Я. И. Жидков: Догматические беседы
15.09.2015

Я. И. Жидков: Догматические беседы

Статья из журнала «Братский Вестник» 1948, № 3

О Боге и святой Троице

Есть один Бог и нет иного, кроме Него (Марк 12, 29, 32; Иоан 17, 3), Бог есть дух (Иоан 4, 24), живой (Иерем. 10, 10; 1 Фесс 1, 9), личный (Римл. 9, 22 - 23; 1 (Кор. 2, 11), беспредельный (Пс. 144, 3), самобытный (Исх 3, 4; 1 Иоан 2, 13), неизменяющийся (Мал. 3, 6), совершенный (Матф 5, 48), истинный (Иоан. 17, 3), святой (Ис. 6, 3), вечный (Втор. 32, 40; Пс. 89, 3; Иер. 10, 10; Ис. 40, 28), необъятный (3 Цар 8, 27; Римл. 8, 39; 11, 33 - 36), всесвободный (Ефес. 1, 11; Пс. ИЗ, 11), вездесущий (Пс. 138, 7; Деян. 17, 27), всеведущий (Евр. 4, 13), премудрый (Римл. 14, 26; 1 Тим. 1, 17), всемогущий (Быт. 17, 1), всеблагой (Римл 2, 4; Матф. 19, 17), верный в обетованиях (1 (Кор 1, 9, 2 Кор 1, 20), праведный и справедливый (Втор 32, 4; Пс. 7, 9 - 12).

В Боге едином по существу три ипостаси (лица) (Евр. 1, 3; 1 Иоан. 5, 7) - Отец и Сын и Дух Святой. Отец рождает (Пс. 2, 7; Иоан. 3, 16) и посылает Сына (Иоан. 5, 36); от Отца исходит Дух Святой (Иоан. 15, 26) и Отец посылает (Иоан. 14, 26) Духа Святого; Сын посылает Духа Святого (Иоан. 15, 26).

Но Отец - Бог (1 Кор. 8, 6); Сын есть Бог (1 Иоан. 5, 20; Тит. 2, 11 - 13; Римл 9, 4 - 5); Дух Святой есть Бог (Деян. 5, 3 - 4; 1 Кор. 3, 16); и син три (Св Троица) суть едино (1 Иоан. 5, 7), нераздельны (Иоан. 1,1; Иоан 1, 18, 17, 22 - 23, Иоан. 4, 24) и равны друг-другу. (Кол. 2, 9 - 10; 1, 15 - 17; Иов. 33, 4); в этой Св. Троице нет "и первого, ни последнего, ни меньшего, ни большего. Единый Бог есть св. Троица; св. Троица есть единый Бог, а Он - "все во всем" (1 Кор. 15, 28).

О сотворении мира

Вначале Бог сотворил небо и землю, солнце, луну и звезды (Быт. 1 и 2 гл , Деян. 17, 24), все видимое и невидимое (Кол. 1, 16; Евр. 11, 3; 1 Кор. 8, 6, Откр. 4, 11, Пс. 88, 12) для проявления Своей вечной силы, и могу щества, и многоразличной премудрости (Ефес. 3, 9 - 10); для того, чтобы все служило Ему (Пс. 118, 91; Ис. 66, 1) и прославляло Его (Пс. 148, 2 - 7). Бот сотворил также человека по образу и подобию Своему (Быт. 1, 27; 5, 1, Иак. 3, 9); и "от одной крови произвел весь род человеческий": 1) для "обитания по всему лицу земли" (Деян. 17, 26), 2) для непрестанного восхваления Его (Пс. 66, 4); 3) для вечного стремления к Нему (Деян. 17, 26 - 28); 4) для добрых дел (Ефес. 2, 10); 5) для бессмертной (Быт. 2, 9. 17), свободной (2 Кор. 3, 17), святой (Матф. 5, 8; 1 Петр. 1, 16) и блаженной (Быт 2, 8) жизни в непрестанном общении с Богом (Быт. 2, 16; 3, 8; Матф.5, 8), 6) для владычествования над всем, живущим на земле (Быт. 1, 26; Пс. 8, 5 - 9). Для служения Себе (Евр. 1, 7; Пс. 102, 20) и спасаемым Им человеческим душам (Евр. 1, 14), и исполнения Своих предначертаний, раньше сотворения земли (Ефес. 3, 10; Иов. 38, 6 - 7). Бог сотворил ангелов (Пс. 148, 2 - 5; Кол. 1, 16), бесплотных существ - духов (Евр. 1, 14), превосходящих людей крепостью и силою (2 Петр. 2, 11), неисчислимых по количеству (Откр. 5, 11) и разных наименований и степеней власти (Кол. 1, 16, 1 Фесс. 4, 16). Ангелы всегда находятся пред лицом Отца Небесного (Откр. 22, 8 - 9; Кол. 1, 16; Ис. 6 гл); радуются о спасении грешников (Лук. 15, 10); наблюдают за жизнью народов и детей (Дан. 10, 12, 13 - 21; Н, 1; Матф. 18, 10), за жизнью церквей (1 Кор. 11, 10; 1 Тим. 5,21) и посылаются Богом для наказания наглых хулителей Бога (Деян. 12, 23). Хотя ангелы превосходят человеков по совершенствам своего существа, но воздавать им поклонение слово Божие запрещает. (Откр. 22, 8 - 9). Некоторые из ангелов не сохранили своего достоинства и согрешили, за что Бог связал их узами адского мрака (Иуд. 6; 2 Петр. 2, 4). Главнейший из них "не устоял в истине", сделался человекоубийцей (Быт. 3, 1; Иоан. 8, 44) и получил название - диавола.

О средствах к познанию вечной истины

(Тим. 2,4; Пс. 118, 144)

Для познания Своей вечной истины Бог дал два пути человеку (Пс. 8, 2; Иоан. 2, 22)- А. - откровение внутреннее (неписанное) (Иоан. 16, 13; 1 Кор. 14, 20; 1 Иоан. 2, 20 - 21) и Б. - откровение внешнее (писанное) (Исх. 31, 18; Римл. 1, 2).

А. - Откровение Божие внутреннее (неписанное) передавалось в пер вые времена жизни человека через явление Бога (Быт. 7, 1; Исх. 11, 1), ангелов (Быт. 19; Лук. 1, 26), или пророков (1 Царств. 15, 1; Деян. 9, 10), или непосредственно через видение (Быт. 15, 1; 28, 12 - 19) и внутреннее внушение (Пс. 15, 7). По учению Свящ. Писания откровение внутреннее есть то "помазание от Святого", которое, будучи "истинно и неложно", пребывает "во внутренней храмине верующих" и учит их "всему (1 Иоан. 2, 20 и 27). Эго голос "Духа истины", Который наставляет верующих на всякую истину (Иоан. 16, 13). Внутреннее откровение Божие не прекратилось Дух Святой и в настоящее время "свидетельствует духу нашему" и производит Свои "проявления на пользу" в каждом верующем человеке (сердце) (Римл. 8, 16; 1 Кор. 12, 7, 8 - 10).

Без внутреннего откровения человеку недоступно откровение внешнее (Лук. 24, 45); но внутреннее откровение не может противоречить откровению внешнему (писанному) - Слову Божию. Если оно не согласуется с писанным, то оно не истинно (1 Кор. 4, 6; Гал. 1, 8).

Б. - Откровение Божие внешнее (писанное) есть Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, которое содержит в себе слова избранных мужей, патриархов, пророков, чрез которых Бог говорил "многократно и многообразно", а впоследствии - в Сыне Своем (Евр. 1, 1 - 2). "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тим. 3, 16 - 17); "живо и действенно" (Евр. 4, 12); содержит в себе истину л только - истину (Матф. 24, 35) и совершенно достаточно для того, чтобы мы спаслись и имели жизнь вечную (Иоан. 5, 39; 17, 17; 20, 31; Пс. 118, 138, 142); имеет вечное, непреходящее значение, ибо скорее небо и земля прейдут, а слова Божий не прейдут. Поэтому Священное Писание вместе с внутренним откровением, которое с ним согласуется, есть единственное истинное руководство в деле спасения человека, и нет иного. Само Священное Писание предупреждает нас от принятия каких-либо руководств и человеческих преданий (Марк. 7, 3 - 8; Матф. 15, 3).

Вероучения или катехизисы не могут суживать значения Свящ. Писания или заменить его в смысле руководства для верующих. Катехизисы и вероучения могут быть полезны для ознакомления с евангельской истиной в общих чертах для лиц, требующих от верующих "отчета в уповании". Но истинным руководством всегда, и всюду, и во всем для евангельских христиан-баптистов является Слово Божие и внутреннее откровение, с ним согласное.

Священное Писание мы признаем исключительно в каноническом составе.

Оно состоит из следующих книг: 39 книг Ветхого Завета. 27 книг Нового Завета.

Книги Ветхого Завета: 1. Первая книга Моисея - Бытие, 2. Вторая книга Моисея - Исход, 3. Третья книга Моисея - Левит, 4. Четвертая книга Моисея - Числа. 5. Пятая книга Моисея - Второзаконие, 6. Книга Иисуса Навина, 7. Книга Судей Израилевых, 8. Книга Руфь, 9. Первая книга Царств, 10. Вторая книга Царств, 11. Третья книга Царств, 12. Четвертая книга Царств, 13. Первая книга Паралипоменон, 14. Вторая книга Паралипоменон, 15. Книга Ездры, 16. Книга Неемии, 17. Книга Есфирь, 18. Книга Иова, 19. Псалтирь, 20. Книга Притчей Соломоновых, 21. Книга Экклезиаста, или Проповедника. 22. Книга Песни Песней Соломона, 23. Книга пророка Исайи, 24. Книга пророка Иеремии, 25. Книга Плач Иеремии, 26. Книга пророка Иезекииля, 27. Книга пророка Даниила, 28. Книга пророка Осии, 29. Книга пророка Иоиля, 30. Книга пророка Амоса, 31. Книга пророка Авдия, 32. Книга пророка Ионы, 33. Книга пророка Михея, 34. Книга пророка Наума, 35. Книга пророка Аввакума, 36. Книга пророка Софонии, 37. Книга пророка Аггея, 38. Книга пророка Захарии, 39. Книга пророка Малахии.

Книги Нового Завета: 1 Евангелие от Матфея, 2. Евангелие от Марка, 3. Евангелие от Луки, 4. Евангелие от Иоанна, 5. Деяния святых Апостолов, 6. Послание Иакова, 7. Первое послание Петра, 8. Второе послание Петра, 9. Первое послание Иоанна, 10. Второе послание Иоанна, 11. Третье послание Иоанна, 12. Послание Иуды. 13. Послание к Римлянам. Первое послание к Коринфянам, 15. Второе послание к Коринфянам, 16. Послание к Галатам, 17. Послание к Ефесянам, 18. Послание к Филиппийцам, 19. Послание к Колоссянам, 20. Первое послание к Фессалоникийцам, 21. Второе послание к Фессалоникийцам, 22. Первое послание к Тимофею, 23. Второе послание к Тимофею, 24. Послание к Титу, 25. По слание к Филимону, 26. Послание к Евреям, 27. Откровение Иоанна (Богослова).

Апокрифические книги 1. Вторая книга Ездры. 2. Третья книга Ездры, 3. Книга Товита, 4. Книга Иудифь, 5. Книга Премудрости Соломона, 6. Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова, 7. Послание Иеремии, 8. Книга пророка Варуха, 9 - 11. Первая, вторая и третья книги Маккавейские, 12. Прибавления к книге Даниила, с 24-го по 91-й, третьей главы, и целиком 13 и 14 главы. Прибавление к 36-й главе второй книги Паралипоменон - молитва Манассии, 14. В конце Псалтиpь - Псалом Давида на единоборство с Голиафом, 15. В книге Есфирь - дополнениях к 1, 1; 3, 12; 4, 17; 5, 1 - 2; 8, 12; 10, 3.

Эти писания мы не признаем за богодухновенные и не принимаем их к руководству, так как они неизвестного происхождения на еврейском языке, на котором написаны книги Ветхого Завета, их нет, и они имеются только на греческом языке. Кроме того, содержание их противоречит, в некоторых частях, содержанию других книг Священного Писания (1 Фес. 5, 21)

О Промысле Божием

Бог, сотворивший мир, не остается безучастным зрителем того, что происходит. Бог промышляет о мире (Иов. 34, 13), то-есть Он сохраняет творения, содействует или помогает им (Неем. 9, 6; Пс. 36, 6, Евр.1, 2 - 3, Иов. 26, 2) и управляет ими (Пс. 85, 17).

Управление Божие простирается 1) на всю вселенную (Пс. 102, 19), 2) на природу и ее стихии (Дан. 4, 32; Ефес. 1, 10 - 11; Пс. 134, 6 - 7), 3) на животных (Пс. 103, 21 - 30, Матф. 6, 26; Лук. 12, 24), 4) на судьбы наро дов и людей (Иов. 12, 23), 5) на предметы или события, кажущиеся незначитальными (Матф 6, 25 - 32), 6) на судьбы праведных (Римл. 8, 28; Лук 1, 52), 7) на молитвы людей (Матф. 7, 7 - 8; Матф. 6, 8; Притч. 16, 33), 8) на судьбу нечестивых.

В отношении греховных действии человека Промысел Божий проявляется в том, что Бог иногда препятствует человеку совершить грех (Пс. 7, 12 - 13; 11, 6; Быт. 20, 6; Пс. 18, 13), а иногда допускает человека до греха. В последнем случае Бог не содействует человеку во грехе, а только не воздвигает ему препятствии, предоставляя его данной ему свободной воле (Пс. 80, 12 - 13; Осии 4, 16 - 17, Деян. 14, 16); но как в том, гак и в другом случае цель Промысла Божия одна и та же благая и совершенная, направленная к пользе бессмертной души человека и одухотворенная любовью к нему (Римл. 3, 25; 2 Пар. 32, 31; Втор. 8, 2; Лук. 22, 32). Благость к тварям (Римл 8, 28; 2, 4) и слава Творца (Римл 9, 23) суть две высшие цели к которым Промысел Божий направляет жизнь всего живущего, заставляя его выполнять премудрые предначертания Свои.

О грехопадении

Бог наделил созданного Им человека свободною волею, т. е право выбора между добром и злом, между свободой и рабством, между жизнью и смертью (Матф. 17, 12, Иак. 1, 14; Втор. 30, 19) Бог мог бы создать чело века лишенным свободы так, чтобы он не мог бы ничего избрать, а был бы механическим исполнителем воли Творца, но в этом случае творение Его, будучи рабом, не было бы подобным Творцу, и слава от невольных рабов не была бы славой, достойной всесвободного Творца (Иоан. 15, 15). Любого человека, Бог дал ему закон и указал последствия его выбора (Был 2, 16 - 17). Человек, искушенный врагом душ человеческих, избрал путь по знания зла (Быт. 3, 6) и потому должен был понести на себе и все последствия, сопряженные с этим вместо райского блаженства - горе и страдания (Быт. 3, 16 - 19), вместо свободы - рабство (Иоан. 8, 34) и вместо бессмертия - смерть (Быт. 2, 17, 4. 8)

Нарушив закон Бога, человек совершил грех, что значит - беззаконие (1 Иоан 3, 4). Для того, чтобы человечество окончательно не отошло в пропасть погибели, а с другой стороны, чтобы оно не возгордилось и подумало, что своими собственными усилиями может возвратить утраченное блаженство, Бог дал человеку

1) Понятие о естественном законе, на котором основано все существующее (Римл. 1, 20),

2) Нравственны и закон (Пс. 18, 8 - 9), сознаваемый даже язычниками, но еще яснее сознаваемый теми, кто имеет писанное откровение Божие, осуществленное во Христе (Римл. 2, 14 - 15; 7, 14, 8, 4, 10, 4; Фил. 3, 8 - 9);

3) Об рядов ы и закон (К.н. Исход и Числа).

Ни один человек не был в состоянии исполнить этих законов Бога: "все согрешили", "все совратились с пути, до одного негодны; нет де лающего добро, нет ни одною". (Римл. 3, 12, 23).

Но так как "возмездие за грех" (Римл. 6, 23) есть смерть, то весь род человеческий должен был бы умереть, чего и требовало вечное правосудие Божие; но здесь начинают свое творчество любовь Божия и милость Его, которые "предходят пред лицом" Его (Пс. 88, 15).

Божественный план спасения или искупления рода человеческого

Бог, по предвечной любви (Своей, восхотел спасти род человеческий, а по великой премудрости Своей направил всю жизнь человечества, с самого его падения, к этой цели. Он отделил Себе особый народ от времени Авраама и стал воспитывать его, показывая ему 1) величие Божества в единстве, всемогуществе и святости (Исх. 19 гл.); 2) греховность человека и нравственную беспомощность его (Деян. 15, 10) и 3) возможность спасения чрез грядущего Мессию (Ис. 59, 20). Это воспитание Бог производит посредством трех главных способов: 1) посредством закона Моисея (Гал. 3, 24), 2) пророчеств (Иер. 7, 25) и 3) справедливого суда (Иов. 37, 23; Ис. 33, 5; Осии 6, И)). Но самое спасение, или искупление благоугодно было Богу совершить чрез Посредника между Богом и человеком (1Тим. 2, 5) - Иисуса Христа, Который, будучи истинным Сыном Божиим и истинным сыном Девы Марии, соединил в Себе как человеческую, так ч божественную природу (Марк. 15, 39; Кол. 2, 9) для того, чтобы примирить Бога с человеком и человека с Богом (Ефес. 2, 16; Кол. 1, 20). В существе Своем Иисус Христос был истинным человеком во всем, кроме греха (Деян. 2, 22; Римл. 5, 15; Матф. 26, 38; Матф. 4, 2; Лук. 2, 40), и в то же время - истинным Богом, вторым Лицом св. Троицы (Иоан. 8, 58; 14, 3 - 10); но, имея двоякую природу, Иисус Христос был одно существо, одно Лицо (I Иоан. 4, 2; Иоан.1, 14). В Своем служении на земле Иисус Христос был.

1; Пророком (Иоан 4, 44), так как Он учил (Матф 7, 29), предсказывал (Лук. 13, 33) и говорил чудеса (Иоан. 6, 14).

2) Первосвященником - Он принес жертву во искупление рода человеческого и ходатайствует за него пред Отцом (Евр. 7, 24 - 28); Он совершил искупление, как акт величайшего самопожертвования Бога тобви (Иоач. 3, 16; I Иоан. 4, 9), как выкуп (Матф. 20, 28; Марк. 10, 45, как послушание закону и удовлетворение правосудию (Гал. 4, 4 - 5; Фил. 2, 8), как жертву умилостивления (Евр 9, 11 - 12; Иоан. 1, 29; Римл. 3, 22 - 26). (Совершив Свое земное жертвоприношение, Иисус Христос ходатайствует за человеческий род пред Отцом Своим Небесным (Евр 7, 23. 25).

В искупительной смерти Христа произошло удовлетворение правосудию Бижию и любви Его. Незнавшего греха Он соделал для нас жертвою за грех. 1В этой жертве "милость и истина встретились, правда и мир облобызались" (2 (Кор. 5, 21; Пс. 84, 11).

Искупление, совершенное Христом, достаточно для всего рода человеческого (I Иоан. 2, 2; 2 Кор 5, 14 - 15; Евр. 9, И - 12). Оно есть единственное средство для спасения и нет другого (Римл. 5, 15 - 17). Христос есть единый Спаситель игра и "нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4, 12). Христос - Посредник между Богом и человеками (1 Тим. 2, 5). Только во имя Его Отец прощает грехи людям; к Нему единому люди могут обращаться с молитвами (Иоан. 14, 13). Никто, даже самый праведный чело век, не может замещать Его и быть ходатаем за грехи людей или принимать моления и поклонения от людей (Деян. 14, 11 - 15), ибо это было бы нарушением великого права, принадлежащего исключительно Богочеловеку, приобретшему его Своею Кровью на кресте, на Голгофе (Марк. 2, 10).

3). Царем духовным, так как Он основал Царство благодати (Римл. 14, 17) и Царство славы (Матф. 16, 28, Лук, 1, 33).

О восприятии человеком спасения

Бог, в лице Иисуса Христа, приготовил спасение; человеку остается только его принять. Человек усваивает спасение через 1) веру, 2) покаяние, 3) обращение и 4) рождение свыше. Вера, покаяние, обращение и рождение свыше составляют не четыре пути, а только один путь к усвоению спасения.

1). Спасающая вера есть та, которая (Иоан. 3,2) признает истину откровения Божия, или действительную силу спасения, совершенного Христом (Деян. 16, 31); имеет полное доверие ко Христу, как к Господу и своему личному Спасителю (Деян. 16, 31), и дает уверенность в прощении грехов - в оправдание через заслуги Христа (Римл. 3, 28).

2). Покаяние выражается - в признании греха, влекущего за собою осуждение и беспомощность человека в борьбе с ним (Пс. 50, 5. 7. 11), в сокрушении по поводу греха, как преступления против божественное, справедливости и милости (Пс. 50, 6. 10. 14); в желании получить прощение грехов и уверенность в получении такового (Пс. 50, 5. 7. П.). Подаяние начинается и оканчивается верою. Первый плод покаяния есть прощение грехов, оправдание (Римл. 3, 24. 30; Гал. 3, И, Евр. 11, 7), освобождение от наказания (Римл. 4, 5) и восстановление в правах утерянного блаженства (Лук. 15, 22 - 24; Римл. 5, 1 - 2).

3) За покаянием следует, с ним неразрывно связанное, обращение, т. е. полная перемена мыслей, путей жизни (Лук. 19, 8; Деян. 3, 26; 11 21; Иер. 31, 18) и т. д.

4). Одновременно с покаянием и обращением во внутренней природе человека происходит рождение свыше, которое есть коренная перемена во внутреннем содержании жизни (Иоан. 3, 3. 5. 21; Римл. 6, 13; Ефес 2, 1. 5. 19); в сердце (чувствах) (Матф. 12, 33 35; 15, 19; Деян. 16. Пс. 50, 12; Иез. 11, 19); в нравственных стремлениях души (Ефес. 4, 23 - 24; Матф. 6, 24). Новое рождение происходит с человеком моментально у (Иоан. 5, 24), но всегда в далеко скрытом тайнике души (Иоан. 3, 8; Фил 2, 12 - 13) и узнается по плодам Матф. 7, 16). Таким образом, спасение человеком усваивается даром и не зависит от каких-либо заслуг человеческих (Римл. 3, 24), но зависит только от его сознательной воли.

Детям, которые не могут проявить сознательной воли, Бог не вменяет их греховности, и им принадлежит Царство Божие, без необходимости для них проходить общий путь спасения или исполнять постановления Божий для Церкви; требующие сознательной воли (Иоан. 3, 6, Матф 18, 3 - 4; Матф. 18, 5 - 6. 10. 14; 2 Кор. 5, 15). На основании того, что верующие, увидев на небесах Иисуса, будут подобны Ему только потому, что увидят Его, можно полагать, что возрождение с детьми происходит, когда они увидят Иисуса, при переходе в блаженную вечность (1 Иоан. 3, 2; 2 Кор. 3, 18).

О благодати Божией, об избрании человека ко спасению и о предопределении.

Промысел Божий, движимый любовью к человеку, предлагает ему могущественную помощь - благодать Божию, которая есть благой дар Божий, спасительная сила, производящая в человеке покаяние, обращение, рождение свыше и освящение. Благодать Божия необходима для самого начала веры, покаяния, обращения и нового рождения (1 Кор. 12, 3; Деян. 16, 14; Матф. 16, 16 - 17), добрых дел и освящения (Фил. 2, 13; Евр. 13, 21; Римл. 8, 14 - 26; Гал. 5, 22; Иоан. 15, 4 - 5). Благодать Божия предлагается Богом всем людям, а не только предопределенным к вечному спасению (1 Тим. 2, 4; 1 Иоан. 2, 2). Предопределение Божие одних к вечному спасению, а других - к вечному осуждению основывается на "предузнании", на предведении того, примут ли они призыв или нет (Лук. 16, 16; Римл. 8, 29 - 30; Иоан. 3, 36; Матф. 26, 34 - 36). Благодать Божия не стесняет свободы человека, не действует на нее непреодолимо (Откр. 3, 20; Пс. 94, 7 - 8; Деян. 7, 51) и не исключает деятельного участия человека в том, что в нем совершается через нее (Иез. 11, 19 - 20; 18, 31). Благодать необходима человеку и для сохранения себя в вере, и если он ищет ее влияния и действия, то он никогда не погибнет, никто не похитит его из руки Отца (Римл. 8, 38 - 39; Иоан. 10, 28 - 29), но сам человек по свободному решению может отказаться от благодати и возлюбить сей век и даже погибнуть (Иоан. 12, 43; 2 Тимф. 4, 10; Евр. 6, 4 - 8; Фил. 3, 18 - 19; Фил. 2, 12; Гал. 5, 4; Иоан. 6, 66 - 68; Евр. 2, 1; 2 Петр. 3, 17; Лук. 8, 13; Кол. 1, 23).

Об освящении

Бот не оставляет Своих новорожденных детей в их первоначальном со стоянии, но хочет, чтобы они возрастали (1 Петр. 2, 2; Кол, 1, 10; 2 Петр. 3, 18) и развивались; и Дух Святой, возродивший человека, не перестает действовать в сердце верующего, усиливая и укрепляй в нем нового человека в отношении святости и совершенствования (Евр. 12, 14; 1 Фесс. 5, 23; 1 Петр. 1, 2; Римл. 15, 16; Евр. 13, 21). Хотя при рождении свыше руководящее стремление души освящается, но все-таки у человека остается часть "ветхого", т. е. некоторая склонность ко злу (Иоан. 13, 10; Римл. 6, 12). Вследствие этого, в сердце верующего возникает борьба двух противоположных начал, могущая длиться всю жизнь (Гал. 5, 17; Иак. 4, 5; Ефес. 4, 22 - 23). Но в этой борьбе Дух Святой дает способность христианину, при помощи веры, более полно и сознательно усвоить Христа, и, таким образом, постепенно, достигнуть победы над греховной частью природы человека (Римл. 8, 13 - 14; 1 Кор. 6, 11; Иак. 1, 16). Освящение производится Самим Богом (1 Фесс. 5, 23), но при участии чело века, который, прилагая разумные и свободные усилия, стремится умертвить греховные побуждения (Фил. 2, 12 - 13; 1 Петр. 2, 2), повинуясь Христу и указаниям Его слова.

Цель освящения есть достижение полной свободы от греха, достижение нравственного совершенства (Матф. 5, 48). Стремление к этому есть долг каждого христианина, и тот согрешает, кто не имеет такого стремления. Достижение полной свободы от греха возможно уже на земле ( Иоан. 3, 6. 9; Быт. 6, 9; Иов. 1, 1); но утверждение, что всякий человек уверовавший, обращенный и возрожденный не согрешает, - противоречит Слову Божию (3 Царств 8, 46; Еккл. 7, 20; Иак. 3, 2; 1 Иоан. 1, 8). Однако, истинно то, что верующий, возрожденный и пребывающий в Боге, не может грешить произвольным грехом (Евр. 10, 26) или грехом к смерти (1 Иоан. 5, 16).О добрых делах

Бог хочет видеть в Своих искупленных we бездеятельную святость, а святой труд, святые дела (2 Петр. 1, 5). Бог создал человека на добрые дела (Ефес. 2, 10), которые являются необходимым плодом живой веры, без которых вера мертва (Иак. 2, 17) в бездейственна; живая вера есть вера, действующая любовью (творящая добрые дела) (Гал. 5, 6). Но чело века оправдывают не добрые дела, а живая вера, признаком которой являются они (Римл. 3, 28; Ефес. 2, 9). Человек, надеющийся на безжизненную веру без дел, несчастен; настолько же несчастен тот, кто надеется спастись без веры, через свои дела, ибо ими отрицает заслуги Христа (Гал. 2, 21). Добрые дела не могут быть платой со стороны человека за спасение, ибо "какой выкуп даст человек за душу свою?" (Матф. 16, 26). Добрые дела суть: 1) выражение благодарности Богу за уже совершенное и даром данное спасение (1 Кор. 10, 31); 2) средство для возвещения людям любви Божией (Матф. 5, 16); 3) признак живой веры (Иак, 2, 17). Но добрые дела должны быть такие, какие Бог запо ведал, а не такие, какие сами люди установили (Мих. 6, 8; Евр. 13, 21; Матф. 15, 9; Ис. 29, 13).

О свободе христианина и свободе совести

Человеку, согрешившему и подпавшему под власть греха Бог через покаяние, обращение и рождение свыше дает свободу (Ис. 8, 32. 36). Свобода христианина есть свобода: 1) от власти греха (Римл. 6, 22; 6, 7), -

не в том смысле, что верующий не может согрешать, но в том смысле, что он получает от Бога силу, достаточную для того, чтобы во всякий момент не только сопротивляться греху, но и совершенно победить его (1 Иоан. 5, 5); 2) от обрядового закона и вообще от закона как тяжелого ярма, которое раньше человек должен был нести, как средство спасения (Римл. 10, 4; 7, 2 - 4); 3) от проклятия закона, страха смерти и ада. (Зах. 14, 11; Евр. 2, 14 - 15); 4) от рабского страха перед Богом, Который делается для человека не судьей, а любящим Отцом (Римл. 8, 15 - 17);

5) от племенных, сословных и всяких других предрассудков (Гал. 3, 28);

6) от человеческих авторитетов и учреждений, которые бы порабощали его совесть (Пс. 117, 7 - 9). Свобода христианина дает ему: 1) смелость и дерзновение приходить к престолу благодати со своими нуждами и желаниями (Евр. 4, 16; Ефес. 3, 12; 1 Иоан. 3, 21); 2) сыновнее отношение к Богу и проистекающее отсюда легкое и радостное чувство в служении Ему, причем человек выполняет свой труд для Господа не как тяжелую обязанность, а как высшее духовное удовольствие и благо для себя (Матф. 11, 28 - 29); 3) любовь ко всем людям, без различия народности или сословия, - или как к детям Отца Небесного, или как к тем, кто мо гут сделаться Его детьми (Лук. 10, 25 - 37); 4) чувство терпимости и снисхождения к инакомыслящим во второстепенных вопросах веры ("не мощным в вере") (Фил. 1, 15 - 18; Римл. 14, 1; Фил. 3, 15 - 17). Но свобода христианина не есть: 1) свобода от заповедей Божиих и служения Ему и ближним, ибо сын лучше знает волю и природу отца и больше любит его, нежели раб (Иоан. 15, 15); 2) не есть свобода делать то, что служит к соблазну немощных в вере (1 Кор. 10, 28 - 29); 3) не есть свобода для угождения себе и своим прихотям, и ею не может прикрываться жизнь плоти (Гал. 5, 13).

Все же, кто под прикрытием христианской свободы предаются греху, тем самым, превращая Писания к своей собственной погибели (Римл. 6, 1), разрушают христианскую свободу, которая состоит в том, чтобы мы, избавленные из рук врага душ наших, могли служить Господу безбоязненно, свято и праведно во все дни жизни нашей (Римл. 6,1 - 2; Гал. 5, 13; 2 Петр. 2, 18 - 21). Свобода христианина включает в себе свободу совести. Бог есть судья и властелин человеческой совести (Иак. 4, 12); совесть служит звеном между Богом и человеком, и никакой человек не может подвергать другого человека насилию или стеснениям за то, что он следует указаниям своей совести или заставляет ее подчиниться каким-либо людским заповедям и учениям.

О молитве

Хотя судьба людей в руках Промысла Божия и Бог всеведущ и знает наперед все нужды человека (Матф. 6, 8), но в предвечной благости Своей Бог позволяет человеку обращаться к Нему со всякими молениями и прошениями (Ефес. 6, 18; 1 TIM. 2, 1). Молитва есть внешнее проявление общения души человеческой с Богом (Притч. 3, 32), при котором человек излагает Ему свои нужды и просит об удовлетворении их (Пс. 17, 7; 2 (Парал. 33, 12; Фил. 4, 19; Пс. 59, 13), или прославляет Его за исполненные молитвы, или за благодеяния сверх молитвы (Пс. 117, 21; Ис. 12; Пс. 138, 14; 137, 2 - 3; Деян. 11, 18), или наслаждается радостным общением с Божеством, духовно созерцая красоту Лика Господня (Пс. 30, 17; 16, 15; Мих. 7, 7; Пс. 26, 4). Так как нужды людей и их душевные переживания бесконечно разнообразны, то и молитвы, как выражения этих нужд и переживаний, должны вполне соответствовать им, и потому установленных форм для молитвы не может быть (1 Кор. 14, 15; 2 Кор. 3, 6; Рим. 2, 29; Мф. 15,8).

Истинная молитва: 1) должна выражаться такими словами, чтобы она соответствовала тем нуждам и тем чувствам, которые наполняют сердце человека (Деян. 1, 24 - 26; 4, 24 - 30); 2) должна исходить от сердца (Евр. 10, 22); 3) должна быть одухотворена живой верой в благость Бога, готового исполнить ее (Матф. 21, 22). Молитва не есть заслуга со стороны человека, а милость, данная ему Богом (Ис. 1, 15 - 18).

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1948, № 3

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.