Реферат Фриды Фетцер прочитанный на Берлинском конгрессе 3-го Сентября 1908 года.
За последнее время почти все сознали, что на женщину возложена величайшая обязанность по отношению к дому, - эта работа совершенно необходима для человечества - без неё ни семейство, ни государство не может развиваться и быть в цветущем состоянии. Эта работа важнее, чем все грандиозные изобретения и предприятия. Если унижается женщина, унижается и целый народы точно также там, где она освобождается духовно и все выше и выше поднимается в культуре, поднимается с ней и народ. Жена должна быть помощницей, своего мужа. Если этого не было в прошлом, то это зависит не от одной только женщины, она унижается законом, обрядами (обычаями) и наследственными взглядами на женщину.
Мужчина принимал на себя ответственность за нравственное и хозяйственное состоите в доме и народе, а от женщины ожидали только, чтобы она мудро вела хозяйство и воспитывала детей. Постепенно приближается к нам в новейшем времени сознание, что женщина - существо, созданное подобно мужчине, и она не только своими чувствами и своими умственными силами по справедливости может занять важное место, вследствие своей ответственности за жизнь и здоровье, за духовное и нравственное развитие семейства и народа. Мы все более и более узнаем, что люди находятся в зависимости друг от друга и где матери старательно и с сознанием трудятся, их семейства обеспечены физическим здоровьем и нравственной чистотой. Чтобы этого достигнуть, труд женщины должен выдвинуться из узких рамок домовитости.
Это убеждение заставило 30 лет тому назад женщин Соединенных Штатов выступить в крестовом походе против пьянства. Они знали, что их борьба с этим главнейшим врагом семейного счастья только тогда будет благоуспешной, если будут устранены трактиры, как все-народное искушение к пьянству. Теперь, благодаря вековой неутомимой работе и по желанию граждан во многих местечках и целых государствах закрыты места мелочной продажи пива и вина. Долго считалось не женственным доставать сведения о всенародной бесправности, но Жозефина Бютлер первая проложила путь для женщины к этой совместной работе на этом поприще. И где больше всего имела право эта совместная работа? Сначала удается сохранить в чистоте нашу детскую любовь и с этой целью работа начинается с детской, но приходилось защищать свою молодую неопытность от соблазнов и с этою целью женщины должны были соединиться вместе.
Там, где в народе произошло большое зло, необходима для его устранения помощь женщины и спокойное сильное влияние, которым она совершает в доме устранение болезней и народных убытков.
Чтобы борьба против алкоголя, безнравственности и туберкулеза была благоуспешна, необходима работа женщины в доме. Она должна знать врагов, которые грозят её любви, она должна их мужественно встретить, почему женщина, в свою очередь, ответственна за благоденствие и несчастие своего дома и целого народа. Мы видим, что физическое здоровье и нравственное сохранение рода человеческого в высшей мере зависит от работы, которую производит женщина в семье; также для религиозной жизни она может сделать великое внутри своего дома. Где первые христиане здесь и там собирались в домах для преломления хлеба, для молитвы и для чтения Слова Божия, там имели большое влияние естественно женщины где господствует нравственная духовная жизнь, то это благодаря женщинам, который, ожидая терпеливо, верно бодрствуют, чтобы огонь смиренного чувства не угас на земле. Когда развилось священническое господство, женщина оказалась все более и более в пассивном стесненном состоянии. Священство заняло самое почетное место. А так как женщина считалась незначительной и нечистой, чтобы возложить на нее какие-либо общественные должности, то она увидела, что она в монастыре может научиться самоотречению, если она хотела посвятить свою жизнь на служение церкви. Хотя супружество считалось священным, однако на домашние работы женщины смотрели, как на обыкновенные занятия, лишенные духовного достоинства. В новейшее время с возрастанием культуры замечается другое. Христианская церковь долго несла ярмо христианского владычества.
Во время этого господства мужчины и женщины не имели права голоса и участия в конференциях. Наши силы зависят от прилежания и неусыпной работы каждого отдельного члена и наши правила (как баптистов) ставят условием одинаковый обязанности и права женщины и мужчины в общественной жизни, как например, участие женских членов в совокупных работах всего общества. Наше общество не только сознает, но и ценить религиозную заслугу работы, которую женщина делает в семействе. Всем известно, что мать в воспитании детей может иметь исправляющее влияние. Благодаря пению и рассказам она может вложить в детски сердца правду Божьего Слова и сложить их ручки для молитвы, раньше чем их губы научатся складывать «Авва Отче» Материнская любовь и отцовская верность земных родителей пробуждает в детях желание искать милосердной любви Божьей, так как долгая христианская жизнь родителей, которая каждый день так же благочестива, как и в воскресенье, служит масштабом для дальнейшего воспитания в христианстве.
В ежедневной жизни матери и их помощницы имеют случаи приучить дитя сохранить чистоту тела и души, развить в них уважение к другим, правдивость, честность, взаимопомощь. Эти качества служат украшением всех людей, они служат основанием всего, что приятно и благозвучно, в чем и увещает Апостол Павел Филиппийцев.
Разве это не дорого для общества, чтобы все имели один корень, состояний из мужчин и женщин, которые начали работать, образовали характеры, окрепли, поступают по христианским правилам? Христианство освящает и прославляет каждое природное основание, если мы даем место Святому Духу. Но как почвы различны: иная камениста, другая полна зернистых колючек, то надо сначала употребить много неусыпного труда, чтобы достигнуть богатых плодов справедливости. Поэтому величайшее значение в наших общинах имеет то, что дома через слово и пример матери, так вспахивают и так приготовляют сердечные поля детей, что они в состоянии принести сторичный плод. Мы часто слышим о матерях великих людей и их влиянии на образование их сыновей. Также в истории церкви мы находим пример того, что люди сделались близкими Богу и много поработали для Славы Его и этим обязаны влиянию благословенных матерей и благочестивых супруг. Мы вспомним только Августина, Муди, Веслея и Сперджена. Женщина может внушить все религиозное мужу и детям или в общих интересах, подвинуть их далеко вперед. Так через нее происходит духовное состоите общины и целых обществ, как результат» совместной работы над мужем и детьми. Самые лучине опыты и самые лучине работники выходят из тех домов, в которых ежедневная жизнь проходить в служении Богу, где на все способности и имущество смотрят, как на вверенное добро, где соединяются все христианские добродетели, которые должны служить выражением общественной жизни и где живой и миссионерский дух воодушевляет супруга или мать. Этого, конечно, она не достигнет, если будет небрежно заниматься домом и мало обращать внимания на детей. Как на должности, так и в общинной жизни, где сердце и дух приходят в действие, тогда человек на почве нравственной семейной жизни станет делать самое лучшее. В его доме и у его детей найдет каждая верующая мать свое ближайшее обильнейшее миссионерское поле, на котором она может воспитать работников для виноградника Божьего. Если мы, баптисты, не хотим прийти в упадок, то должны позволить нашим женам раздувать огонек святого восторга вдохновения в деле Божьем в наших семействах и подобно Лонде и Евнике воспитывать в наших домах людей, которым многое можно доверить и которые других могут поставить и повести, но которые, подобно Тимофею, не ищут своего. Все религиозное учение будет жизненно только чрез влияние личностей, полных жизни. От влияния жены и матери ожидаем мы людей, способных для решения великих задач. Особенное благословение для общины, если она находится в центре благочестивых, полных жизни семейств. И тогда женщина, благодаря своей работе, может оказывать благодетельное влияние на всех детей, друзей, знакомых дома. Важное воспитание гостеприимства было главным фактором в расширение первого христианства там, где местный церкви устроены были, благодаря этому благодетельному влиянию, где баптисты бедны и незначительны в количестве, семья и гостеприимство, служа важнейшим средством пропаганды. При помощи благородной простоты и обходительности, женщина, выступая против мотовства, праздного искания удовольствий может оказать большое влияние на воспитание юношества в общинах именно, в наше время, когда молодежь стремится в большие города, доставляет много работы, для которой дом служить точкой опоры. Учреждения, приюты, союзы в наше время необходимы и благодетельны, но они не могут заменить семейной жизни, а потому мы должны в них участвовать, когда к тому представляется повод.
Приют - это такое учреждение, которое женщина должно распространять, чтобы, благодаря гостеприимству и обходительности, способствовать царствию Божьему. Наши новейшие положения состоять в том, что мужчина далек от дома, он не исполняет, как в прежние времена, каких-нибудь домашних обязанностей. По большей части он рано утром уходить по работу и возвращается домой поздно вечером, тогда ведение дома и воспитание детей в большей мере, чем в прежние времена, падает на женщину. Жизнь в больших городах, погоня за удовольствиями, роскошь, ранняя самостоятельность молодежи, и следствием её нравственные опасности, которые их окружают, грозят уничтожить христианскую семейную жизнь. Новейшие положения, благодаря которым муж не бывает целый день дома, делают работу женщины в семье такой важной и её ответственность за дом и народ такой великой. Мы видим, что жизнь нашего общества достигла высокого положения благодаря работе женщины в семье. Дух, который живет в ней, вселяется в мужа и детей Благодаря её работе юношество в школах должно воспитываться в общества. Благодаря её благодетельному влиянию дом должен сделаться благословенным источником для всех, которые приходит с ним в соприкосновение. Великая работа предстоит для женщины в доме. Баптисты всех времен шли навстречу женщине. Они устраивают всегда женщине право личного убеждения, они сохраняют её свободу от притеснения. Это необходимо для её благоуспешной работы в семье.
Полностью читать в PDF формате - Журнал "Баптист" 1909, № 10
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.