Я.И. Жидков: Преображение
11.08.2015

Я.И. Жидков: Преображение

Статья из журнала «Братский Вестник» 1947, № 4

Три счастливца из двенадцати учеников - Петр, Иаков и Иоанн лицезрели преображенного Христа на одной из гор в Палестине. Принято думать, что Христос преобразился на Фаворе, но возможно, что это событие произошло на другой горе - Ермоне. Петр уже в дальнейшем сообщает об этом следующее: "Мы... возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа... бывши очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе" (2 Петра 1, 16 - 18).

Христос Иисус во плоти был человек, во всем подобный нам, кроме греха, и по одному внешнему виду Его трудно было отличить от любого другого человека. Но в момент преображения Он принял совсем необычный, торжественный, небесный вид: "Он преобразился пред ними".

Три евангелиста описывают Его преображенный лик такими словами:

Матфей 17, 2 - "Просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет".

Марк 9, 6 - "Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить".

Лука 9, 28 - 29 - "Взошел Он (Иисус) на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею".

Христос не был одинок в славе преображения. Непосредственными участниками этой славы Его были два светлых мужа - Моисей и Илья, пророки древности. Их явление подчеркнуло великое значение этого события и сделало его более торжественным в глазах очевидцев: "Два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме" (Луки 9, 60 - 31).

Все это произвело на трех учеников необыкновенное, чарующее впечатление. Петр даже обратился ко Христу с восторженным предложением: "Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии". Но Писание говорит далее: "Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И услышавши, ученики пали на лица свои ;и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: Встаньте и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса" (Матф. 17, 5 - 8). Так совершилось это событие, оставившее глубочайший след в сердцах присутствующих здесь учеников на всю их жизнь. Оно дало им все основания утверждать, что Иисус из Назарета был не только истинным Человеком, но и истинным Богом. Апостол Иоанн ясно пишет о Христе: "Сей есть истинный Бог и жизнь вечная" (I Иоан. 5, 20).

Ценность преображения Господня состоит в том, что ученики у видели своими плотскими очами в Иисусе из Назарета прославленного Сына Божия. Таковым они признали Его и так о Нем свидетельствовали. После того, когда распятый, а затем воскресший Иисус вознесся во славе, ученики пошли возвещать Его Евангелие, постоянно сохраняя в душе чудный, преображенный и прославленный образ своего Господа. Это давало им Великое дерзновение говорить о Нем небоязненно всем. Не только ученики получили силу дерзновенно говорить о Господе, но и все верующие по слову их, все "близкие и дальние" с таким же вдохновением "если эту благую весть о прославленном Спасителе грешников.

Преображение не закончилось на Фаворе - оно бесконечно продолжается в нас, верующих в Него и любящих Его. Об этом говорит апостол Павел: "Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор. 3, 18). Господь наш Иисус Христос преображенный и прославленный находится в горних обителях на престоле Отца Своего. Он хочет теперь, чтобы все мы, верующие в Него, преображались "в тот же образ", в Его образ. Преобразившись перед учениками, Он извне сиял славой и величием. Но слава Божия и Его величие сияли в характере и в служении Христа. Он призывал к Себе людей, говоря: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Матф. 11, 28). И ныне Он призывает всех нас и успокаивает. А успокоенным, очищенным от грехов святой кровью Его, спасенным Его благодатью, Он говорит: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Матф. 11, 29). Какой простор! Какое славное поприще нашего преображения - стать такими же кроткими и смиренными, как Он Сам, по Его образу, по Его примеру. Тогда Он мог бы видеть, что мы "поступаем в мире сем, как Он 1(1 Иоан. 4, 17).

Преображаясь в Его образ по характеру, по внутреннему существу нашему, усваивая Его любовь и мудрость, мы, без сомнения, преобразимся и в нашей внешней деятельности, в нашем служении, которое будет совершаться в полном согласии с Его волей, в послушании Ему. Иисус говорил: "Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать" (Иоан. 9, 4). Он делал славные дела Своего Отца и делал неустанно, не покладая рук. Это делание Его было сущностью того прекрасного служения, которое Он совершал постоянно в течение кратких трех с половиной лет. Он ясно поставил перед Собой цель я следовал ей: "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" (Иоан. 4, 34). Характер Своего служения Иисус ясно определил словами пророка Исаии, записанными также евангелистом Лукой (4, 18 - 19): "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу. Проповедовать лето Господне благоприятное". Далее евангелист Лука пишет: "И Он (Христос) начал говорить: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Луки 4, 21). Каждодневно Господь нес такое высокое служение, благотворя всем. За три с половиной года Своей общественной деятельности Христос столько драгоценного сделал, столько неоценимо-прекрасного сказал, что "если бы писать о том подробно - говорит евангелист Иоанн, - то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг" (Иоан. 21, 25; сравните 20, 30). Так действовал и служил наш Спаситель, сияя великой славой Божией.

Желая, чтобы верующие преображались в образ Христа, апостол Павел указывает на необходимость преображения в служении. Юн пишет: "Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем..." (Гал. 6, 9 - 10). Спаситель, призывая нас делать добро, возглашает: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Матф. 5, 16). Если мы постоянно будем являть чудные черты Его характера - кротость и смирение, если мы постоянно будем творить дела Его любви, дела добра, то всем этим мы будем сиять Его светом, озаряя всех Его любовью. Всякий, видя нас, скажет: "Это Его сын", или: "Это Его дочь", - воздавая таким образом славу Отцу нашему Небесному. "Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками" (Иоан. 15, 8).

Преображение в образ Христа совершается не только каждым из; нас в отдельности, в проявлениях нашей личной христианской жизни, - но и в нашем Совместном служении Господу, в служении Церкви. Служение наших церквей должно явить собою служение преображенного христианства. В чем это может проявиться видимым образом? Мы можем отметить несколько моментов.

"Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит" (2 Кор. 3, 6). "Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением" (там же, 12 стих). Великая опасность существует, как и в дни Христа, все служение Богу обратить в форму, быть правильными по букве Писания, стать своего рода фарисеями, и при этом утратить дух жизни Христовой, дух слов Христовых, дух Его славных поступков. Имея ясные указания в деле строительства Его Церкви на земле, мы не можем пренебрегать этими указаниями и должны следовать им, как в большом, так и в малом. Мы должны следить за тем, чтобы церковные формы, правила, порядки не угасили в нас духа жизни во Христе Иисусе. Дух Христовой жизни важнее всех правил, форм, установлений. Пусть в формах, Указанных Им Самим или Его апостолами, и осуществляемыми в Церкви, постоянно ярко горит огонь Его святой жизни, ревностного служения и поклонения Ему в духе и истине, и любвеобильном служении ближнему. Наши церкви должны постоянно быть теми благословенными гостиницами, куда чудный, милосердный Самарянин - наш Господь Иисус Христос - всегда мог бы приводить и приносить израненных и избитых в жизненной борьбе человеков, дабы они находили там покой и утешение.

Насколько мы можем видеть, наши христианские общины в СССР наиболее близки, и по своей форме и по духу жизни в них, к преображенному христианству, к тому христианству, центром которого является Христос, глава Своей Церкви. Христос является для нас самым ценным, самым дорогим сокровищем, ибо Бог "все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 22 - 23). Преображенное христианство видно прежде всего в том духе единства, который охватил все церкви евангельских христиан-баптистов в нашей стране, так что они отбросили все свои прежние распри и решили преодолеть все свои разномыслия, ради того, чтобы выполнить Его чудный завет и Его молитву: "Да будут все едино!" Господь дал нам замечательные возможности проводить дело единства в жизни наших церквей. Мы счастливы тем, что единством в наших рядах мы стали наиболее близки к первохристианству, к христианству апостольских времен. Служение Господу в наши дни мы также стремимся уподобить первохристианскому служению и по простоте организации, и по простоте богослужения. Наши проповеди, духовные песнопения, молитвы просты и понятны всем. Любой человек, присутствующий в наших собраниях, может сказать о нас: "Сии говорящие не все ли галилеяне?" (Деян. Ап. 2, |7).

Современные протестантские церкви на западе усложнили свои организации и свое служение устройством бесчисленных учреждений и комитетов. Там существуют женские комитеты, молодежные комитеты, комитеты воскресных школ, комитеты помощи и т. д., - точь в точь, как в мирских организациях разного рода. Между этими комитетами нередко существуют разные неполадки, идут бесконечные пересуды и споры. Мы тоже в свое время испытали на практике все эти организации - женские и юношеские кружки, детские собрания и т. д. и т. п., - и знаем, сколько это вносило неполадок и неустройств в ряды наших церквей. Требовались бесконечные заседания, чтобы улаживать недоразумения, возникающие среди кружков и их участников. А теперь самой обстановкой жизни Господь освободил нас от ненужных наслоений на теле Его Церкви. Таким образом, наши общины представляют теперь одну семью. Здесь и старые, и молодые, и дети, и мужчины, и женщины, - все назидаются и поучаются, все дружно славят своего Господа и Спасителя, все дружно служат Ему и людям. Такова простая структура (устройство) нашей евангельско-баптистской церкви.

В практическом руководстве церковью мы тоже стараемся подражать порядку, существовавшему во времена апостолов. Апостольский Собор в Иерусалиме был авторитетным и для самих апостолов и для церквей на местах. Апостолы Петр и Павел прислушивались к голосу Собора и выполняли его указания. Последнее апостол Павел удостоверяет, словами: "Что и старались исполнять в точности" (Гал. 2, 10). Подобно этому и у нас имеется Всесоюзный Совет, с его Президиумом в Москве, состоящий из наиболее авторитетных в настоящее время братьев - представителей трех бывших евангельских течений, объединившихся в один Союз. Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов - это не бесконтрольная "верхушка" народа Божия, не командиры, а дружное сообщество старейших по вере братьев, любящих Господа Иисуса и Его святое дело и, в свою очередь, любимых народом Божиим. Это люди, которые имеют за плечами многолетний опыт служения Богу и Его народу.

Апостол Павел писал своему ученику Титу: "Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал" (Титу 1, 5). Приблизительно то же он говорит и другому своему сотруднику, Тимофею, который по поручениям апостолов имел служение в разных местах (Филип. 2, 19). Подобно сему мы имеем наших старших (республиканских, краевых и областных) пресвитеров, которые наблюдают за жизнью поместных церквей и их работников. Эти старшие пресвитеры являются также наиболее авторитетными работниками в своих республиках, краях или областях. Далее идут пресвитеры общин и, где это нужно, диаконы (помощники пресвитера). И те и другие избираются своей церковью и утверждаются на дело служения Старшими пресвитерами и Всесоюзным Советом. Сама религиозная община, состоящая из известного количества верующих - сколько их есть в дайной местности, - группируется вокруг своего любимого пастыря - пресвитера. Все члены общины заняты своим служением: кто проповедует, кто поет, кто декламирует, кто посещает, кто помогает. А руководит всем одно лицо - пресвитер. Дети учатся у родителей богопознанию и богопочитанию, послушанию и труду (Ефес. 6, 1 - 4; Колос. 3, 20). Молодежь вместе со всей церковью ревностно служит Господу, внося оживление в среду верующих. Там, где есть верующие молодые силы, там бодрость, свежесть, радость и доброе ликование перед Богом.

Таким образом, в устройстве наших общин имеется достаточная демократичность, скрепленная духовным авторитетом их руководства. Поэтому служение Богу идет наиболее успешно и плодотворно. Дорожа временем, не тратя его на многочисленные продолжительные заседания, наши общины заняты своими прямыми обязанностями - спасением душ через проповедь Святого Евангелия и духовным воспитанием верующих, приготовляя их ко дню славного и чудного явления Господа.

Таков путь преображенного христианства, построенного по указанию Спасителя и Его апостолов, христианства, спаянного духом любви и служения, и осуществляющего в своей жизни всегда и неотступно вечные заветы Господа.

Будем же всегда твердо помнить завет Небесного Отца, данный всем нам на горе преображения: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте".

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1947, № 4

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.