Я. И. Жидков: О церковной дисциплине
05.10.2015

Я. И. Жидков: О церковной дисциплине

Cnnатья из журнала «Братский Вестник» 1948, № 6

Возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего. (Фил. 2, 12).

Так писал некогда великий апостол Павел к филиппинским верующим. И он отметил послушание филиппийцев с великой радостью и с большим удовлетворением.

Церковная дисциплина - это и есть послушание указаниям Господа Иисуса Христа, Его святых апостолов и поставленных ими Его служителей. Церковная дисциплина была необходима в прошлые времена, она необходима и в наши дни.

Недисциплинированность в среде верующих - явление очень давнее и очень распространенное. Еще народ израильский и его руководители часто проявляли строптивость и упрямство, как в отношении Моисея, гак и Самого Господа. Об этом очень ясно говорит апостол Павел: Это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, как образы, а написано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10, б. 9 - 11).

Вспомним апостола Петра на Тайной Вечери, где Иисус Христос хотел умыть ему ноги, а он упорно противоречил и возражал, так что Христос принужден был решительно сказать ему.- Если не умою тебя, не имеешь части со Мною. И тогда только Петр подчинился. Этим не закончилось упрямство и противление Петра, но оно вскоре повторилось, когда Петр упорствовал, не признавая возможности своего отречения (Иоан. 13, 36 - 38). Он, .вопреки желанию Христа, ударил мечом и отсек ухо рабу первосвященника - Малху. Но это же настроение Петра продолжалось и после воскресения Иисуса Христа, когда Господь сказал ему: Следуй за Мной! Петр, обратившись, увидел идущего за ним Иоанна и сказал Иисусу Христу: Господи, а он что? Господь снова вразумляет Петра: Что тебе до того, ты иди за Мною Иоан. 21, 19 - 23).

Такое проявление недисциплинированности, непослушания свойственно и работникам Евангелия и отдельным верующим: В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Эллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей (Деян. Ап. 6, 1).

У многих верующих первой церкви проявился ропот, то есть отсутствие дисциплины, и пришлось апостолам это дело выправлять.

Сотрудник апостола Павла, Варнава, проявил тот же дух, когда произошло огорчение у него на Павла, и он, вместо того, чтобы идти вместе с Павлом на служение Господне - избрал иной путь и пошел один (Деян. Ап. 15, 36 - 41).

Возьмем Аполлоса. Видный и примерный работник евангелия страдал этой же болезнью - недисциплинированностью, когда апостол Павел пишет о нем. А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братьями пришел к вам, но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно (1 Кор. 16, 12).

Особенно ярко проявил себя в этой области Диатреф, которого апостол Иоанн изображает как совершенно распоясавшегося противника истины, хотя Диатреф сумел пробраться даже в ряды церковных руководителей (3 Иоан. 1, 9 - 10).

Отчего происходит в церквах эта распущенность - нарушение церковной дисциплины? Для этого есть очень одного причин:

1) Бывает это потому, что или совсем отсутствует руководство в общине, или же оно очень мало проявляется, и получается так, как было в Израиле в дни Судей, когда дважды говорится, что у Израиля не было (царя) руководителя каждый делал то, что ему казалось справедливым (Суд. 17, 6; 21, 25).

2) Руководители не имеют авторитета в братской среде из-за своего поведения.

3) Из-за своенравия, упрямства и кропотливости членов церкви (Тит. 1, 10 - 12; 1 Тим. 6, 3 - 5; Иуда 1, 16).

4) Из-за разных лукавых подозрений в отношении работников церкви, основанных на ложных слухах, предположениях и предубеждениях всякого рода (Иоан. 1, 46; 2 Кор. 10, 9 - 11).

5) Из-за стремления к первенству в общине.

6) Из-за недостаточно серьезного отношения верующих к руководству своих старших братьев (Быт. 19, 14).

Но отчего бы ни была нарушена дисциплина в церкви, нужно поставить перед собою определенную задачу, чтобы дисциплина в наших рядах была хранима полностью. Причем нам следует научиться, как Господь Иисус Христос достигал осуществления этого послушания у Своих учеников. Особенно это видно из того, как Господь Иисус Христос достиг осуществления этого послушания у Своих учеников Мы уже видели, как Петр сначала запротестовал против того, чтобы Христос взялся за омовение его ног, так как по мнению Петра это должно быть делом слуги. Петр сказал. Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал Петру. То, что Я делаю теперь, ты не знаешь, а уразумеешь после. Как видно, Петра не удовлетворил этот ответ Христа и он категорически возразил Ему: Не умоешь ног моих вовек.

По нашему человеческому суждению можно было бы упорному ученику предоставить свободу в его упорстве. Но Иисус решил непременно привести его к послушанию и поэтому решительно и определенно заявил ему: Если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Тогда Петр опомнился и, испугавшись возможного отчуждения от Христа, - с горячностью, ему свойственной, перебросился в другую крайность. Симон-Петр говорит Ему. Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус же спокойно, но настойчиво заявил Петру, что крайности излишни, а нужно простое послушание (дисциплина) в тех пределах, как это требовалось указаниями Спасителя. Иисус твердо настоял на Своем, сказав ему решительно Омытому нужно только ноги омыть, потому что чист весь, и вы чисты, но не все.

Ясно, что после таких слов со стороны Христа противление Петра было сломлено и он подчинился в точности тому, что Христос требовал. Дисциплина была восстановлена.

У верующего человека бывает еще такое состояние, когда он впадает в некоторый религиозный фанатизм, в особого рода упрямство, противление, когда для него бывают не убедительны никакие доводы , и рассуждения, а также никакие упрашивания и никакие приказания. Как тогда поступать с таким человеком в церковной жизни? Пример с апостолом Петром нам показывает, что если человек не желает подчиниться, то его следует освободить от общения с церковью, пока он не сознает вреда своего упрямства и не научится послушанию.

Человека, который не хочет соблюдать церковной дисциплины, следует освободить от этого: пусть он оставит общину и найдет себе братьев и сестер, не желающих иметь дисциплины и порядка. В этом случае Господь Иисус Христос никого из Своих учеников не связывает. Не желаете ли и вы отойти? (Иоан. 6, 67). Такого же порядка должна держаться и Его церковь. И тогда в церкви будет добровольное послушание и добровольная дисциплина. И при такой дисциплине будет благоустройство, порядок и великий успех в служении.

Апостол Павел, направляя свое послание к Филиппинцам, выразил свое, внутреннее удовлетворение их послушанием. Причем он заметил одну особенность: что они были послушны не только тогда, когда он сам был с ними и давал им свои апостольские указания, но и тогда, когда он отсутствовал. Он пишет филиппинцам Вы были послушны даже во время отсутствия моего. Этим их послушание приобретает особую ценность, особо важное значение, как святой пример для подражания. Мы говорим и пишем о церковной дисциплине не для того, чтобы только порассуждать о том, как было в прошлые времена у Израиля, у Христа, или у апостолов, а для того, чтобы дисциплина филиппийских верующих стала и для нас образцом и примером, и чтобы мы следовали этому образцу, как в отношении послушания Слову Божию, а также и послушания братским указаниям, которые исходят от ВСЕХБ и его работников на местах.

Некоторые могут возразить на это, что ведь там были апостольские указания, а здесь указания наших братьев, хотя и старших между нами, а посему указание наших братьев можно и покритиковать, к ним можно отнестись проще и не всегда все исполнять. Эти указания можно игнорировать, ведь не Господь это говорит, и не Его апостолы, а наши братья.

Всем нам верующим нужно твердо помнить, что ВСЕХБ и его работники являются наиболее авторитетными и компетентными в решениях церковных вопросов. Давая те или другие указания своим общинам, их работникам, а также членам, ВСЕХБ молитвенно пред Богом согласует эти указания со Словом Божиим. Поэтому ВСЕХБ уверен, что все верующие и впредь будут принимать его указания с добрым расположением, и будут оказывать необходимое послушание, что послужит ко благу дела Господнего.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1948, № 6

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.