В.Я. Канатуш: Вера Раав
13.07.2015

В.Я. Канатуш: Вера Раав

Статья из журнала «Братский Вестник» 1993, № 6

"Верою Раав блудница, с миром принявши соглядатаев (и проводивши их другим путем), не погибла с неверными" Евр. 11:31.

Каждый из героев веры занимает в плане Божием отдельное место, обладает строго индивидуальными, присущими только ему чертами. Каждый из них - личность оригинальная, самобытная, наделенная редкими, исключительными качествами. Каждого Господь одарил богатством выдающихся способностей и живой веры, поставив их на том отрезке истории, который предопределило Его премудрое провидение.

Но если бы Бог обходился без инициативы человека, без проявления его воли в исполнении предвечных Своих планов, то все наши рассуждения о героизме веры праведников ничего не стоили бы.

Но это не так.

Есть нечто, целиком и полностью зависящее и от человека - от его воли, усилий, стараний, от его доли участия. За это подвизание Бог и причисляет подвижников веры к сонму "великих" и "сильных" - Ис. 53, 12. Таланты, данные Богом, можно "закопать", а можно пустить в оборот и приумножить и таким образом получить прибыль для житницы Божией - Мф. 25, 14-30. Активность человека играет определенную роль в плане Божием: она может развить дар Божий, успешно употребить его в дело, максимально извлечь из него пользу. Но своим нерадением и беспечностью можно и загубить его. Все это зависит исключительно от нас - нашей веры, усердия, от нашего трудолюбия.

Человеком такого рода в Писании предстает перед нами вторая из женщин, героев веры, по имени Раав.

Мы привыкли считать героями веры выдающихся людей - патриархов, пророков, вождей, апостолов, - одним словом, подвижников, совершавших во имя Господа нечто особенное, необычное и перенесших на поприще веры большие испытания, из которых они вышли победителями. Несомненно, это славные люди. Их подвиги, совершенные верою, бесподобны!

Но Священное Писание предлагает нам другой подход к оценке человеческой личности, ломающий привычные представления. Бог желает, чтобы Его последователи были людьми, свободными от предвзятости, от стереотипов мышления, были бы способны вместить в свое сердце тех, кого порою незаслуженно клеймят или презирают. Не случайно Библия приводит ряд имен, которые по человеческим меркам должны быть отвергнуты, однако, Бог принял их. Отсюда вывод: замечательными людьми в вере могут быть не только праведники, но и грешники. Благость Божия достигает падших и уничиженных, извлекает их из пучины греха, с самого дна человеческой трагедии, преображает и делает святыми. Они становятся драгоценными в глазах Бога через веру. Так Он создает во Христе "новую тварь" - 2 Кор. 5, 17.

Без малейшего смущения Новый Завет представляет целую когорту мужчин и женщин, которые имели изъяны в биографии, но тянулись к свету, к истине, к правде Божией всем своим сердцем, всею душою и были облагодетельствованы Богом. Это и Мария Магдалина, одержимая семью бесами - Мр. 16, 9-10, и самарянка, с которой Иисус так живо беседовал у колодца Иакова - Ин. 4 глава. Это и хананеянка, искавшая милости у Господа для своей бесновавшейся дочери. Именно ей Он сказал такие утешительные слова: "О женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему" - Мф. 15, 22-28.

И ряд других.

Пред нами Раав, тоже хананеянка, представительница того народа, который был отвержен Богом за грехи. Апостолы Иаков (2,25) и Павел (Евр.11,31) называют ее "блудницей". Однако эта грешница своей верой не только опередила многих праведников, но и послужила для многих великим примером.

Вот что пишет о ней Уильям Баркли:

"Память о Раав так прочно запечатлелась в народе Израиля, что апостол Иаков приводит ее в качестве примера того, на какие великие свершения подвигает человека вера. Раввины были счастливы и горды, если они могли проследить свое происхождение от нее. И еще более поразительным представляется тот факт, что ее имя упоминается в родословной Иисуса Христа" - Мф. 1, 5. Клемент Римский тоже приводит ее в качестве выдающегося примера человека, спасшегося верой.

Конечно, вера Раав не была такой блистательной, как у многих других героев веры. Но ее вера просияла там, где была полная тьма, и потому имеет большую цену. В случае с Раав вера Божия открывается нам с новой стороны: язычница, женщина, далекая от Бога и Его закона, однажды услышав о Нем, спасается сама и спасает дом отца своего! Вера ее была столь сильна, что сумела повлиять на близких ей людей. Раав посвятила их в свои планы, извлекла их из сферы поражения и перевела в сферу избавления.

Народ, к которому принадлежала Раав, был предан ужасному идолопоклонству. "Хананейское идолопоклонство, - сообщает словарь Геллея, - было такой комбинацией религии со свободным удовольствованием плотскими страстями, что только люди особой силы воли могли устоять и не поддаться искушению".

Хананеяне были чрезвычайно грешным народом. При этом они являлись для Израиля "петлею и сетью", "бичем для ребр" их и "терном для глаз" - Ис.Нав. 23, 13.

Ханаанские племена не просто не верили Богу. Эти язычники оскверняли землю своими капищами, множеством истуканов и мерзостными делами, принося сыновей и дочерей своих в жертву идолам - Пс. 105, 34-38. Эти народы, бесспорно, слышали о великих и чудных делах Божиих в Египте и на пути Израиля в Ханаан. Но они воспротивились Ему, отвергли Его волю - Чис. 22, 4-7; Ис.Нав. 24, 9. Они предпочли лучше погибнуть, чем покориться Богу и принять Его закон. Ожесточение их было так велико, что они оказались неспособны ни к покаянию, ни к исправлению и превратились в хулителей и врагов Бога, за что и погибли как неверные.

И это очень удивительно, что в таком народе нашлась душа, которая взыскала лица Божия, и Господь помиловал ее. В ней родилась вера, давшая ей силы подняться из бездны греха; и проявилось такое мужество, которое позволило ей решительно выйти из среды хулителей Бога и примкнуть к народу Божию.

Вера Раав наполняет радостью и тихим светом души тех, кто подобно ей, был недостойным и негодным в этом греховном мире, но обратился к Богу, сокрушился, смирился и покаялся, а потому обрел в Нем прощение, благословение и смысл своей жизни. Вера помогла и подняться из "глубины рва" и "тинистого болота" и поставить ноги свои на камне - Иисусе Христе. В Нем грешник обретает полное умиротворение души.

Писание свидетельствует о Раав, что она "верою... не погибла с неверными". Слово Божие говорит: "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными" - 2 Кор. 6, 14-18.

Именно из такого народа вышла верою Раав и вошла в среду истинных поклонников Бога. На решительный разрыв с грехом, со своим греховным прошлым способна только вера, рожденная Духом Святым. Такая вера нашла место в сердце хананеянки. Бог видел ее сердце и ее готовность послужить народу Божию; видел, что душа ее томится и ищет выхода, и протянул ей руку. Библия изображает ее смелой и решительной женщиной. Когда Бог предоставил ей шанс для спасения, она им воспользовалась. В укрывательстве израильских разведчиков она проявила удивительную находчивость и смекалку.

Ее жилище находилось в городской стене, окружавшей Иерихон. Кроме того, она жила у самых ворот. Когда донесли царю о том, что Раав приняла у себя израильтян, ее призвали к ответу. Но она не выдала разведчиков, спрятав их в снопах льна, раскинутых на кровле дома для просушки.

Это был риск. Но рискуя, она спасла соглядатаев. "Мы слышали, - говорила она им, - как Господь иссушил перед вами воды Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом... Когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком из нас не стало духа против вас; ибо Господь, Бог ваш, есть Бог на небе вверху и на земле внизу" - Ис. Нав. 2, 10-11.

Таким образом перед двумя израильскими юношами она исповедовала веру в Бога. Она правильно поняла сущность Бога, что Он есть Владыка всей вселенной и каждой души в отдельности. И в отличие от своего народа, который пошел по пути неверия, по пути ожесточения сердца и упорного противления Богу, она искала в" Нем спасение. В ее сердце зародилась живая вера, что Бог помилует ее, если она послужит Его народу.

Вместе с тем в ней рождается и крепнет удивительная светлая вера в особое избрание Израиля перед народами земли и особую миссию среди народов. И эта мужественная вера ее созрела в сознательное, твердое убеждение, о чем она так уверенно заявляет соглядатаям.

"Я знаю, что Господь отдал землю сию вам" - Ис.Нав. 2, 9, - сказала она.

Откуда же ты это знаешь, Раав? Благодаря истинной вере - и она не ошиблась.

Апостол Иаков, характеризуя веру и дела веры, ставит нам в пример Раав и пишет о ней такие проникновенные слова: "Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" - Иак. 2, 24-26.

Эти слова показывают, что вера Раав была так глубока, что она приложила все свое старание, чтобы подтвердить ее в делах. Причем не просто в добрых делах, но в делах веры. Дела ее были плодом ее веры, которая шагнула так далеко, что достигла благодати Божией, явившейся в мир спустя полторы тысячи лет.

В знак благодарности соглядатаи дали ей удостоверение в том, что ни она, ни ее родственники не погибнут, если войдут под кров ее дома, где будут с верою ожидать избавления. Удостоверением этого обещания была для них червленая веревка, которую необходимо было привязать к окну. Это был условный знак. Червленая веревка по ветхозаветному установлению являлась символом очищения от проказы - Лев. 14: 4, 6, 52, и от прикосновения к мертвому телу - Чис. 19: 6, 13. Червленая веревка, в новозаветном понимании, является символом спасения через жертву Господа нашего Иисуса Христа и Его пролитую Кровь.

Когда пали стены Иерихонские, и город был предан заклятию и уничтожению, дом Раав, находившийся в городской стене, остался невредим и все, кто туда вошел, не погибли - Ис. Нав. 6, 24. Так дело веры этой женщины не было забыто Богом. Он помнит тех, кто жертвенно полагает за Него свою жизнь и уповает на Его помощь - Ис. 41: 10-13; 43:1-2; Л к. 12: 6-7.

И не только это. Но о Раав сказано, что "она живет среди Израиля до сего дня" - Ис. Нав. 6, 24. Что это значит?

На первый взгляд может показаться, что она просто поселилась среди евреев, как поселенка. Такие всегда были в Израиле - Исх. 22: 21; Лев. 19: 33-34; Вт. 10: 17-19. Но надо посмотреть на этот вопрос шире. Верою Раав спаслась не только от гнева и суда Божия, постигших ее неверный народ, но и вошла в наследие Его, получила вечный удел в Господе. Поэтому она осталась жить среди этого народа навсегда и пользовалась теми же благословениями, которые Бог посылал для Израиля.

Как свидетельствует Писание - Мф. 1: 5, - Раав стала женою Салмона, князя колена Иудина, прямого потомка Авраама, Исаака и Иакова. От нее родился Вооз, прадедушка Давида - Руф. 4, 21.

Удивительно и то, что в Новом Завете Бог подтвердил ее избрание.

Уильям Баркли в связи с родословием Иисуса Христа пишет следующее: "Вообще уже само существование этих имен в родословной представляет собой чрезвычайно удивительный и необычный феномен... Здесь, в самом начале, Матфей в символах раскрывает суть Евангелия Божия в Иисусе Христе, потому что он показывает, как падают барьеры. Исчез барьер между иудеем и язычником. Раав, женщине из Иерихона, и Руфи, моавитянке, ив шлось место в родословной Иисуса Христа. Уже в этом получила отражение истина, что во Христе нет ни иудея, ни еллина.

Исчезли барьеры между женщинами и мужчинами. В обычной родословной не было женских имен, но в родословной Иисуса они есть. Старое презрение прошло; мужчины и женщины одинаково дороги Богу и одинаково важны для Его целей.

Исчезли барьеры между святыми и грешными. Бог может использовать для Своих целей и вписать в Свой план даже того, кто много грешил. "Я пришел, - говорит Иисус, - призвать не праведников, но грешников к покаянию" - Мф. 9, 13. Уже здесь, в самом начале Евангелия, есть указания на всеобъемлющую любовь Божию. Бог может найти Своих слуг среди тех, от которых с содроганием отвернутся ортодоксальные иудеи".

О, как велика милость Божия к смиренным и сокрушенным сердцем! Хотя они и запачканы грехами и пороками, но если взыскали Бога с верою, как Раав, то спасутся! Вера Раав - это вера, спасающая из страшного плена греха, независимо от происхождения человека. Освободившись от неверия, она верою получила оправдание и праведность Божию и вошла в число героев веры.

Здесь открывается одна из великих тайн Царства Небесного: для благодати Христа, идущей к сердцу человека через веру, практически не существует таких грехов, из которых она бы не могла бы освободить человека. Апостол Павел пишет: "Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать" - Рим. 5, 21.

Благодать Божия сильнее всех грехов, вместе взятых. Она разрушает силу закона греха и смерти и спасает человека из бездны пороков.

Благодаря покаянию человека благодать Христа силой Божией спасает от самой сильной проказы греха. Она спасает не по делам, а по вере; не за заслуги, а исключительно по милости. "Благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" - Еф. 2, 8-9. В деле спасения на первом месте стоит вера в искупительную жертву Христа, в Его заслуги, дающие нам оправдание по вере - Рим. 4: 25; 5: 1.

Итак, оправдание по вере - величайший библейский принцип; вера является главной силой в духовной жизни христиан. В виду того, что эта истина остается многими непонятной, особенно тем верующим, которые ищут праведности от своих дел, рассмотрим этот вопрос подробнее. Бог ненавидит все то, что приносит вред человеку. Принцип достижения спасения своими делами в конечном результате приводит к духовной смерти - Рим. 8, 1-8. Тех, кто и поныне утверждает свое спасение на делах, Писание называет плотскими, а их состояние характеризует как вражду против Бога. Плотскими они называются за свою половинчатость и раздвоенность: с одной стороны, они веруют в Бога, с другой - опираются на дела - Гал. 2, 21. Но нельзя смешивать благодать с подзаконностью и делами плоти. Одно из двух: или Христос спасает всецело, или Он вовсе не Спаситель.

Принцип "Ты должен", то есть спасение собственными делами, лишает крест Христов его славы и отнимает от нас всякий мир. Отнимает потому, что если спасение зависит от того, что мы из себя представляем, или от того, что мы делаем, то погибнем - Рим. 11: 6; Гал. 4: 28-31. Ведь закон Моисеев гласит, что "нет праведного ни одного" - Рим. 3: 10;

Пс. 13: 1-3; 52: 4, "все согрешили и лишены славы Божией" - Рим. 3: 23; 5: 12 и что "делами закона не оправдается никакая плоть" - Рим. 3: 20; Гал. 2: 16. Если спасение есть дело благодати, то оно всецело является делом благодати. Спасение не может быть наполовину делом благодати и наполовину делом закона. Если это "Агарь" (плоть), то Бог устранен; если это Сарра" (благодать), то человек исключен - Рим. 4: 1-3.

Оправдание человека по вере представляет Бога всем, а человека ничем - Рим. 5: 1-2. Сердца наши всегда склонны основывать наш доступ к Богу на том, что мы есть, и что есть в нас самих, тогда как Дух Святой желает всегда направлять наш взгляд на Христа. Положение верующего обуславливается не тем, что он есть или каков он, но тем что Спаситель принял за него совершенную жертву, умиротворяющую и сердце и совесть.

Все, кто верою принимает эту истину, насладятся обилием мира Божия, который не могут ни дать, ни отнять - 1 Пет. 2: 24; Рим. 8: 31; Евр. 9: 12-14. Вера в оправдание Христово, в очищение Кровью Его дает человеку праведность Божию, истинную святость - Флп. 3:3-9. По завету благодати вера является Главенствующей силой. Человек верует и потому получает силу от Бога смело и радостно совершать святые дела - Ин. 4: 34. Вера усовершает, освящает человека, делает его "семенем Божиим" - Рим. 9: 8, сыном Всевышнего - Гал. 3: 26-27.

И как удивительно, что эту тайну благодати Божией - оправдание по вере - язычница Раав поняла и применила к своей жизни. Как могла она, не просвещенная в познании Бога, верою предвосхитить то, что выше закона - благодать Христа? Она шагнула в вере дальше самого Израиля. Ее сердцем, ее душою руководил Дух Святой, и потому она предвосхитила спасение по милости человеколюбивого Бога. В этом и заключается героизм ее веры.

И последняя важная мысль: самые великие грешники часто становятся великими святыми перед Богом; ибо как только благодать касается их сердца, они ясно сознаютсвою греховность, свое гибельное состояние и решительно спешат к Богу за прощением и освящением. Господь смотрит на сердце человека, а не на вид лица его - 1 Цар. 16: 7. И если сердце верует к праведности, а уста исповедуют ко спасению - Рим. 10:9-10, - Он спасет таковых. Это и подтвердила собою хананеянка Раав.

Господь охотно принимал грешников. Мы читаем: "И когда Иисус возлежал в доме, - читаем в Евангелии, - многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его" - Мф. 9: 10. И еще: "Много их было, и они следовали за Ним" - Мр. 2: 15. За это самоправедные, высокомерные фарисеи с пренебрежением называли Спасителя "другом мытарей и грешников" - Мф. 11: 19. Иисус Христос видел жаждущие сердца этих бедных людей, готовых к покаянию и вере в Его благодать, жалел их и потому принимал и спасал их. А они с радостью принимали Его истину и следовали за Ним. Законникам и фарисеям, величавшимся перед Ним, Он говорил суровое, но справедливое слово: "Мытари и блудницы вперед вас идут в Царствие Божие" - Мф. 21: 31.

История Церкви показала, что действительно многие из великих грешников опережали многих самоправедных людей. Об Израиле, который не принял благодати Христа Господь сказал: "Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю" - Мф. 8: 11-13. Как велика благость Божия; поверженным грехом, но ухватившимся за руку Его, Он оказывает помощь. "Сказываю вам, - заявил Господь фарисеям, - что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" - Лк. 15: 7.

Слово Иисуса Христа не расходилось с Его делами. В число двенадцати апостолов избран мытарь Матфей - Мф. 10: 3. Великая грешница Мария Магдалина стала одной из самых приближенных Его учениц - Мр. 16: 9, Лк. 8: 2. К мытарю Закхею Он вошел в дом, назвав его "сыном Авраама" - Лк. 19: 1-10. С самарянкой Он беседовал у колодца, открыв ей источник воды живой, и она стала Его благовестницей в Самарии. Воистину, "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" - Мф. 18: 11. На примере Раав блудницы и ее веры мы начинаем понимать величие и силу спасающей благодати Христа. Церковь на небесах будет вечно прославлять Бога за Его благодать, явленную через Спасителя роду человеческому.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1993, № 6

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.