В Воскресной школе есть друзья, а не учителя и ученики
08.11.2023

В Воскресной школе есть друзья, а не учителя и ученики

Два дня участники Всероссийской конференции детских и подростковых служителей, организованной Российским Союзом Евангельских христиан-баптистов, усердно искали ответы на самые важные моменты в служении детям.

"И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем."

Ефесянам 6:4

"И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

2 Тимофею 2:2

«Можно узнать даже отрока по занятиям его»

Притчи 20:11

 

Как стать друзьями нашим детям? Как рассказать и передать им самое лучшее, что нам открылось в Господе? Как помочь им обрести спасение пораньше, без тяжких испытаний мирской жизнью? Как не потерять своего подростка?

Учителя Воскресных школ – профессиональные педагоги и преподаватели, призванные Духом Святым – приехали из 37 регионов России, а также и из Белоруссии. Башкортостан, Белгород, Волгоград, Вологда, Татарстан, Удмуртия, Калуга, Краснодар, Амурский край, Курск, Якутия, Ямало-Ненецкий автономный округ….. – такова география конференции.

Состоялось более 40 семинаров. Как обычно на христианских мероприятиях, все – минута в минуту, ибо, научая – учимся сами. Наш Бог – Бог порядка во всем. Перетекая от одного спикера к другому, сестры и братья конспектировали бесценные сведения, которые сразу по возвращении домой наверняка начали применять к своим подопечным.

Пастор, один из основателей церкви «Парадигма» (Москва), автор книг по молодежному служению «Подросток и Бог: помоги им встретиться», «Молодежь! Не задушишь, не убьёшь», «5 принципов стратегии молодежного служения» Сергей Панков изложил «евангелие о себе». «Дрался всю жизнь, родители – алкоголики, два друга – сутенеры. Но однажды Бог нашел меня. Теперь бывшие друзья тоже пасторы.» Опишите свою историю, но только правду – что получится?.. Много стыдных фактов. Но каким бы ни было твое прошлое - оно прощено. Бог начал писать историю новой жизни. Потому, что однажды «проходя оттуда, Иисус увидел ЧЕЛОВЕКА, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною.  И он встал и последовал за Ним». Матфея 9:9. Иисус в каждом из нас видит ЧЕЛОВЕКА, и не просто видит, а протягивает руку любви. И эта любовь изменяет сердца людей, как изменила и мое сердце. Вот в этом и евангелие, в том числе для меня.

Знаю по себе, как преподаватель Воскресной школы, дисциплина на уроке иногда является серьезной проблемой. Андрей Пилипенко, руководитель детского служения РС ЕХБ, директор «воскрески» церкви «Благая Весть» (Москва, Войковская) предложил 30 позиций для достижения хорошей дисциплины на уроке. Для меня, например, настоящим открытием стали три ноу-хау:

- «моделируйте с ребятами в группе, как преодолевать кризисные ситуации, разочарование, досаду, гнев»;

- «отмечайте «день тайного друга» в группе. Предложите ребятам написать теплые записки-пожелания другому ребенку в вашей, молится друг за друга в течении недели, помогать в чем-то;

- «проводите время с детьми помимо основных занятий, интересуйтесь их жизнью, их нуждами, проблемами».

Я настолько прониклась этими простыми (не так ли?..) правилами, что решила тут же повести ребят в театр. Откликнулась сестра Аня, поехали вшестером. Мы не говорили о Боге, а просто весело ехали в метро, искали здание театра по навигатору, хрустели яблоками в антракте… Потом дети были переданы из рук в руки родителям. Вот, грядет мой урок в ближайшее воскресенье!.. Аааааа!.. Волнуюсь, правда!..

Несколько драгоценных уроков по теме лидерства в контексте служения детям и подросткам преподал Иван Макаренко, зав. кафедрой практического богословия Санкт-Петербургского Христианского Университета, кандидат философских наук, пастор церкви «Воскресение» г. Пушкин. «Как говорят, приходят в церковь, а уходят от пастора. Или еще: трудно быть человеком - люди мешают! Формирование атмосферы для эффективного развития личности зависит от пастора, который должен быть зрелым служителем. Духовная зрелость - это библейский духовный социальный культурный навык во взаимоотношении с другими людьми. Спроси себя: что я собой представляю как личность? Каков мой эмоциональный фон и способность общаться с другими? Иногда общины живут в хронической возне, а мы должны прежде всего отвечать на призыв Господа. В работе с подростками, как в клятве Гиппократа, главное - не навреди!»

Зрелый детский служитель должен постоянно развиваться сам, уметь «отпускать» ситуацию. Умение отдать все ради сохранения отношений, не требуя ничего взамен, - самая сильная сторона духовно развитых людей. Зрелые личности не просят ни о принятии, ни о признании, они перестали сравнивать себя с другими. Все, что они делают, связано с благополучием и спокойствием. Они перестали доказывать миру, что являются умными и достойными, больше не ассоциируют счастье с материальными благами, объектами и местами. Духовно зрелые служители обрели и взращивают свой внутренний мир, при этом часть духовной зрелости – их профессиональная зрелость. «Они не говорят о том, как далеко продвинулись на своем пути. Как правило, это самые скромные среди всех наших знакомых», - детализировал Иван Макаренко.

Детские клубы АВАНА – это не только зажигательные эстафеты и веселые игры. Это также  инструмент благовестия и взращивания служителей. Занятия в клубе позволяют детям уже через год обучения хорошо ориентироваться в Писании, а порой даже произносить небольшую духовную проповедь. «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины». 2 Тимофею 2:15. Об этом рассказал старший миссионер АВАНЫ по России, пастор церкви в г. Пушкино Сергей Перминов. Среди приоритетов АВАНЫ - запоминание Писания. За 7 лет ребенок может заучить 400-500 стихов из Библии, которые помогут ему в различных обстоятельствах жизни! Душепопечение – тоже важная составляющая. На одного лидера - не больше 5 детей, чтобы хватило времени на общение с ребенком. Невозможно быть хорошим учителем, не зная ребенка, его переживаний, нужд! Важно помнить, что ребенок – тоже личность, поэтому так важно уметь выслушать его и дать мудрый совет, поддержать в добром деле.

Почему подростки не идут к нам с вопросами? Боятся, знают ответ (молись и читай Библию!), уже имели печальный опыт формального общения. Практические семинары – буквально с ремнем в руках как примером НЕДОСТОЙНОГО воспитания – провел национальный директор миссии «Благовестники на открытом воздухе» России, благовестник из Анапы Константин Сомов. В общении с подростками он предлагает, прежде всего, успокоиться самому! И далее уделить все внимание подростку так, как будто сейчас нет ничего важнее на свете и время общения не ограничено. Избегать менторского тона, давать возможность высказаться, не обесценивать их чувства (кому-то еще хуже, чем тебе). Не страшно, даже если подросток ответит грубо. Слова в ваш адрес - это не характеристика, а его эмоции. Станьте с ним на одну ступень – «Я тоже так думал, как и ты!» Нельзя устраивать допрос, иногда лучше уточнить – «Что имеешь в виду?» И пока он будет пересказывать – выиграете несколько минут для более взвешенного ответа. Иногда полезно уйти в сторону - «Не знаю! Но точно знаю, что Бог все сотворил правильно».

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, способ закрепить пройденное, изучить новое, сплотить коллектив, разрядить обстановку. «Игра – интересный, веселый, полезный компонент Библейского урока», - считает Ольга Мицкевич, магистр христианского образования, преподаватель Московской Богословской семинарии, завуч Воскресной школы церкви «Голгофа» (Москва). Можно использовать самые простые игры, которые позволят как скоротать время в «электричке» (например, в слова, где нужно составить как можно больше слов из букв длинного слова), так пригодятся и на уроке в классе. Причем многие из них не требуют совсем никакого реквизита. Отлично приживется игра «Застывшие фигуры». Вызываются 2-3 человека, один – скульптур, другие – скульптуры. Скульптор лепит из них какую-то композицию из Библии, скульптуры (глина) не знают кто они. Зрители тоже не знают и должны угадать, какая Библейская история или Библейский персонаж изображен.

Знакомство и общение на таких семинарах – само по себе дар от Господа. Сколько светлых лиц, горящих глаз и удивительных свидетельств! Я вдохновилась рассказами Ольги Кашеваровой из церкви На Бутаковском заливе в Химках о том, как она начала творить картины из морских камушков. Отметила, с каким абсолютным знанием предмета предлагает христианскую литературу Виктория Венедиктова, менеджер издательства «Виссон» из Санкт-Петербурга». За обедом воспитатель детского сада Людмила Владимирова из церкви на Поклонной горе Северной столицы увлеченно делилась своими секретами благовестия в светском детском учреждении: подробный ответ на вопросы ребенка о Боге, поощрение его интереса, побуждение детей к размышлению – тоже евангелизация!..

Стоп. Обо всем хочется подробно, но ваше время не безгранично, читатель! Поэтому учусь быть краткой.

Ближнее зарубежье на семинаре «Вызовы в детском служении» представил Валентин Зданевич, декан педфакультета Минской богословской семинарии Союза ЕХБ в Республике Беларусь. В 1999 году в Беларуси была создана миссия «Служение поколениям». За эти годы создано 20 учебных пособий, проведена большая работа.

Лидия Ратникова, завуч Воскресной школы Московской церкви ЕХБ «Воскресение», поделилась наработками, как рассказывать «цепляющие» библейские истории», которые отлично «работают» как на уроке, так и на выезде.

Мария Дорогая, сотрудник МРО ЕХ «От поколения к поколению», учитель ВШ церкви «Благая весть» на Войковской (Москва) подчеркнула, что духовное воспитание детей начинается в семье. «Это просто. Во-первых, дети должны видеть, что родители постоянно читают Писание, и во-вторых – молятся».

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» 2 Тимофею 3:16-17. Наталья Веселова, преподаватель ВШ церкви «Ковчег» из Балашихи предложила индуктивный метод изучения Библии по специальным пособиям, которые просто и наглядно разъясняют истины Священного Писания.

Коррекционной педагог с 20-летним стажем Светлана Сомова предложила задуматься: как понять, кто скрытый лидер группе? Учитель = лидер? И считают ли дети, что их лидер - учитель? «Желание быть наставником - хорошее желание. Искренность и любовь является ключом к сердцу ребёнка. Можно научиться и стать наставником, которому доверяют», - убеждена Светлана Сомова.

Выезд для служителей имел практический результат для тех, кто был настойчив стать квалифицированным учителем ВШ. Надежда Киянченко, автор учебных программ, директор ВШ церкви «Любовь Христа» и Наталья Лушнева, магистр церковного служения, методист воскресной школы РБЦ провели Минимальный базовый курс для начинающих преподавателей ВШ и по истечении 6 семинаров 11 человек получили Сертификаты о прохождении курса.

Руководитель кукольного театра «Улыбка» Евгений Пермяков доказал воочию, что кукольное служение не только интересное и веселое представление для детей, но и возможность в доступной форме рассказать детям о библейских истинах и их актуальности в практической жизни. Участники конференции увидели поучительный, иносказательный спектакль про маленьких деревянных человечков и их создателе - Мастере.

Где брать идеи и вдохновение для христианского выезда? Наталья Решетникова, которая более 15 лет несет служение в ВШ и детских лагерях, рассказала о своем опыте и поделилась массой способов как увлекательно и с пользой проводить время на выездах с детьми и взрослыми.

Учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ 29 г. Химки, лидер детского служения и педагог воскресной школы Белла Кладова рассказала о психологических особенностях детей разных возрастов, чтобы педагоги ВШ могли найти ключики к своим ученикам для эффективной работы.

Музыка как один из помощников в служении с детьми с ограниченными физическими возможностями и детьми-инвалидами в семье и церкви. Это был класс Натальи Фоминой, учителя музыки высшей категории, музыкально-коррекционного педагога, автора программ и методических рекомендаций, член Салтыковской церкви (Москва).

Христианские детские клубы «ТроПа» представил руководитель этого детского клуба, диакон церкви ЕХБ г. Александрова Андрей Голенко.

Отдельное спасибо нашему поводырю в лабиринтах базы «Ручеек» Филиппу Мицкевичу, а также нашим классным музыкантам: дуэту супругов Михаила и Ольги Слеповых и регенту хора из церкви "Благая весть" на Войковской – Ирине Овчинник.

Насыщение достигнуто. Переполненные вдохновением и новыми планами служители отправились по своим церквям, в готовности все увиденное, услышанное применить во Славу Божию. На год хватит? А там – следующий выезд. Кстати, ежегодно количество участников растет – в этом году было 297, в прошлом – на пятьдесят меньше, в 2021 приезжали 195 человек. «И чтобы вы не ленились». Евр.6:12а. Аминь.

Алла Стамболиди

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.