Баптист. - Скажите, на каком основании вы празднуете субботу?
Субботник. - Бог заповедал, (читает) «Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я Господь Бог освящающий их» (Иезек. 20:12).
Баптист. - Но это было сказано уже после исхода Израиля из Египта, а скажите, - раньше соблюдали субботу? Авраам, например, соблюдал субботу или нет?
Субботник. - Думаю, соблюдал.
Баптист. - Для меня совсем не важно знать как вы думаете, а мне хочется видеть наши доказательства. — Покажите.
Субботник. - Суббота дана еще при сотворении мира и Авраам впоследствии также соблюдал субботу, ибо написано: «За то, что Авраам послушался голоса Моего, и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26:5).
Баптист. - Упоминается ли здесь о субботе?
Субботник. - Нет, не упоминается.
Баптист. -Благодарю за откровенность, - о субботе ни здесь не упоминается, ни вообще из жизнеописания Авраама не усматривается, чтобы он или вообще кто либо до исхода из Египта соблюдал субботу, а потому исполнение Авраамом повелений, уставов и законов можно видеть лишь вообще в повиновении его Богу. Бог говорит: «пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе», - Он идет; Бог говорит: «да будет у тебя обрезан весь мужеской пол», - он слушается и исполняет; Бог говорит: «принеси сына твоего, возлюбленного твоего, которого ты любишь, в жертву» - он не колеблется приносить и наконец, Бог говорит: «изгони рабу и сына её», он и это делает. О субботе же нигде ничего не сказано, да и не могло быть сказано, так как суббота дана гораздо позже и представляет собою памятник освобождения от Египетского рабства, ибо сказано: «помни, что ты быль рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь Бог твойсоблюдать день субботний (Втор.5:15). А так как ни вы, ни я в рабств не были, то и не имеем ни смысла, ни права соблюдать память освобождения.
Субботник. - Но ведь Сам Христос и Его апостолы соблюдали субботу.
Баптист. - Я этого нигде не встречал, пожалуйста, покажите.
Субботник. - Читает: «И пришел (Иисус) в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновенно Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» и: «пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние» (Лук.4:16; 31).
Баптист. - Может быть еще что есть? Говорите все, а я на все отвечу сразу.
Субботник. - «Есть еще». Опять читает: «они же (ученики), проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, вошедши в синагогу в день субботний, сели»... (Деян. 13: 14, 42, 44). «При выходе их (из иудейской синагоги), иудеи и язычники просили их говорить о том же в следующую субботу». «В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие». «В день же субботний мы вышли за город к реке, где по обыкновению, был молитвенный дом»... (Деян.16:13).
Баптист. - Из всех приведенных вами мест Писания видно только то, что не Иудеи приходили по субботам ко Христу или к апостолам, а Христос и апостолы ходили по субботам в Иудейские синагоги к евреям; это во-первых, а во-вторых, - как Христос, так и апостолы ходили в синагогу не праздновать субботу, а проповедовать Евангелие, и субботой они пользовались только потому, что в другие дни евреи бывали заняты обычною работой. Если же принять все эти посещения синагог за основание, то придется не только соблюдать субботу, а и посещать синагогу.
Субботник. - Читает: «Вот Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, который Я заповедую вам сегодня». «Итак старайтесь соблюдать все постановления и законы Его, которые предлагаю вам сегодня» (Втор.11:26,32).
Баптист. - Кому это было сказано?
Субботник. - Израильтянами
Баптист. - Соблюли ли они все это?
Субботник. - Нет, не соблюли.
Баптист. - Это верно; но что было последствием этого? - новое утверждение закона или его отменена?
Субботник колеблется и не отвечает.
Баптист - Последствием этого было не утверждение закона, а окончательное его отменена. Читайте пророка Иеремию: «вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет. Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорить Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду их Богом, а они будут Моим народом» (гл. 31:31-34). Итак, какой же закон, по-вашему, Господь пишет на сердцах?
Субботник. - Десятисловный, какой был на скрижалях.
Баптист. - Но если десятисловный, то значить не новый, а опять тот же самый, какой был заключен с отцами и который они нарушили. Нет, это что-то не подходить: Господь обещал заключить Новый Завет и тем самым отменил прежний, нарушенный. Не объясните ли как иначе?
Субботник. - Бог закона не отменял; закон свят и вечен, а отменил Он только «недобрые постановления».
Баптист. - Из пророчества Иеремии видно, что Бог отменяет тот завет, который Он Сам заключил, - но ведь Бог ничего «недоброго» Израилю не заповедовал, и все заповеданное Им было «свято» и «добро». Откуда же эти «недобрые постановления»?
Субботник - Бог даль им учреждения «недобрые».
Баптист. - Не верю, пожалуйста, покажите на строке.
Субботник (обращаясь к публике): будьте свидетелями; - он говорит, что нет такого слова! (читает): «и попустил им «учреждения не добрые», от которых они не могли быть живы» (Иез.20:25). Что вы на это скажете?
Баптист - Я пока ничего не скажу, а только спрошу вас: Бог дал эти учреждения не добрые или только попустил их?
Субботник. - Это все равно.
Баптист. - Нет не все равно, а большая разница: нужно не только читать, а и понимать, а вы только читаете, но не понимаете. Читайте следующий 26 стих: «И попустил их оскверниться жертвоприношениями»... Скажите, - Бог заповедал Израилю оскверняться жертвоприношениями?
Субботник - Нет, не заповедал.
Баптист. - Итак, - «даль» и «попустил» не одно и тоже, и, значить, ясно, что Господь отменил не то, что было Им только «попущено», а то, что Он Сам заключил с отцами их. Это еще яснее видно из пятой главы Евангелия от Матвея, где сразу Христос приводить и то, что было сказано «древним», т. е. отцам, и то, что Он говорит нам. Древним было сказано: не убей, не укради и проч., что относилось к внешней стороне человека, к телу, и судило только сделанное дело; а Христос говорит в Новом Завете нам: «кто гневается на брата своего напрасно, подлежит суду» и: «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем». Этот закон написан на сердце и судит не дело, а намерение, и это то и есть служение не буквы, а духа.
Субботник. - Но апостол говорит: «мы не уничтожаем закона верою, но закон утверждаем».
Баптист. - Это верно, но только как мы его утверждаем? Закон устами Моисея сказал Израильтянам!»: «из братьев ваших воздвигнет вам Господь Пророка, как Меня, Его слушайте». Кто не слушает Грядущего Пророка (Христа), тот уничтожаешь закон, хотя бы он всячески старался соблюдать и субботу, и обрезание, и все законное до черты и йоты; кто же слушает Христа, то хотя такой человек и не соблюдает ничего законного, но все же он, тем не менее, утверждает закон, который и в словах и в прообразах говорил о Грядущем Пророке - Христе. - Мы законом умерли для закона и принадлежим Воскресшему из мертвых и однако утверждаем закон, ибо слушаем Христа. Закон нас привел ко Христу и его роль окончена.
Субботник. - Но я никогда не поверю, что Бог отменил субботу.
Баптист. - Не поверите и тогда, когда я докажу это словом Божьим?
Субботник. - Не докажете.
Баптист - А если докажу, - поверите?
Субботник. - Не знаю.
Баптист. - Ну в таком случае не стоит и доказывать.
Субботник. - Но все-таки докажите.
Баптист. - Суббота была действительно заповедана Богом, но не для всего народа и не на все века, а только для евреев, как память их освобождения от Египетского рабства (Втор.5:15) и имела значение и силу вместе с законом лишь дo времени пришествия семени, к Которому относится обетование, т. е. до времени пришествия в мир Христа (Гал.3:19). Это очень ясно здесь сказано, ибо апостол говорит о таком законе, который преподан рукою посредника. Когда вы прочитаете Второзаконие 5:5, где Моисей говорит: «я же стоял между Богом и вами в то время, дабы пересказывать вам слова Господа», то убедитесь, что посредник есть не кто иной как Моисей, и что закон, о котором пишет Павел в послании к Галатам, есть весь закон Моисеев, который частью был передан Моисеем путем устной передачи (пересказывать вам), а частью - (скрижали) был преподан прямо таки рукою посредника.
Сравнивая это свидетельство апостола Павла с пророчеством Иеремии о заключение Богом Нового Завета, вы видите удивительное согласие и взаимное подтверждение общей истины, ибо если бы первый, заключенный с отцами, завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Говоря же «новый», показывается ветхость старого, а ветшающее и стареющее близко к уничтожению (Евр. 8:7-13).
Мы должны быть особенно благодарны Господу, что Он ко времени возникновения «споров и распрей о законе» воздвиг такого человека, который по истине мог быть назван «избранным сосудом» и который не только язычникам уяснил в чем состоит «домостроительство тайны», но который и евреям «открыл глаза» и дал им уразуметь, что они, «желая быть под законом, - не слушают закона». Он первый объяснил нам «иносказание» о двух сынах Авраама, которые суть два завета, из коих явившийся прежде был временным и должен был по исполнены времени быть изгнан, как рождавший в рабство, и что явившийся впоследствии был вечен, и, как свободный, есть матерь всем нам. Мы знаем, что и после этого замечательная объяснения найдутся люди, которые будут обращаться к немощным и бедным вещественным началам и будут снова порабощать себя им, но мы, тем не менее, благодарим Господа, ибо знаем, что служители ветхой буквы не будут наследниками вместе с служителями Новая Завета, и, благодаря этому, мы не льнем сердцем к древнему Синаю с его клятвами, а радостно «приступаем» к горе Сину и новому Иерусалиму с его благословениями.
Субботник. - А как же апостол Иоанн пишет: «кто говорит: я познал Его, а заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины?» Значит, заповеди соблюдать следует, а если соблюдать заповеди, то соблюдать и субботу.
Баптист. - Мне очень жаль, что вы не замечаете своего бессилия: все новозаветный заповеди, имеющие ясно выраженные требования, ничего не говорят о субботе, а говорят или о том, чтобы мы «веровали во имя Сына Его Иисуса Христа», или - чтобы мы «любили друг друга, как Он возлюбил нас»; вы же обязательно основываетесь на таких местах, которые не только ничего не говорят о субботе, а и вообще имеют не ясно выраженное содержание, и которыми с одинаковым успехом можно защищать и субботу, и обрезание, и все законное. - Мы служители Нового Завета и нашим руководителем должно быть только новозаветное слово, сказанное «в последние дни» нашим Господом в Сыне Его. - Пища, питие и всякие праздники и новомесячье и суббота были только «тенью будущего», а тело во Христе.
Субботник. - Это все вы говорили о субботе, теперь скажите, на каком основами вы празднуете воскресение?
Баптист. - С удовольствием Слушайте: еще Давид в духе говорил: «славлю Тебя (Господи), что Ты услышал меня, и соделался моим спасением. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» (Пс.117:21-24). Христос, беседуя с учениками о своих страданиях, смерти и воскресении, сказал: «истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Но Я вижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. В тот день будете просить во имя Мое. Исполнилось это следующим образом: «в тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: «мир вам». Ученики, до того сомневающиеся и печальные, обрадовались, увидев Господа и настолько утвердились в вере, что все их сомнения и колебания прекратились навсегда.
Следующее явление Господа ученикам после восьми дней опять застало учеников вместе (Иоан.20:19), что показывает, что ученики собирались именно в тот день, о котором говорил Господь, - в день воскресения Его.
Книга апостольских Деяний и послания свидетельствует, что в первый день недели ученики собирались для преломления хлеба и делали известные денежные сборы (Деян.20:7; 1 Кор.16:1). Нам всегда говорят, что это не заповедь, а только случай. Пусть будет так, но мы радуемся, что имеем такие случаи, тогда как наши противники в пользу субботы не могут представить из новозаветных писаний не только повелений, а и подобных случаев.
Итак, первые христиане собирались для богослужения не в субботы, а в первый день недели, в который Господь наш воскрес из мертвых и который вследствие этого получил название «воскресного».
Полностью читать в PDF формате - Журнал "Баптист" 1909, № 14
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.