О духовом значении Воскресных школ
20.02.2016

О духовом значении Воскресных школ

Статья из журнала «Баптист» 1909, № 23

Предмет, о котором мне  приходится говорить, есть радостный и благодарный предмет, а именно: «О духовном значении воскресных школ»: иными словами сказать: о значении духовного воспитания детей в слове Божьем, ибо воскресная школа главным образом и озабочена тем, чтобы с самого раннего детского возраста уяснить ребенку прямой смысл слова Божия и вселить в него полное доверие  ко всему, написанному в Библии.

Хотя у нас в России, по многим препятствиям в наши баптистские общины очень еще мало проникла правильная организация воскресных школ, но, однако, огромное духовное значение воскресных школ настолько всем понятно, что его едва ли кто будет отрицать.

Воскресная школа, в которой правильно преподается слово Божье, дает во первых:

Правильное понятие ребенку о самом себе, а это очень важно. Плохой тот дом, под который фундамент подводится по окончании его постройки. Не может быть человек хорошим настоящим христианином, если он на основании Св. Писания не углубился в самого себя, в свое сердце и не познал все убожество своей души и не положил, так сказать, первого камня - искреннего сознанья себя погибшим грешником.

Человек может обманывать себя самого на счет своего состояния по природе, находя себя не грешным или не особенно грешным, потому что он так мало жил на свете - так еще молод -  не успел много нагрешить, или потому, что родился в христианской семье, или не считает себя грешником потому, что успел уже кое-что сделать хорошее в своей жизни.  В воскресной же школе детям делается ясным истинное состояние каждого человека и в душе ребенка первым долгом запечатлеваются евангельские слова: «все под грехом»; «до одного плодны»; «все... лишены славы Божией» (Рим.3:9,12 и 23). «Преступлением одного,  всем человекам осуждение» (Рим.5:18). «Все по природе чада гнева». «В беззаконии каждый зачать и во грехе родила его... мать» (Пс.50) и т. п. При том воскресная школа дает детям правильное понятие о Боге. Когда сделано в душе чрез слово то, что должно быть сделано во первых, когда, в ней про явилось глубокое сознание своей погибели и скорбь о грехах овладела ей и не дает покоя, то тут не-обходимо узнать Бога не только как Творца, но и как Искупителя - Спасителя. Ребенок узнает, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». «Чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоан.3:16,17). Что Сын Божий пришел  взыскать и спасти погибших грешников (Лук.19:10). «Умер за грехи наши» (Рим.4:25) и «Грехи наши вознес телом Своим на древо» (1 Петр.2:24). Ребенку становится ясным, что Бог «не желает, чтобы кто погиб» (2 Петр. 3:9), «но, хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Петр.2:4).

А далее, по словам апостола Павла, слово Божие «умудряет человека во спасете верою во Христа Иисуса» (2Тим.3:15), умудряет тому простому способу полного доверья к милости Божьей. Если со Своей стороны «во Христе примирил с Собою Мир  и не вменяет людям преступления»; если спасете наше совершено на кресте, то с нашей стороны, без всяких попыток самому спасти себя, нужно верою, как духовною рукою, взять, усвоить это спасете, радоваться в Нем и благодарить за это Бога.

Но не только это, а воспитание детей в воскресной школе в слове Божьем умудряешь их затем и как уже обращенных, «во спасение» от пороков жизни, от которых во многих неверующих семьях  и обществах происходить ужаснейшие события и льются большие потоки слез. Те-же, которые могут сказать «слово Твое есть светильник ноге моей», избавлены от таких ужасов. Как и написано: «Наставь юношу в начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Пр.22: 6).

Дети настоящего времени есть будущий народ. Чтобы сделать человека счастливым в его жизни, нужно воспитать его как Тимофея, «с детства в «Священном Писании» (2Тим.3:15).

Чтобы сделать счастливой семью, нужно, чтобы каждый член семьи хорошо, по слову Божьему, знал свои обязанности по отношению к другим и стремился бы от всей души их выполнять.

Чтобы сделать счастливым общество или целое государство, путь один и тот-же - жить по слову Божию. Если все с детства будут научены слову Божию, поймут его и полюбят его, - о! тогда будет счастливая и блаженная жизнь! Бедный не будет роптать на свою жизнь, богатый будет делить свое богатство с бедными и употреблять свои тысячи на распространение Евангелия и на спасете погибающих грешников. Богатые тогда не будут угнетать бедных и не будут удерживать его плату, а будут всем как самые близкие и родные братья. Начальник будет честно исполнять свой долг, не будет несправедлив в отношении своих подчиненных, подчиненные по совести, не страха ради, будут с радостью исполнять приказания начальства, подчиняясь как те, так и другие общему государственному закону, который ни в каком случае не будет противоречить учению Христа. Засветит тогда жизнь, жизнь Христа повсюду, польются широкими реками: святость, мир, любовь, братство, единство и т. и. и на берегах этих дивных рек будет расти и цвести великий, святой и могущественный народ... - Непременно таково значенье воскресных школ.

Если мы посмотрим назад, в глубь прошедших веков, то, в подтверждение высказанной мысли пред нами вырастает целое облако светлых личностей, которые, как чудные разноцветные розы на чистом фоне, красуются своими дивными характерами и поступками жизни, что они могли прибрести - почерпнуть только лишь в великом океане слова Божия, имея ясное понятие о Боге, благодаря своим воспитателям.

Так, Иосиф, будучи в детстве наставлен и хорошо ознакомлен своим отцом с волею Бога и попав 17-ти летним юношей в Египет в рабы и находясь в полном духовном одиночестве в земле чужой, «но тверд остался», как говорит его отец, (Быт.49:24) и он не забыл живого Бога, своим целомудрием изумил египтян, и чрез него Господь спас от голодной смерти дом его отца и весь народ египетский.

Моисей, поняв от своей матери великую цену служения истинному Богу, и, «пришед в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божьим, нежели иметь временное, греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища... он оставил Египет, не убоявшись гнева царского; ибо он как бы видя Невидимого, был твердь» (Евр.11:24-27). Всю земную славу он отверг как сор, а прилепилась его душа к Богу Авраама, Исаака и Иакова, о Котором ему постоянно твердила приглашенная верующая кормилица - мать.

Иисус Навин, не отходивший с самого детства от скинии собрания и доверявший вполне всем обетованиям Божьим и силе Его, удостоился от Господа быть заместителем Моисея и ввел народ Божий в обетованную землю. «Слава его носилась по всей земле и Господь быль с Иисусом» (Иисус Навин 6:26).

Самуил, в личности которого чудно сочетались: судья, священник и пророк, был с самого рождения наставлен законом Бога Израилева. Как только он начинал своими младенческими глазками смотреть в лицо своей матери, она уже могла ему говорить: милый мой Самуил! как я счастлива, что Господь Саваоф, Предвечный Иегова, по моей скорбной молитве и слабой вере даль тебя мне! Но как счастливь и ты, мой дорогой Самуил, что я тебя отдаю Ему же, Богу Израилеву! Под тенью крыл Его ты будешь безопасен и счастлив во всю твою жизнь!

Да, и нам хорошо известно, что этот мальчик Самуил, узнавши с детства своего Творца и Искупителя, от всего своего сердца полюбил Его и стал служить Ему, (1Цар.3:1), «приходя более и более в возраст и в благоволение у Господа и у людей» (1Цар.2:26); «и Господь был с Ним», «и узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним» (1 Цар. 3: 19-20). И будучи уже в старости глубокой, он пред Богом и пред всем Израилем  мог с чистой совестью сказать: «Я состарился и поседел; ... я ... ходил пред вами от юности моей и до сего дня. Вот я: свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, - и я возвращу вам. И отвечали: ты не обижал нас и не притеснял и ничего ни у кого не взял». «Свидетель сему Господь»! Да, Божий закон, который был у него с детства в сердце, и только закон Божий мог умудрять его и наставлять его в жизни. И о нем, как о судьи израильского народа, можно сказать: «он боялся Бога и благоговел пред именем Его. Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил... и многих отвратил от греха» (Малах.2:5,6).

А Давид? Переживая в своей жизни всевозможные беды, как-то: опасность от зверей у стад отца своего; неравную борьбу с Голиафом; ненависть тестя, изгнание из дома, бегство от врагов по пустыням, горам и пещерам, скрытия ямы на пути, сети врагов под ногами, восстание Авессалома, сына его и т. п. - где черпал он утешение, подкрепление, мужество, бодрость духа и великодушие, чтобы все преодолевши устоять? Не в Боге-ли и Его законе? Он сам говорит: «Издавна узнал я об откровениях Твоих» (Пс.118:152). «В сердце моем я сокрыл слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (11 ст.). «Устами Твоими я утешаюсь» (16). «Это утешение в бедствии моем... на месте странствований моих» (54). «Если бы не закон Твой был  утешением моим, погиб бы я в бедствии моем» (92). «Во век не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня» (93). «Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих» (98). «Я сведущ более старцев; ибо повеления Твои храню» (100).

А затем, пройдя уже большую часть своей жизни, он в таком же живом уповании говорит: «Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и до ныне я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего» (Пс.70:17-18). Вот что принесло ему тщательное с детства изучение слова Божия!

О! Сколько есть еще таких людей, которых нам следует взять в пример, о которых говорит нам Библия! Одна девочка из израильского народа, взятая в плен Нееманом, военачальником Сирийского царя, дает нам дивную картину воспитания ребенка в Духе Божьем. Эта маленькая крошка, оторванная от своей нежно любящей матери и, может быть, от своих дорогих братьев и сестер по плоти, таких же маленьких как и она, с которыми она резвилась, как мотылек, и аккуратно посещала, под наблюдением своей матери, каждую субботу синагогу, где читался закон Бога Израилева и где ей постоянно приходилось видеть человека Божия Елисея, одна она положительно убеждает нас, как важно и ценно с детства изучать слово Божие и знать живого Бога, что именно и стремится дать всем детям воскресная школа.

Ни полное одиночество, ни чрезмерная тоска по родин и милых родных, ни весь ужас чужбины, ни возмутительно страшный обычай идолопоклонства язычников и их пороки не могли заглушить в крошечном сердечке маленькой девочки то живое, священное, ей дорогое, что она получила в земле израильской, и не могли заглушить ту, преисполненную детскою верою Богу Израилеву песнь, которую она часто пела еще в родной земле. Эту песню она звонким детским голоском спела пред женою вельможи царя Сирийского, спела напряженно, вдохновенно с восклицанием: «О, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его»! А точное эхо этой песни вторило ей в самом дворце: «так и так говорит девочка, которая из земли израильской!!!»

Да, это все люди были где-то и когда-то, но я радуюсь, что могу пред всеми сказать о тех, которые на наших глазах и в наши дни, в нашей темной и измученной суеверием России, при страшных гонениях выдержали злобный натиск врагов -  гонителей, и оказались верными, не переставая учить своих братьев и до ныне с успехом и великою мудростью продолжают благотворную духовную работу, управляют не только отдельными общинами, но даже целым союзом русских баптистов. С именами этих личностей, о которых я хочу сказать, каждый баптист хорошо знаком, как-то: председатель союза русских баптистов Дей Иванович Мазаев; досточтимый и благословенный старец-миссионер В. В. Иванов, председатель миссионерского общества В. Г. Павлов, братья: Савельев, Балихин и много других, а также и дорогие братья, перешедшие недавно в вечность: Воронин, Богданов и Четвернин и др. Это все русские  богатыри-баптисты и их дала нам Библия. Они, будучи воспитываемы в молоканских семьях, с самого детства постоянно читали и изучали Библию, и от них-то как насадителей и воспитателей баптистов в России, мы всегда получали и получаем до ныне чистую и здоровую духовную пищу и питие. И нам нередко приходится восхищаться их мудрости в точном и прямом истолкование текстов Св. Писания.

Так и хочется пасть на колени пред Богом и воскликнуть: О, Господи! Слава Тебе за этих хороших Твоих слуг, которых Ты дал в великое благословение для нас, для нашей России! Но прошу Тебя, Ты дай нам таких целую тысячу!

Как вы думаете, как и чем Господь ответит на такую молитву? Как бы слышу я, Он говорит: молитву твою я услышал и хочу дать для России, но не тысячу работников, как ты просишь, ибо в России так много дела, а десять тысяч. О, как я обрадовался, подумав, что наверно Господь хочет нам прислать из Англии или из Америки. А потому, продолжает голос, немедленно по всем баптистским общинам пошлите имеющихся на лицо опытных людей и организуйте на правильных началах воскресные школы. По примеру Елисея, воскрешайте бесчисленное множество маленьких русских мертвецов. Вливайте, как Илья, в их порожние сосуды елея до полна. Отшлифуйте затем эти драгоценные камни, чтобы они блистали. Постарайтесь привести их в самое близкое соприкосновение с вечною Моею силою, силою любви и эта сила, как электрический ток, проникнет в их детские сердца, и тогда «потекут они путем заповедей Моих»; и загорятся пред всем миром их светильники, а затем преисполнит их Моя сила настолько, что они станут великими богатырями земли русской и всего Mиpa «и самый слабый между ними будет как Давид» (Зах.12).

Да, друзья мои, воскресная школа имеет огромное духовное значение во многих отношениях.

Я живу в той общине, при которой около года существует организованная на более правильных началах воскресная школа из 110 девочек и 90 мальчиков, разделенных на 20 классов, находящихся в ведение 8 учителей и 12 учительниц и старшего учителя брата Ф. Ф. Осипова, которого, к великой моей радости, воскресная школа, а также юношеский и девичьи кружки уполномочили быть представителем на этом съезде. Последнее лето весь труд, хотя и не особенно правильного ведения воскресной школы, лежал по воле Божьей на мне. От всей души моей, Бог свидетель, люблю я это дело и люблю детей, и всегда просил я моего Господа Иисуса, чтобы Он, как давнишний и вечный Друг детей, научил меня быть в благословение для них и очень я жаждал обращения среди детей.

Несколько лет тому назад для детей нашей воскресной школы я получил 110 экз. Нового Завета и при них препроводительное письмо сестры в Господе княжны М. П. Ливен, которая уже волею Божьей отозвана в вечность - домой; в нем она, между прочим пишет: «Трудитесь, брат, в воскресной школе и не унывайте, сейте, как хороший земледелец Божьи семена на почву детских сердец, в великой надежде, что Бог все возрастит, и созреет плод и этот плод будет пожат. Правда, бывает, что сеющий не видит плодов своего посева, или потому что скоро Господь его отзывает, или зерно упало под зиму. Может быть и вам не придется петь радостную песнь об обращение многих в вашей воскресной школе, но будьте уверены, что они знают путь спасения. Где-бы они теперь ни были и как-бы мир их не увлек, но придет к ним испытание жизни: болезнь, скорбь и т. п.; они тогда там, где-нибудь наедине, вспомнят обо всем, что они слышали в детстве, «вспомнят и обратятся». И увидите вы их там, только в вечном родном доме и будете радоваться». Так писала кн. Ливен.

Все 110 экз. Нового Завета по списку я раздал детям, и попросил каждого ребенка своею рукою на первой странице написать: «Господи, дай мне любить, читать, понимать и исполнять эту книгу», и  сделать свою подпись.

Зерно даром не пропало. Прошло три года и Господь посетил нашу воскресную школу: более взрослые девочки, а потом и мальчики стали обращаться к Господу. Десять обращенных детей Господь дал в пробуждение нашей церкви и неверующих в нашем селении. С того момента в течении года в нашем селении и окрестных селах обратилось и было крещено около 200 человек, более молодежь. И мне так бы хотелось сказать: да, дорогая сестра Мария  Павловна, ты не видела плодов в жизни тех, кому ты присылала Евангелия, а мы, слава Богу, увидели эти плоды, и нас Господь так балует, что дает возможность и сеять и жать. Слава Ему! Но придет тот день, когда и ты, дорогая сестра, увидишь плоды твоего посева, когда со многими живыми спелыми снопами из Песковской воскресной школы «к трону Господа придешь»!

Из обращенных в воскресной школе у нас состоит хор. В них всегда проявляется более ревности к собраниям, в церкви держать себя прилично, особенно сестры; на миссию жертвовать считают священным долгом, потому что они, благодаря воскресной школе, избавились от той пагубной закваски против пожертвований на благовестников, от чего еще многие отрезвились, наши хотя и крещеные старички.

А вот 10 и 31 мая сего года нашу воскресную школу еще посетил Дух Святой и было обращено до 60 человек. Радости было не пересказать.

Часто были случаи, когда Божий огонь загорался совершенно в неверующей семье, потому что девочка или мальчик  из этого семейства посещали воскресную школу и - обратились.

Да, теперь у нас в воскресной школе есть и «отроки Самуилы» и «маленькие девочки».

Затем, какое великое и благословенное значение имеет воскресная школа для самих учителей и учительниц! Они целую неделю занимаются чтением текстов Св. Писания согласно расписания, совместно раз в неделю все учителя и учительницы разбирают урок и золотой стих, записывают это каждый в свою памятную книжку, и после каждого учительского собрания они чувствуют себя более благословенными и еще теснее соединенными с Господом. Как-то один молодой брат-учитель сказал мне: «таким образом, разбирая слово Божие, каждый из нас не только будет знать много золотых текстов в своей Библии, но будет иметь просто золотую Библию». Тут - же учителя и учительницы приучаются посещать бедных и больных детей и помогать им, к этому же приучают и всю школу.

Да, таковы были, есть и будут благословенные последствия воскресных школ. Но с великою болью в душе приходится говорить, что воскресные школы среди нас, русских, и во многих случаях  грубых  людей, трудно устраиваются и туго подвигаются вперед. А где вы думаете кроется причина этому? Страшно даже сказать: в родителях - отцах и матерях, даже, к большему еще ужасу, в верующих родителях. Бывает, что если они и посылают  детей своих в воскресную школу, то в эти минуты за них помолиться и не думают, а считают это время самым удобным отдохнуть-поспать, чтобы они им не мешали; таким образом, они учителей и учительниц воскресной школы считают просто временной бесплатной няней. А если дети пришли из воскресной школы, а они еще не успели встать с постели, то вместо того, чтобы спросить, как Господь их благословлял и ответили ли они урок, они с гневом, а иногда с бранью набрасываются на них, что они не дали им поспать, как следует. И целую неделю не заставить детей читать Евангелие и учить золотой стих и ни утром, ни вечером с ними вместе не молятся. Таково очень часто воспитание бывает, в верующей семье, не говоря уже за неверующих, где родители явно грешат и очень грубо, на глазах у детей.

Тут-то и приходится очень трудно учителям и учительницам воскресной школы бороться с этим великим злом. Эго выходить то: один сеет, другой похищает, один строит, другой разрушает. Тут хоть в пору молиться, чтобы таковых у нас уменьшилось на сто тысяч.

С горькими слезами за многих родителей можно сказать словами пророка Иезекииля: «они закалают детей своих своим идолам» (Иезек.23: 39) и заставляют их служить своим богам: или богатству, или всем своим земным, плотским интересам, чему они сами кланяются. И не подумают родители, что душа ребенка есть драгоценная жемчужина, а они эту жемчужину топчут в грязь мира, губить их души с детства, и как сказал пророк Иеремия: «... золото потускло... изменилось... камни святилища раскиданы по всем перекресткам. Сыны... драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены... с глиною»!.. О, сколько детей у верующих родителей, которые где то шатаются по перекресткам, по изгородям этого мира, и виновны тут, главным образом, родители, которым я скажу: и не мечтайте оправдаться, вы виновны.

Господь так быль огорчен такими родителями, что ставил их ниже животных, говоря: «И чудовища подают сосцы и кормить своих детенышей, а дочь народа Моего стала жестока, подобно страусам в пустыне. Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят», хлеба, и никто не подает им» и далее: дети «истаивают на улицах... и жмутся к навозу»! (Пл. Иер. 4:1-5) т. е. к этому миру и ко всему мирскому, которое есть действительно как навоз - сор. О! Да исправить Господь таких родителей!..

Но ободритесь, любезные друзья! Будем верить в лучшее. И от всего сердца соединенными силами, имея впереди Иисуса - Друга детей, пойдемте дружнее на спасете миллионов этих малых воробьев.

Милые мои сотоварищи, учителя и учительницы воскресных школь! подадим друг другу руку общения и составим  организуемые повсюду отряды спасения и будем работать не покидая рук и я уверен, что нас Бог благословит. Не будем унывать если нас не поймут и если даже нас огорчать. Отдадимся делу всею душою.

Обращаюсь также к пресвитерам – соработникам. На нас лежит священнейшая обязанность не только сочувствовать, но и энергично действовать, помогать учителям и учительницам воскресных школ и внушать родителям, чтобы на устройство воскресных школь и на воспитание в них детей не жалеть средств для приобретения полезных книг, устройства детских праздников и т. и. Будем и в этом случае, дорогие пресвитеры, похожи на нашего Великого Учителя, который любил детей и благословлял их. Не будем детям препятствовать приходить ко Христу.

Придя в вечный дом, чтобы нам с великою радостью можно было сказать:

«Вот я  и дети мои, которых Ты даль мне»!

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Баптист" 1909, № 23

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.