимальный ее запас (эхолалия, штампованность);

- стереотипное поведение, аутостимуляция, самоагрессия;

- избирательность интересов и вкусовых предпочтений;

- страхи, аутистические фантазии.

Отдельные описания аутистических проявлений у детей были представлены в работах ряда авторов еще в начале прошлого столетия в 1908-1911 годах. Среди основных характерных черт отмечались особенности интеллектуального развития, эмоциональной сферы — «взгляд принца», «ребенок в стеклянном шаре».

С 30-х годов начинается резкий рост интереса у специалистов к проявлениям у детей особых нарушений в сфере контакта с окружающими людьми и миром.

Лечится ли аутизм ?

Аутизм не лечится. Но применение медикаментозного лечения необходимо для решения проблем со сном, питанием, приступами агрессии.

В комплексе с медикаментозном лечением применяются дополнительные методы помощи детям с РАС:

- безглютеновые и безказеиновые диеты;

- метод Томатиса;

- иппотерапия, дельфинотерапия;

- биоакустическая акустика;

- арттерапия и др.

По желанию родителей эти методы могут применяться, но официальная медицина не всегда подтверждает эффективность таких подходов.

Каковы же прогнозы?

На возможность социализации лиц с аутизмом влияет ряд факторов:

- тяжесть и глубина аутистических расстройств;

- ранняя диагностика;

- возможно более раннее начало специализированной коррекции, ее комплексный медико--педагогический характер;

- адекватный и гибкий подход к выбору методов коррекционной работы, ее последовательность, продолжительность, достаточный объем;

- единство усилий специалистов и семьи.

По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе специальной школы того или иного из существующих типов и 10% адаптируются в условиях семьи. Для сравнения, если коррекция не проводится: 75% — вообще социально не адаптируются, 22-23% адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке) и лишь 2-3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.

Наталья Никифорова

Детское служение

Служения