Рим.8:1-4
В нашем тексте речь идет о трех законах: 1) о законе духа жизни, 2) о законе греха и смерти и 3) о законе Божьем, данном чрез Моисея. Чтобы понять главную мысль апостола, нам нужно уяснить себе эти законы. Остановимся прежде на первых двух законах, а затем с помощью Господней объясним и закон Божий, как закон вечный. Главною же целью нашею будет то, чтобы правильно понять, как «оправдание закона исполнилось в нас», или как оно должно исполниться.
1) Закон духа жизни. Под словом «закон» нельзя понимать только то, что написано на бумаге. Бог сотворил мир и дал всякой твари Свой закон, который называется законом природы. Не природа дает себе законы, но Бог всей природе дал эти законы. Люди, животным, растеши и минералы - все живет ь и существует по своим законам, которые Бог дал им. Везде и во всем жизнь бьется по своим законам, по законам «духа жизни». Точно также и смерть всему приходить по своим законам. Нели кто выступает из пределов закона жизни, тот переходить уже в область смерти и умирает.
Такие же противоположные законы жизни и смерти определяются и для внутреннего нашего человека, для нашей души. Закон духа глубоко положен Самим Господом Богом в сердце каждого человека. Действие этого закона духа жизни всегда проявляется в каждом человеке, в его доброй совести и во всех добрых желаниях. Вследствие этого закона духа жизни является постоянная борьба. Человек хочет делать добро, но к нему ближе всего зло. Добра, которого он хочет не делает, а зло, которое не хочет, даже ненавидит, делаем. Такая борьба подробно описывается апостолом Павлом в 7-й главе послания к Римлянам. Отсюда происходит беспристрастное самоосуждение, страшные упреки совести и страдания души. И человек от великой скорби восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24), «горе мне! погиб я!» (Ис.6:5). «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» (Пс.138:7).
Этот закон духа жизни, пока человек находится во плоти-смерти, и живет по плоти, не в состоянии проявить свою силу и не может дать внутреннему человеку полноту жизни. Такую плотскую природу мы все унаследовали от Адама, чрез его грехопадение. Когда же человек обращается к Господу и верою принимает Христа, как своего всесильного Спасителя, и вполне доверяется Ему и во всем предается в Его волю, тогда он живет во Христе по духу, а не по плоти. Здесь, т. е. во Христе, закон духа жизни воспринимаем всю могучую силу и освобождаем человека ом закона греха и смерти, после чего такой человек не имеет уже никакого осуждения; он «на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан.5:24). «Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден» (Иоан.3:18).
2) Закон греха и смерти. Этот закон греха находится и действуем в каждом человеке, в его сердце и проявляется во всех богопротивных и злых пожеланиях и действиях его. Закон греха - это плотская натура человека. Всякий человек вне благодати Божией содержит в самом себе этот закон греха и смерти, который стоит в нем выше и сильнее закона духа жизни. Не возрожденный человек иначе не может жить, как только по закону греха, он не покоряется закону Божию, да и не может. Плотское состояние человека дает большую силу этому закону греха. Когда же человек обращается к Господу, тогда он начинаем пребывать и жить во Христе по духу и закон духа жизни получает в нем всю Божественную силу и освобождает его от закона греха и смерти.
Нужно заметить во первых, что, где действуем дух, там является жизнь, а где проявляется грех, там действуем смерть. Так бывает и во внешнем мире: где светит солнце и согревает почву, там проявляется растительная жизнь; где же нет солнца, там такой жизни нем и не может быть. Так же бывает и во внутреннем духовном мире: где светит Солнце правды - Христос, там проявляется жизнь духовная; где согреваются сердца Святым Духом, там растут плоды праведности и святости, там жизнь и радость. 3) Закон Божий - закон вечный. Этот закон есть совокупность всех требований Божиих к человеку, есть вся воля Предвечного Бога. Все такие требования Божии, вся воля Его изложена в Священном Писании, во всей Библии, начиная с первой главы Бытия и кончая последнею главою Откровения Иоанна. Этот закон Божий, закон вечный выражается в коротких словах: «Люби Бога и люби ближнего своего» и «Будьте святы». Это «закон Царский» (Иак.2:8), «закон совершенный, закон свободы» (Иак.1:25; Псал.18:8). Этот закон подтверждается словами Господа Иисуса Христа и Его святыми апостолами (Матф. 22:37-40; Евр.12:14; 1Петр.1:15-16).
Требования этого вечного закона Божия состоят из двух пунктов: 1) чтобы человек исполнил весь закон, во всем его обширном смысле, чтобы человек был во всем святым и праведным, и 2) чтобы за нарушение, хотя части этого закона Божия он был наказан по всей строгости этого закона - смертью. Только таким образом может быть закон Божий прославлен и оправдан и Правосудный Бог будет удовлетворен. Никакое нарушение этого Божественного закона не может оставаться без наказания. И наказание это должно получиться от Бога для тела и для души: для тела - болезни и смерть, а для души - осуждение в совести, нравственные страдания и вечная смерть.
Первого требования этого закона человек не исполнил: он нарушил весь закон Божий и сделался преступником. Он должен быть наказан соответственно требованию и святости вечного закона - вечною смертью. Вследствие этого Бог, Отец наш, по неизреченной Своей любви к роду человеческому, послал Сына Своего Единородного в подобии плоти греховной, в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас живущих не но плоти, но по духу. Из этого ясно видно, что Господь наш Иисус Христос исполнил за весь мир второе требование вечного закона Божья. И исполнил это Самим Собою, принял наказание за грехи наши и умерь за нас. Теперь закон Божий в этой своей части оправдан и прославлен и грешник, верующий в Господа Иисуса Христа, спасен от суда и смерти, все грехи его, соделанные прежде, прощены ему ради имени Его.
Прочти со вниманием следующие места святого Писания: Луки 1:77-78; 1Иоан. 2:12; Рим. 3:24-26. Во всем этом мы должны видеть чудную и превосходящую всякое разумение любовь Христову, пред которою всякий человек должен преклоняться и прославлять имя Иисуса!
Но такое требование закона Божия - наказание за преступление, - было выполнено за нас Господом Иисусом вне нас, на кресте, а нам это вменяется только чрез веру при сердечном искреннем покаяние. И вменяется так, как бы мы сами лично, в лице заместителя нашего Господа Иисуса понесли свое осуждение и наказание за грехи свои. На этом основании всякий человек может и должен получить верою спасение в прощение грехов, потому что все мы согрешили и лишены славы Божьей. В силу этого же закона Божия мы можем получить такое оправдание и спасение только по благодати Божией во Христе Иисусе.
При всем же этом мы должны знать, что мы ничуть не освобождаемся от исполнения первой части требования этого вечного закона Божия, по обращению нашему к Господу. Мы не должны забывать, что «ни блудники, ни идолослужители, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники... царствия Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10), «боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и людоедов, и чародеев, и идолослужители и всех льстецов - участь в озере, горящем огнем и серою - это смерть вторая» (Откр.2: 8 и 27). Требование закона Божия о совершенной святости и праведности - самое главное и неизменное, и «оправдание закона» в этом смысле должно непременно исполниться в нас. «В нас», а не вне нас, как исполнилось оправдание закона во второй своей части. Там по благодати Божьей только чрез веру во Христа вменяется нам, а здесь тоже по благодати небесного Отца только по вере и полной преданности Богу и покорности воле Его должны проявиться в нас праведность и святость самым реальным образом, и чтобы наша праведность непременно превзошла праведности книжников и фарисеев (Матф.5:20). Такая праведность должна быть не в воображении только, но в самой действительности.
Такое «оправдание закона» исполнится в нас только тогда, когда мы пребудем во Христе, будем жить в Нем не по плоти, а по духу. Для этого нам нужно от всего отказаться и все «почесть за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил.3:8-9), и пребыть в Нем не с тою праведностью, которая от закона, а с тою, которая происходит чрез веру во Христа, с праведностью от Бога «по вере». Под праведностью от закона надо понимать ту праведность, которую человек усиливается приобрести собственными стараниями, устрашенный требованиями закона, забывая то, что он бессилен достигнуть этого. Праведность же Божья, «праведность от Бога по вере», есть та, которая у живущих во Христе производится уже не личными способностями или усильями человека, но силою Божьею, силою все освящающего Духа Святого. Такая праведность не может быть приписываема нам, а Богу, потому что Сам Бог производит в нас праведность Свою Духом Святым. Такая праведность уже не от закона, а только прославляет закон. При таком понимание праведности мы найдем место словам апостола: «И так, мы уничтожаем закон верою? Никак, но закон утверждаем» (Рим.3:31). Под законом Божьим, законом вечным, мы должны разуметь все требования Бога, изложенные в книгах Моисея, пророков, и в учении Господа Иисуса Христа и Его святых апостолов, о любви к Богу и о любви к ближнему, о совершенной чистоте человека, о праведности и святости его. И этот закон глубоко вложен Самим Богом в сознание каждого человека. Это есть закон Господень, содержащий в себе правду Божью, которую мы должны «искать» прежде всего (Матф.6:33). Вся же церковная обрядовая сторона закона Моисеева ныне для народа Божия - для христиан, упразднена. Также равно упразднены все правила гражданского закона, данные некогда Богом для народа Израильского. Теперь же все обряды церковного богослужения, а равно и гражданке законы должны устанавливаться в духе домостроительства Нового Завета. И все эти обряды и законы отнюдь не должны противоречить учению Господа Иисуса Христа и Его апостолов, и не должны стеснять свободу действия Духа Святого в сердцах верующих.
Из всего вышесказанного должны быть следующие выводы 1) нужно, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих во Христе Иисусе не по плоти, а по духу, во всякой праведности и святости. 2) Нужно знать, что всякому верующему вменяется лишь смерть Христова за грехи наши, а не за заслуги Его, ни послушание Его Отцу, ни святость Его; это все должно быть произведено в нас Святым Духом, и мы должны быть действительно святыми и праведными пред Богом и пред людьми. 3) Если бы нам чрез веру вменялись заслуги Христа и вся святость Его также, как вменяется нам смерть Его за грехи наши, то тогда не нужно бы и говорить о какой либо праведности, и не нужно было бы вовсе жить свято и безгрешно. Так как нам теперь вовсе не нужно бояться осуждения за прежние грехи наши и не нужно приносить за них какие либо жертвы, потому что Христос за нас принес в жертву Себя Самого. Такое понятие о вменяемой праведности и святости я признаю прямым обращением благодати Бога нашего в повод к распутству (Иуда 4).
Как много, к сожалению, таких христиан, которые сами себе вменяют заслуги и святость Христа и не имеют никакой нужды, «до крови сражаться, подвизаясь против греха» (Евр.12:4). Если они и говорят, что нужно делать добрые дела, то это только как бы между прочимы И они никогда не думают о том, чтобы «плоть была распята со страстями и похотями» (Гал.5:24), чтобы «свергнуть с себя всякое бремя и запинающий грех», и не хотят постараться здесь войти в покой Боной, чтобы «успокоиться от всех дел своих, как и Бог от своих» (Евр.12:1; 4:9-11); не боятся оказаться опоздавшими (Евр.4:1); не хотят иметь нрав не сребролюбивый, иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр.12:14); не думают очищать себя, так как Он чист, - и быть подобными Ему (1Иоан.3:2 и 3). Об этом не думают, потому что присвоили сами себе всю святость и заслуги Христовы. Такой путь есть путь самообмана.
Как никто из больных не может выздороветь только благодаря признанию какого-нибудь знаменитого доктора, если он не обратится к нему и не исполнить всех его предписаний, так точно никто не может войти в Царствие Божие, если он не обратится ко Христу, и не приметь от Него «благодать спасительную, научающую нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Титу 2:11-12).
Закон Божий о святости и праведности, утверждающейся верою, никогда не может потерять свою обязательную силу и значение для всех верующих, а потому он есть закон вечный и все заповеди его святы, праведны и добры. А потому и суд Божий будет для всех по делам и по поступкам их; «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр.22:12). «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: секший в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:7-8). Этот святой закон, записанный в Библии, должен быть записан Духом Святым и в сердцах и в мыслях всех верующих, а оправдание его должно исполниться в нас, живущих во Христе Иисусе не по плоти, а по духу. Аминь.
Полностью читать в PDF формате - Журнал "Баптист" 1909, № 22
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.