Драматический театр

Милосердие

Параллельный мир

В престижном конкурсе «Звезда театрала» призером не раз становился театр «Параллельный мир». Театру уже 7 лет. «Уникальность нашего театра в том, что мы объединяем детей с разными особенностями: с аутизмом, синдромом Дауна, ДЦП – то есть соединяем в принципе несоединимое. Получается довольно успешно, — говорит художественный руководитель театра-студии Олег Чичко. — Мы играем спектакли даже в условиях пандемии, потому что для этих детей очень важно выступать перед зрителями. Основная наша цель — договориться с подопечными, мы не заставляем, а договариваемся играть».

В омском региональном отделении партии «Новые люди» Константин Сомов возглавляет комитет по работе с людьми с инвалидностью. Ему 45 лет, отец двоих детей, пастор, является не только директором уникального театра, но и инициатором и руководителем различных социальных проектов. Не прост жизненный путь Константина, в котором были и потеря близких людей, и семейные трудности. Но вера в Спасителя Иисуса Христа всегда давала ему силу и желание помогать нуждающимся.

- Константин, расскажите о своих родителях, семье?

- Я родился в семье, где оба родителя были незрячими. Папа потерял зрение после болезни. Маме в детстве сделали неудачно операцию. Её звали необычным татарским именем Магрифа Басыровна. Она была мусульманкой. Папа русский. Вот такая у меня межнациональная семья. Несмотря на то, что родители были незрячие, они меня очень любили. Для меня с самого детства эта любовь была ощутима. Мы с моей младшей сестрой Альбиной были всегда окружены заботой со всей сторон, люди попадались нам очень хорошие: соседи, знакомые - все помогали нашей семье. Поэтому у меня остались добрые воспоминания об окружающих. И у меня сейчас кредо - платить людям тем же. Моя сестра Альбина, как и я, родилась зрячей, она на пять лет меня младше, но случилось так, что в 2002 г. в возрасте 22 лет она потерялась, пропала без вести. До сих пор мы не можем ее найти. Искали ее всюду, через полицию, подавали запрос и в программу «Жди меня». Все безрезультатно. До сих пор мониторю социальные сети, надежда найти ее все-таки остается.

- Говорили ли в вашей семье о Боге?

- Мама как татарка считала себя мусульманкой, но при этом я о Боге вообще не слышал. Когда мне было 12 лет, моя тетя сказал: «Костя, с твоим характером надо быть священником – мусульманским муллой». Я рос добрым, неконфликтным, старался помогать другим. Из-за этих качеств тетя и сказала так. А когда мне было 18 лет (1993 г.), мама выписала из Казани христианские кассеты на татарском языке для магнитофона. Для меня это было удивительно. Мама слушала эти записи, ведь они на татарском языке, а тогда на родном языке ничего не было. В 2003 г. я уверовал, в 2005 — крестился.

- Вы мечтали в детстве о театре?

- Как многие в то время, мечтал стать космонавтом, потом водителем-дальнобойщиком, а потом отучился на бухгалтера, но вскоре понял, что это не мое.

- Что побудило заняться особенным театром?

- Мне в школе нравилось быть в самодеятельности, выступать где-то, как многим детям. Но это всё было на любительском уровне. Благодаря родителям и тому, что вырос в семье с незрячими, в нашем окружении были их знакомые, тоже незрячие. Я свой в среде людей с инвалидностью. Они меня слушают, я с ними общаюсь, они меня воспринимают как своего. Когда мы переехали в Тару для основания новой церкви, нашему сыну Марку было 4 года. У него была задержка речевого развития. Мы сильно переживали. Нас направили в коррекционный детский садик. Там мы познакомились с другими семьями и увидели, что наши проблемы не столь тяжелые, как у некоторых, и поняли, что Бог нам дал возможность служить этим людям.

- У Вас один ребенок?

- Дочке Веронике 9 лет, у нее все хорошо. Марк и Вероника ходят в церковь, им это нравится, они знают много Библейских историй, с детства посещают Воскресную школу и хорошо знают Библию.

- Служить детям-инвалидам можно по-разному, почему Вы выбрали театр?

- В Таре у нас было небольшое семейное кафе, где как-то мы устроили для детей с инвалидностью и их родителей праздник. После мы начали проводить с ними общения, создали Центр социальной интеграции «Шаг за шагом», на базе которого смогли объединить мам и их детей с инвалидностью. Ведь они в основном сидели дома, каждый наедине со своей проблемой. При этом они социально активны и ради своего ребенка готовы на многое. Им приходится пробивать льготы, необходимые услуги, при этом они (в основном, мамы) получают специальное образование — учатся на дефектологов, логопедов, психологов. Мы смогли соединить их, чтобы они помогали друг другу, это была хорошая практика. А пять лет назад к нам приехал театр «Параллельный мир» с двумя спектаклями. Мы познакомились с его основателями Ларисой Петровной и Олегом Васильевичем Чичко – профессиональными актерами театра ТЮЗ г. Омска. Мы долго общались. Я понял, что уровень этих людей очень высокий, они грамотные, профессионально занимаются с детьми. И Господь дал мне мысль молиться о них. Я начал с простых слов: «Господи, благослови этих людей!» Однажды они поделились переживаниями, что есть театр, а нет помещения, где они могли бы заниматься. Я на тот момент был директором Западно-Сибирского библейского колледжа. Поговорив с епископом И.Г. Макаренко, мы приняли решение дать им возможность бесплатно проводить свои занятия в здании колледжа. Когда мы приобрели здание для нашей церкви, я поговорил с Чичко, чтобы они вместе с нами переехали. Но они на тот момент устали от бумажной волокиты, которая мешала им заниматься творчеством, и сказали, что приняли решение о закрытии театра. Они хотели передать нашей церкви профессиональные свет, звук, оборудование, чтобы мы могли также заниматься с детьми. Мы с супругой молились и уже следующий день имели явное понимание от Бога, что нам нужно помочь этим людям. Мы предложили взять на себя всю административную деятельность, организационные вопросы, чтобы они занимались только творчеством. Так и получилось.

- Есть ли еще подобные театры?

- Когда супруги Чичко его создавали, это был первый театр за Уралом, который занимался детьми с синдромом Дауна. В Москве есть театр, который занимается с взрослыми людьми с синдромом Дауна. У нас в театре сейчас 17 детей, от 7 до 20 лет. Для нас они все - дети. Особые дети, у некоторых аутичный спектр, есть ментальные нарушения.

- Чем для них является творчество?

- Для таких детей театр – это реализация способностей. Это мотивация для них, потому что есть дети, которые не читают, но они стремятся научиться, потому что роли надо читать и запоминать. Они желают играть и хотят для этого учиться. У нас есть мальчик с синдромом Дауна, который не разговаривал. Он начал потихонечку разговаривать, потому что хотел получить большие роли. Его воспитывает бабушка, и врачи сказали ей, что он никогда не начнет разговаривать. Но благодаря занятиям, он начал говорить!

- Какой у вас репертуар?

- У нас сейчас активных три спектакля. Например, спектакль «Подпрыгнувший мышонок» - пронзительная история о жертвенности, о том, как мышонок пожертвовал зрением, слухом и всем ради того, чтобы помогать другим людям. И в конце концов он обрел намного больше. Смысл очень близок к христианским ценностям. У нас все спектакли такие.

- Расскажите о конкурсе «Звезда театрала».

- «Звезда театрала» - самая престижная премия среди театралов, актеров, режиссеров, директоров театров. Это - приз зрительских симпатий. Никто не заявляет себя, там участников заявляют зрители. В 2019 г. мы даже не знали, кто подал заявку о нас. В 2019 г. мы вошли со спектаклем «Подпрыгнувший мышонок» в тройку сильнейших, и нас пригласили в Москву. Это было представлено как социальный проект - театр для особых детей. Вместе с нами был представлен проект «Перевод для незрячих» от Московского Губернского театра Сергея Безрукова. По голосованию мы заняли второе место. Но нам было необидно, мы же все-таки смогли побывать там, познакомиться. О нашем театре написали большую статью в журнале «Звезда театрала», который и учредил эту премию. А в 2020 г., на удивление, снова о нас заявили и не как о спектакле, а как о проекте театра для особенных детей. И мы заняли первое место, хотя в тройке сильнейших был проект помощи врачам из Санкт-Петербурга и социальный проект - дворовый театр из Таганрога (ребята делали во дворах театральные постановки). Зрители выбрали нас, мы набрали в голосовании самое большое количество голосов. Для нас это было очень приятно.

- Как Вы совмещаете служение в церкви и театре?

- Наша церковь социально ориентирована. Целевая группа - это люди с инвалидностью, дети с инвалидностью и их родители. Мы стараемся помогать и служить им. В конце прошлого года на базе нашего церковного помещения студенты колледжа культуры показали спектакль. Вовремя пандемии О.В. Чичко попросился проводить занятия в здании церкви со студентами колледжа, потому что невозможно заниматься актерским мастерством дистанционно. Потом эти студенты поучаствовали с нами в одной социальной акции – мы стирали информацию о продаже и распространения наркотиков, которая написана наркоманами на различных стенах, заборах в Омске. Потом Олег Васильевич сказал мне, что студенты хотели бы показать нашим ребятам свой спектакль «Суета сует». Спектакль необычный, начинается со слов Екклесиаста: «Все суета сует». Для нас это было откровением. Ребята сыграли, мы их поздравили и каждому подарили Евангелие.

- Ваше пожелание читателям?

- Не зря Бог дал таланты людям. Эти таланты нельзя применять только в церкви. Надо их использовать, чтобы нести людям Благую весть. К сожалению, у меня нет таланта петь, играть на музыкальных инструментах. Но я другие таланты – организатора, администратора - использую для помощи и продвижения творческих людей, христиан. Писание говорит: «Все, что ни делаете, делайте, как для Господа!» Каждый из нас даст перед Богом отчет. Если Господь побуждает, надо двигаться, развиваться и служить Ему. Но самое главное, чтобы Господь оставался в центре! И тогда Бог будет благословлять!

Подробнее в журнале «Христианское слово»

Детское служение

Служения