Г. Конолкин: Второй день работы Всероссийского Съезда евангельских христиан баптистов в Санкт-Петербурге с 1 по 9 сентября 1910 года
08.01.2016

Г. Конолкин: Второй день работы Всероссийского Съезда евангельских христиан баптистов в Санкт-Петербурге с 1 по 9 сентября 1910 года

Статья из газеты «Утренняя звезда» 1910, № 37

После утреннего заседания большинство из прибывших делегатов, пошли обедать в общежитие собственного дома С.-Петербургской общины. К этому времени 62 делегата поместились в общежитии, обедало же около 130 человек. Когда мы прибыли, то застали все уже готовым для обеда; «сестры» в ожидание нас сидели в столовой и пели духовный песни. Особенно радостно было, подходя к дому, слышать мелодичное стройное безыскусственное пение молодых, свежих женских голосов, идущих, как казалось, будто с выси небесной. Братья уселись за столы. На каждом, сколоченном из тесанных досок, столе на козлах, было 10 приборов: нож, вилка и ложка; по средине стола солонки, мисочка с хреном, простые перечницы, баночки с горчицей и кувшины с водой. Таких столов поставлено на 120 человек; те, кому не хватало места - обедали во 2 очередь. После краткой молитвы «сестры» стали разносить мисочки с супом; потом тарелки с жареным мясом и пюре, а затем мисочки с клюквенным киселем, в конце чай, или кто пожелает молоко. Все приготовлено очень вкусно и самолично сестрами общины; пожелавших служить своим братьям 20 сестер; они делают все, что нужно; ни одной нанятой прислуги. В услужении все равны; нет разницы между интеллигентной и неграмотной сестрой, нет разницы между дворянкой, дочери или женой генерала, графа, князя и крестьянкой. За столом тоже; делегат образованный, развитой, с известным общественным положением стоит рядом с нашим русским крестьянином - земледельцем, с мозольными грубыми руками в простом кафтане. Картина умилительная для всякого, не принадлежащего к общине ново верующих, в особенности, если сравнить все это с каким-либо другим обедом съезда дворян, ученых, врачей и т. п. с обедом общественных, государственных или ученых деятелей. За обедом тихая беседа друг с другом по поводу съезда, или по другим общинным вопросам, нет ни шума, ни возгласов резких, ни громкого хохотания, что обыкновенно бывает при иного рода общих обедах, в особенности в конце обеда, когда люди перестают, сдерживаться, искусственно подогретые достаточным количеством выпитого вина разного наименования. Обед продолжается 30 - 40 минут, затем краткая молитва и все расходятся, чтобы, не много отдохнувши, вновь к 3-м часам дня быть на заседании.

Все описанное о трапезе баптистов конечно не интересно для членов евангельских всяких наименований общин, ибо для них это естественно, но для не принадлежащего ни к одной «общине», пишущего эти строки, и для других, не принадлежащих к сектам, такая трапеза, несомненно, представляет интерес, как нечто оригинальное и встречающееся только разве в монастырях.

В 3 часа пополудни заседание открылось пением духовных стихов (№ 39 «Cионa»), затем председатель В. Г. Павлов. сказал короткое назидание по поводу любви Апостола Павла, закончивши слово молитвой о благословении Бога в делах съезда, чтобы при обмене мнений по разным вопросам царила истинная христианская любовь. Секретарем была прочитана телеграмма, текст которой гласил: «Его Императорскому Величеству».

«Всероссийский съезд баптистов в СПБ, вознося молитвы о здравии и благоденствии Вашего Величества и всего Царствующего Дома, повергает к стопам Вашего Величества свои верноподданнические чувства». По поручению съезда председатель Василий Павлов. Собрание единогласно одобрило текст этой телеграммы. Предложено высказаться по 2 п. программы съезда: 2) обсуждение вопросов об учебных и благотворительных учреждениях баптистов. Слово предоставлено делегатке из Ставрополя О. В. Беклемишевой.

Из первых же слов О. В. Беклемишевой стало ясно, что она «ярко выраженный тип общественного деятеля», как сказано в «Речи». «Я 27 лет работаю среди братьев, в вере спасшихся», так приблизительно начала Беклемишева. «С юности своей, чувствуя призвание к педагогической деятельности, я школьное дело изучила во всех его стадиях. Школ баптистам не было дано и лишь недавно разрешено нам иметь школы и то только начальные. Однако, в этих школах нет своих учителей и потому нет христианского, как мы это понимаем, воспитания детей. Это вопрос существенно важный и нам нужно добиться того, чтобы учителя в наших школах были бы наши единоверцы, лишь только при таких условиях дети баптистов будут такими же, как и их родители. Эти же последние, живущие большею частью своим физическим трудом, часто поденным, решительно не могут уберечь детей от тлетворного влияния среды с самого раннего возраста. Уходя на работу родители принуждены бросать своих детей без всякого призора. Тут является крайняя необходимость кроме школ иметь еще «ясли», куда могли бы родители отводить своих птенцов под гуманную и добрую опеку. Мною припоминается один пример, бывший 20 лет тому назад: Из «яслей», бывших в одном месте, куда приносили детей до 6-ти летнего возраста, не вышло впоследствии ни одного погибшего человека. Дети подеинноживущих родителей таким образом остаются без призора в малом возрасте, без христианского воспитания в школе, а придя в возраст 15-17 лет попадают в разного рода мастерские, где они окончательно портятся. Часто приходится слышать вопли верующих родителей: «что сделалось с моим сыном, ведь он безбожник, его тянет ко всякому греху! Мы давали ему пример, откуда же он приобрел всё пакости и мерзости? Боже, лучше видеть его мертвым, чем таким, каким он теперь! Теперь скажу несколько слов о детях крестьян - земледельцев.

Крестьяне наши ремесел не знают, а это весьма тяжело отражается на всем их быте. Нужны для крестьян сельскохозяйственные школы 2-го разряда. Я много приложила труда, чтобы составить устав для таких школ. Устав вместе с просьбой о разрешении открыть такую школу мною представлено Министру Внутренних дел. На запрос об этом Ставропольский губернатор и попечитель Кавказского учебного округа дали, насколько мне известно, благоприятный отзыв. Надеюсь, что разрешение - дело недалекого времени. Для Ставропольской губернии нужно 9 таких школ с одной центральной для подготовки учителей, конечно, нашего вероучения. У немцев все школы начальные такого типа. Кроме ремесел у нас на Кавказе нужно прибавить шелководство. Попечитель Кавказского учебн. округа разрешил устроить 6-ти месячные курсы для обучения крестьянских детей кузнечно-слесарному делу. Андреевская община, на устройство указанных школ собрала 14 тысяч рублей и еще ожидается пожертвование в 4 тыс., рублей. Но дело подготовки учителей нужно еще 2 тыс. рублей.

Братья! Ведь дети, выросшая и воспитанные в Христианской вере, наученные ремеслам и другим знаниям - утеха и радость родителей. А сами дети? Разве они не вопиют к нам: «научите и воспитайте нас во Христе Иисусе!» От имени детей обращаюсь к вам, братья, помогите во всем том, что я вам сообщила!» Эта речь, сказанная искренним, задушевным тоном произвела громадное впечатление на все собрание. Делегат Гаркуша быстро поднялся и взволнованным, голосом заявил: «Я строю новый дом... отдаю зал его безвозмездно для школы!» Англичанин Бейфорд, которому сестра Ясновская переводила слова Беклемишевой, во время перерыва подошел к ней и убедительно просил позволить тут же снять с ней фотографа, имеющимся при ним аппаратом; Беклемишева скромно, но решительно отклонила его просьбу.

Съезд по выслушивании доклада О. И. Беклемишевой принял следующую резолюцию:

«Съезд сочувствует открытию сестрой Беклемишевой сельскохозяйственного училища 2 разряда и рекомендует всем общинам помогать нравственно и материально осуществлению этого училища»

Прения продолжаются.

В. П. Степанов говорить, что многие общины не имеют даже начальных школ, да если бы и хотели открыть, то не знают как это сделать. Необходимо, чтобы о способе открытия школ опубликовать, хотя бы в журнале «Баптист». Кроме начальных, школ крайне необходимо иметь для подрастающего поколения среднее учебное заведете, об открытии которого также нужно опубликовать правила Председатель разъясняет, что баптистам не разрешено открывать средние учебный заведения, но баптисты, имеющие надлежащий ценз, имеют полную возможность открывать частные средние учебные заведения По инициативе делегата Балихина возбуждается вопрос об открыли Центрального училища, вроде Учительской Семинарии, для подготовки проповедников всякого возраста, лишь чувствующих к этому призвание. Нужно надеяться, что правительство разрешит открытие такой Семинарии, так,  как таковая уже и была, но закрыта исключительно потому, что в ней директор, и учителя были немцы.

Принимается резолюция о ходатайстве перед правительством об открытии Учительской Семинарии для подготовки проповедников. С. П. Степанов предлагает выбрать комиссию, которая бы сообщала желающим правила и справки для открыли начальных школ. Ограничиться покуда этим, а потом когда будут начальные школы, можно говорить об открытии средних школ.

О. Н. Зенькова (Киев) сообщает, что уже занимается в открытой ею школе. При чем выражает пожелание, чтобы сестры наравне с братьями работали бы на ниве Божьей, проповедуя Слово Божие (к Рим. 16 гл.), ибо сестры немыми не могут быть. По её мнению общины, где нет совместной и равной работы сестер с братьями, - нездоровая община.

Возбуждается вновь вопрос о назначении бюро для справок, каким способом открывать школы. Открытым голосованием принимается это.

Делегат Иванов выражает мнение, что бюро, Конечно, дело необходимое, но попутно с этим нужно возбудить сознание в общинах в необходимости открытая школ, так как к сожалению этого согласия еще нет в многих общинах. Верующие родители не понимая этого, посылают детей в ближайшие школы, где занимаются учителя с атеистическим  направлением.  Этого не должно быть, нужно иметь свои школы, чтобы дети воспитывались в духе Евангелия.

К этому делегат Белоусов добавляет, что во многих баптистских школах учителя-недоучки; нужно изыскать средства, чтобы дать им возможность доучиться до звания учителя.

Открытым голосованием в справочное бюро выбираются делегаты: Грушенко и Беклемишева.

Заседание оканчивается пением стиха «Христа до возвеличат все» и краткой молитвой. В 8 ч. вечера в Тенишевском училище была лекция В. А. Фетлера о Библии.

Полностью читать в PDF формате - Газета «Утренняя звезда» 1910, № 37

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.