В этом (1998) году исполняется 390 лет со дня смерти величайшего поэта Англии, автора духовного шедевра “Потерянный и возвращенный рай". Могучее влияние этой книги нельзя переоценить. Она вдохновляла многих поэтов и композиторов к созданию эпических произведений, доносящих драму небесных событий, когда на земле ещё не было человека, но судьба грядущего творения — человека была под угрозой восставшего Люцифера.
Небесный Совет обсуждает возможное падение человека и путь его спасения. Кто может совершить спасение? Небо замолкло... И вдруг заговорил Иисус Христос — Сын Божий:
“Отец! Молю, как жертву искупления, прими Меня!
Я жизнь даю за жизнь!
Пускай Твой гнев Я на Себя приму.
Считай Меня таким же человеком!
Я для него Твое покину лоно,
Я откажусь от славы добровольно, которую с Тобою разделяю".
Джон Мильтон родился 9 декабря 1608 года в Лондонском Сити в тяжелое для Англии время. Английская Церковь отказалась от признания Римского Папы и признала руководителем Церкви короля.
Но многие верующие не признали духовное попечение за королем. Особенно это проявилось в движении пуритан, поборников чистоты евангельского исповедания и практики святости в жизни и служении. Возрастала двойная борьба: католики против протестантства, с другой стороны — пуритане боролись с защитниками англиканской Церкви.
Мильтон происходил из пуританской семьи. Мать славилась своею благотворительностью, отец был серьезным духовным человеком, умевшим постоять за свои убеждения. Он занимался адвокатурой и имел приличное состояние.
Свободное время он посвящал литературе и музыке. Композитор и певец — отец Джона заботился о воспитании своего сына, что и сказалось в творчестве поэта, чье творение отличается необыкновенной музыкальностью, напоминающей то торжественные, то грустные звуки органа.
В десятилетнем возрасте Джон Мильтон научился изящно говорить по-латыни. Позже он изучил французский, итальянский и еврейский языки.
В 1624 году 16-летний Джон поступил в Кембриджский университет. По характеру он был нелюдим и серьезен. “Мне казалось, — вспоминал он позже, — что я был рожден для распространения великих истин”.
Между тем, постепенно стало развиваться его поэтическое дарование. Начав с переложения псалмов, он перешел к сонетам и элегиям.
После окончания университета в1631 году Мильтон на четыре года “заточил" себя в имении своего отца. Он изучает историю, литературу, богословие, читал и перечитывал труды древних мудрецов и философов.
Деревенская идиллия и тишина вдохновляет Мильтона к созданию драматического произведения “Комос”, замечательных пасторалей, на которые тогда была еще мода.
“Комос” — это аллегорическое изображение человеческой жизни, в которой добродетель борется с пороком. А.С. Пушкин предпочитал эту пьесу “Потерянному раю".
Чтобы закончить свое образование, в 1637 году Мильтон отправляется в путешествие по Европе. За два года он объехал Францию, Швейцарию, Италию.
В Италии он посетил всех известных людей того времени, виделся с измученным пытками Галилеем. Ненависть его к папизму и инквизиции возрастала.
По возвращении в Англию он вовлекается в политическую борьбу. Он забывает на время свою честолюбивую мечту сделаться английским Данте. Хотя и в этот период уже были написаны строфы для “Потерянного рая".
Поборник республиканской власти Оливера Кромвеля, он много трудится, приняв должность секретаря при государственном совете.
Но в сердце порой звучали призывные строки “потерянного рая”. Дух Божий звал его на этот подвиг. Врачи предупреждали его о возможности потери зрения, если он не оставит напряженный труд.
И вот прогнозы врачей сбываются. Мильтону было 42 года, когда он ослеп. Внешний мир закрылся для него.
К власти в Англии пришли роялисты. Восстановилась династия Стюартов. начались преследования. Мильтону пришлось бежать.
Мильтон стал опальным. У него отняли большую часть имущества, но оставили жизнь и свободу.
Мильтон погружается в глубокие размышления о величии Бога, о тайне спасения, о подвиге Иисуса Христа.
Как сказано выше, некоторые строфы поэмы “Потерянный рай" были написаны Мильтоном в начале 40-х годов.
В 1660 году его вдохновение забило таким могучим потоком, что все 12 песен “Потерянного рая” были готовы за восемь лет.
Ночью он обдумывал 40-50 строк, а утром начисто диктовал стихи.
Цензура благоговейно отнеслась к рукописи, хотя была очень сурова. Да и автор был “опальный". Цензура не вычеркнула ни одной строчки поэмы. Такова была воля Божия. Скоро нашелся и издатель.
Благодаря своему пуританскому духу поэма имеет высокое религиозное значение. В каждой строчке поэмы, в речах ее героев видны чистые религиозные воззрения Мильтона, как человека истинно верующего в Бога, в Его творческую силу, всепрощающую любовь к человеку. В описании небесных и земных событий Мильтон строго придерживается Библии и с помощью своего поэтического таланта развивает Библейский рассказ, облекает его в высокохудожественную поэтическую форму.
На русском языке имеется несколько переводов поэмы. Может быть наиболее близким к оригиналу является перевод О.Н. Гуминой, осуществленный 100 лет назад в 1898 году. Переведены также его стихотворные переложения псалмов и многие оригинальные произведения.
Полностью читать в PDF формате - Журнал "Логос" 1998, № 3
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.