«Помни весь путь!» - под таким библейским девизом христиане евангельско-баптистского исповедания отметили в конце ноября 130-летие со дня начала образования своих церквей на Тамбовщине.
Некоторые историки именуют тамбовскую землю «мистическим центром России». Люд тамбовский издревле отличался свободомыслием и усердным Богоискательством. В городах и селениях тамбовской губернии возникали и развивались всевозможные религиозные течения от самых причудливых экзотических до наиболее рациональных, со строго продуманным и выстраданным евангельским вероучением. Религиозные общины такого типа начинают формироватья на Тамбовщине во второй половине 19-го века.
Как отмечали выступавшие на юбилейных праздничных богослужениях проповедники, первые семена евангельско-баптистской веры сеял на Тамбовщине знатный петербургский аристократ, отставной полковник-кавалергард Василий Пашков. На севере тамбовской губернии в Моршанском уезде располагалось огромное родовое имение Пашкова. Рачительный хозяин и неутомимый проповедник регулярно наезжал в поместье, устраивал духовно-просветительские беседы для служащих и крестьян, занимался благотворительностью.
Единомышленником Пашкова был известный царский дипломат Василий Чичерин и его жена Георгина. Дом Чичериных в центре Тамбова, имение в селе Покровское Козловского уезда, благодаря их христианскому рвению, превратились в очаги евангельской проповеди и бескорыстной заботы о социально обездоленных людях.
Посетителей юбилейных торжеств знакомили с основными вехами евангельского движения. Интенсивный рост последователей евангельской веры наблюдался после законодательных реформ 1905 года. «Общины баптистов имеют крепкую внутреннюю организацию и строгую дисциплину, - писали тогда Тамбовские епархиальные ведомости. – Есть у них и разъездные проповедники с определенным районом деятельности и денежным вспомоществованием от братии на нужды проповеди. Баптисты тамбовские находятся в частых сношениях с таврическими, кавказскими, балашовскими и московскими. Молокане и баптисты тамбовские участвовали в съездах на Кавказе и в Таврической губернии».
Ключевым лидером движения становится в то время молодой проповедник Павел Малин. В своем доме в Тамбове он открывает народную библиотеку, организует кружки христианский молодежи, посещение тюрем и лазаретов, на базе общин создает Воскресные школы. По его приглашению в Тамбов приезжали выдающиеся религиозные деятели: Павлов, Иванов, Одинцов, Балихин. Вместе с ними Малин устраивал в Нарышкинской читальне серии духовно-просветительских собраний на актуальные общественные темы.
Власть Советская, как известно, периодически объявляла крестовые походы против религии и Церкви. В тридцатые годы, когда большевики провозгласили пятилетку безбожия, все церкви, в том числе и евангельские, были опустошены невиданными по размаху и жестокостями репрессиями. Множество талантливых проповедников и активных верующих были расстреляны или замучены в тюрьмах, лагерях и ссылках.
Гонения на прекращались полностью и после шумных разоблачений культа личности вождей компартии и пролетариата. Менялась лишь их степень и методы. Ведь советские законы разрешали гражданам только «отправление религиозных потребностей». К тому же наличие таковых потребностей признавалось лишь у лиц преклонного возраста.
Один из старейших членов Тамбовской церкви евангельских христиан-баптистов Туев Борис Григорьевич делился своими воспоминаниями о временах богоборческих: «Мы были молоды, и не могли, конечно, оставатья на месте, без дел. Несмотря на запреты, наши хористы навещали и другие общины в области. Мы организовали даже струнный оркестр. На репетиции вынуждены были ходить тайком, балалаечки и мандолинки носили под полой или в сумках. Я тогда был председателем церковного исполоргана и немало претерпел от нападок уполномоченного по делам религий. На наших богослужениях и во время крещений присутствовали контролеры. Они брали на карандаш все, что им казалось подозрительным, писали рецензии на проповеди».
Усердие неуемных контролеров иногда доходило до абсурда. В 1984 году бдительный председатель спецкомиссии из Моршанска докладывал областному начальству: «Группа молодых баптистов, возглавляемая Клейменовым Владимиром, выехала в Моршанский район, на реку Серп, где сначала отдыхали, а в десять часов утра приступили к исполнению религиозных молитв под открытым небом и без согласования с местными органами власти».
Говоря об особенностях евангельского движения, докладчики подчеркивали крестный путь, которым шли верующие вплоть до самой перестройки. Прямо в марте 1985 года, когда Михаил Горбачев на Пленуме ЦК заговорил о необходимости освобождать страну от тисков тоталитарного режима, четыре тамбовских баптиста оказались на скамье подсудимых. Их судили за активное и преданное служение Богу. И только на исходе 1987 года после долгих проволочек они наконец-то были выпущены на свободу.
Гости юбилейного собрания могли ознакомиться с музейными экспозициями, выставленными в специальном зале. Архивные документы, фотоматериалы свидетельствуют о том, что эпоха репрессий фактически охватила весь период правления компартии в СССР.
Своеобразный подарок к 130-летию успела подготовить община Храма Христа Спасителя евангельских христиан. На подступах к Храму состоялось торжественное открытие Мемориала в память мучеников, пострадавших за веру Христову. Участие в церемонии принимали: глава администрации города Алексей Кондратьев, председатель Консультативного совета религиозных конфессий и национальных диаспор Виктор Сафонов, начальствующий епископ Союза евангельских церквей из Москвы Александр Семченко.
- В нашем городе проживают верующие разных конфессий, но Бог у всех один, - отметил Алексей Кондратьев. – Мы ценим вклад верующих в жизнь общества и государства. Государство в России светское, но мы понимаем, что без помощи Бога его не построить…
К юбилейным дням была приурочена акция «Молодежь против наркотиков», организованная представителями церкви евангельских христиан-баптистов. Группы верующих из Москвы во главе с диаконом Сергеем Молодьковым и Тамбова провели многодневный рейд по колониям и следственным изоляторам города и области с музыкальными программами, раздачей душеполезной литературы, беседами о смысле жизни, о возможности победы над пороками. Необходимое содействие акции оказало руководство и сотрудники спецучреждений.
- Фактически, у нас с вами одна цель – помочь осужденным и тем, кто находится под следствием, встать на путь исправления, - сказал начальник тамбовского следственного изолятора, Андрей Николаевич Власов. – Наши и ваши методы не всегда совпадают, но они направлены к осознанию человеком вины и раскаянию о содеянном.
Походы в тюрьмы и колонии – только один из многих видов социального служения, которое стараются развивать верующие евангельских церквей Тамбова. Верующие трудятся по линии создания центров социальной адаптации, организации помощи больным, престарелым и малоимущим слоям населения.
Христианское просветительство, христианская благотворительность – традиции исторические. Советский режим сознательно ломал церковные традиции, стремясь отвадить верующих от какой-либо культурной, общественной деятельности и держать их в гетто.
На прошедших собраниях и акциях в честь круглой даты много говорилось о возрождении и сохранении исторической и духовной преемственности. Ведь чувство истории, как и чувство Родины, заложено в нас изначально Тем, Кто сотворил человека по Образу и Подобию Своему. Общество, страна, человек без связи с прошлым – это дерево, лишенное корней, почвы и воздуха. Может ли такое дерево быть жизнеспособным и плодотворным?
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.