В. Рыжов: Партитура духовного возрождения
25.06.2015

В. Рыжов: Партитура духовного возрождения

Статья из журнала «Логос» 2002, № 10

Вспомним замечательные и поучительные строки из Библии: «И отвечал Саул слугам своим: найдите мне человека, хорошо играющего, и представьте ею ко мне. Тогда один из слуг его сказал: вот, я видел Иессея Вифлеемлянина сына, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах и видного собою, и Господь с ним» (1 Цар. 16.17). Это о Давиде, псалмопевце, музыканте. Давид пришел к Саулу и служил пред ним и очень понравился царю. И сделался его оруженосцем. И всякий раз, когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, и отрадней становилось Саулу, и дух злой отходил от него. Служить пред царем, и понравиться ему — непросто. Здесь нужен профессионализм. Когда мы читаем этот стих восемнадцатый, то обнаруживаем нечто удивительное в характеристике Давида, музыканта, псалмопевца, в будущем царя, известного Божьего чада. А когда мы открываем учебники психологии и знакомимся с разделом, посвященным музыкальным способностям, музыкальным одаренностям и проблемам воспитания будущих музыкантов, хористов, исполнителей, композиторов, дирижеров, то обнаруживаем, что люди, которые глубоко разбираются в этих вопросах, выделяют именно те качества, о которых говорит Библия.

Автор одной из самых знаменитых книг по психологии музыкальности Борис Михайлович Гейлов использует данные исследований биографий композиторов Римского-Корсакова. Балакирева, Чайковского и выделяет некоторые характеристики музыкальной одаренности. Это — инициативность воображения, богатство зрительных цветовых образов, связь слухового и зрительного воображения: чувство природы, любовь к природе и редкостная способность ее наблюдать. Пели мы обратимся к детству псалмопевца Давида, то заметим что он был связан с природой — любил животных, которых пас, любил живую среду, в которой находился.

Подлинный музыкант духовен. Когда Гайдну на премьере оратории «Сотворение мира» устроили овацию, он, восьмидесятилетний, поднялся и, воздев руки, сказал: «Нет, нет, не я! Оттуда! С небес это идет!» Духовен и Давид. Посмотрите, последнее качество, которое отмечается в нем как в музыканте, это: «Господь с ним». Все есть у него. И хорошо играет, умеет играть, и человек храбрый, разумный в речах, видный собой. Но главное и заключительное — Господь с ним. Не может быть настоящего, глубокого музыканта, если с ним нет Господа. А сколь важное качество — умение эмоционально погружаться в мир музыки. Это особые характеристики внимания — способность отвлекаться, отрешаться от всего и, как в молитве, пребывать в музыкальном пространстве. Чайковский вспоминал, что. работая над музыкой к опере «Евгений Онегин», он трепетал, когда являлась к нему некоторая мысль. При этом он отрешался от всего.

Это чрезвычайно важное качество — умение отрешаться, освобождаться от житейского. Оно сродни способности находиться в молитве. Давид умел это делать. Господь был с ним. Творческая воля — еще одно качество музыканта. «99% пота, — говорил Эпштейн, — и лишь 1% вдохновения». Нас не всегда посещает вдохновение, и не во всех делах поэтому нужна творческая воля. Нужно заставить себя трудиться. Даже тогда, когда нет вдохновения. Оно придет. Особенно, если мы на это призываем имя Господне и Его силу.

Большой музыкант, прежде всего, — большой человек. А большой человек — это человек со Христом. Без Христа, значит, не может быть и большого музыканта. Этого вывода не делает научная психология. Но когда мы открываем Библию и сверяем с Нею научные психологические данные, мы обнаруживаем, что в Библии содержатся изумительные Божьи откровения о природе музыки, о природе человека, который способен быть музыкантом. Ученые в последнее время обнаружили, что генетический код живой клетки подобен тому информационному коду, который содержится в музыкальных формах Баха, Бетховена и других классиков духовной музыки. По-видимому, устройство ЖИЗНИ, ЖИВОЙ клетки и подлинно божественной музыки ритмически или математически близки. Библия вдохновляет не только музыкантов, но и музыковедов. И многие другие специалисты-ученые находят в ней замечательные предвидения.

Помнится, в Нижнем Новгороде проходила вторая международная научно- практическая конференция «Гуманизм и духовность в образовании». В ней приняли участие более 200 крупнейших ученых — деятелей образования, здравоохранения, науки и культуры из России, Польши. Венгрии. Германии, США. 06суждали вопросы, как построить образование, в том числе и музыкальное, таким образом, чтобы наполнить его духовным смыслом и содержанием. Наше отечественное образование сейчас охватывает более 60 млн. молодых людей, начиная от детского сада и первого класса средней школы до последнего курса университета. Они обучаются шесть раз в неделю по шесть часов ежедневно, с ними работает огромная армия педагогов, работает по государственному стандарту. И в этом стандарте обозначено только одно мировоззрение — атеизм, материализм. Все до одного учителя обучают наших детей в духе безбожия. Как же мы получим духовных людей, которые знают, что существует, по крайней мере, два взгляда на мир, и у них по Конституции есть право сделать выбор в пользу одного или другого? Эта проблема была предметом ожесточенных дискуссий на конференции. Мировоззрение ее участников значительно поколебалось, а затем и начало изменяться. Последние слова принятого меморандума звучат так: «Духовное возрождение личности — это то, что должно быть целью и конечным смыслом образования. Без него образование бессмысленно. И человек в этом процессе в конечном итоге должен прийти к познанию и принятию величайшей ценности, ценности веры в Бога. 11о это постигается только в личном, персональном жизненном опыте. К этому можно прийти только лично. И образование должно этому способствовать». Мы видим, как медленно, но неизбежно меняется точка зрения деятелей светского образования.

Обсуждая проблемы музыкального служения в наших церквах, мы должны учитывать этот процесс. Музыка обладает величайшим, от Бога данным потенциалом воздействия, воспитания творческой личности. И если баптистские церкви сегодня открыты миру, значит, они помогут приобщить к миру музыки детей верующих и неверующих. Детей, чьи семьи не в состоянии сами выполнить этот родительский дат г. И это может быть самый благодатный труд для духовного возрождения народа.

Василий РЫЖОВ, профессор, доктор психологических наук.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Логос" 2002, № 10

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.