Русский баптизм – в чем уникальность?
13.09.2020

Русский баптизм – в чем уникальность?

Александр Солженицын, выступая в 1996 году на традиционных Рождественских чтениях, заговорил о русских баптистах. «Они – наши единокровные соплеменники, в обычной жизни это обычные русские люди, - отмечал писатель. – Они поистине ищут смиренности, а евангельскую проповедь ведут на простом русском языке. Баптисты приобрели столь большой успех среди русского населения какой у них и был раньше».

В словах Солженицына намек на самобытное лицо русского баптизма. Какие же особенные черты ему в наибольшей степени присущи?

Русский баптизм – своеобразный плод мощных реформационных движений, которые из века в век зарождались на земле российской, начиная с 12-го столетия. Русский баптизм во многом замешан на духоборчестве, молоканстве, православии. Естественно, иностранные проповедники изначально помогали русским собратьям в деле организации внешней структуры общин, в налаживании миссионерского и социального служения. Однако, само ядро движения, его почва и фундамент – плод отечественного духовного творчества и результат усердного изучения Священного Писания. Один из основателей баптистского движения, Василий Иванов-Клышников, в полемике с епископом Алексеем Дородницыным заявил, что «русский баптизм даже более национален, нежели византийское православие».

По мысли философа Петра Чаадаева, Россия должна стать мостом между Востоком и Западом, должна впитать в себя весь опыт вселенского христианства, связать в одно целое динамизм Запада и молитвенную углубленность Востока. Эту миссию отчасти взял на себя русский баптизм, создав многомерный сплав восточной и западной духовности, органичное сочетание христианства Марфы и Марии. Отечественные евангельские общины отличались глубиной молитвенной жизни и усердным практическим служением.

На долю русских баптистов выпал крестный путь. В России царской их считали революционерами, а в России советской на них наклеивали ярлык контрреволюционеров. В конце 19-го и в начале 20-го столетий баптисты испытали на себе инквизиторский жезла К.П.Победоносцева. Обер-прокурор Святейшего Синода ставит цель – «переломить хребет русскому баптизму, штундизму и редстокизму». Великий инквизитор России изобретает законы, направленные на жестокое подавление религиозного инакомыслия. По его инициативе, петербургские проповедники-аристократы, Василий Пашков и граф Модест Корф, изгоняются из России, а простые верующие, закованные в кандалы, шествуют по дорогам Закавказья, Сибири, Северного края, рискуя умереть от голода и невыносимых условий жизни.

Сталинский Большой Террор истребил в ненасытном чреве ГУЛАГа тысячи верных Богу и Отечеству сынов и дочерей. Печально известный Бутовский полигон в Москве – место массовых расстрелов, где сложили головы служители баптистских церквей и рядовые верующие. Гонения на баптистов продолжали и другие правители страны Советов. Никита Хрущев бросил лозунг о скором пришествии коммунизма в СССР, а до его прихода вера в Бога должна быть изжита полностью. Юрий Андропов привлекает все силовые ведомства для давления и фабрикации судебных дел на активных христиан из всех конфессий. Гонения не прекращались вплоть до перестройки. Последний страдалец за веру, одесский пресвитер Николай Бойко, вышел из советских застенков только в 1989 году.

Опыт страданий за веру позволил русским баптистам сформировать богословие мученичества и исповедничества. Это опыт стал существенной частью историко-художественных летописей, созданных Николаем Храповым, Юрием Грачевым и многими другими авторами из среды баптистов.

В богослужебной практике русские баптисты также сохранили свое лицо. Традиция братского служения с участием нескольких проповедников, идущая еще от стригольников 14-го столетия, закрепилась в практике баптистских церквей до нашего времени и показала свою эффективность.

Богословие и Вероучение русских баптистов избежало нездорового уклонения в кальвинизм или арминианство. Держась золотой середины, русские баптисты, находили сбалансированные подходы к данным системам богословия.

У русских баптистов уникальная историческая и духовная родословная. Образно говоря, в их жилах течет аристократическая и простонародная кровь. Если одна родословная линия зародилась в роскошных особняках и усадьбах высших российских царедворцев, то другая возникла, преимущественно, в крестьянских избах. Там носителями Евангелия, по замечанию Ивана Проханова, стали простые крестьяне в серьмягах и лаптях.

Несмотря на огромную разницу в социальном статусе членов общин, русские баптисты смогли преодолеть сословные барьеры. На общих духовных съездах и конференциях титулованные особы, графы и князья, свободно общались со своими единоверцами простого происхождения. В деле духовного просвещения России аристократы и простолюдины плодотворно сотрудничали.

Таким образом, даже предельно краткий, беглый взгляд на характерные черты отечественного баптистского движения вполне позволяет заключить, что русский баптизм – это уникальное явление в истории мирового христианства.

Владимир Попов

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.