Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.
2-е послание Иоанна 1:12
Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень».
Псалом 121:1
«У магнитофона со сказками нет папиных коленок!..»
Дочка христианина
8-го декабря 2023 года состоялось заседание Богословского общества при Консультационном Совете по образованию Российского Союза евангельских христиан-баптистов на тему «Церковь виртуальная или реальная».
Начал дискуссию руководитель Богословского общества, пастор церкви, преподаватель Московской богословской семинарии РС ЕХБ Михаил Вячеславович Иванов:
- Этот вопрос долго бы оставался в теоретической плоскости, если бы не пандемия, которая пришла в Россию в 2020 году. Эта идея просто не пришла бы в голову – проводить богослужения онлайн, потому что радость полноты общения в церкви тесно связана с личным, реальным присутствием членов собрания. Но, в связи с эпидемиологической ситуацией, встречи посредством zoom стали одним из самых реальных способов поддержания межхристианских отношений. Несмотря на преодоление некого порога заболевамости, мы внезапно можем оказаться в такой ситуации снова. И положительный момент в том, что ушел страх перед современными технологиями.
Техническое развитие человечества способствовало тому, что теперь в церкви прижилась форма очного и заочного одновременного общения. Многим в церкви это даже больше понравилось – можно оказаться на воскресном служении независимо от физического здоровья, финансового положения, расстояния от церкви, состояния одежды, параллельного занятия чем-то, а иногда в собрании невольно участвуют и домашние, краем уха – но осоляются Словом Божиим!
Уважаемый служитель Сибирского братства, в прошлом региональный заместитль Предселатяля РС ЕХБ, ректор Новосибирской библейской богословской семинарии Эдуард Адольфович Генрих предупредил об опасностях, которые подстерегают христиан в открытой «всемирной паутине»: «Какие сегодня нужны пасторы? Виртуальные пасторы обосновались в интернете, который является пространством для поиска образцов к подражанию. Ощущения новых перспектив могут повредить поведению человека в реальности. Троллинг, хакинг, буллинг… Странные явления. Привычная реальность уходит в прошлое. Теперь христиане не привязаны к определенному времени богослужения. Раньше стремились к домам молитвы, теперь все меняется на глазах. По сути, паства управляет проповедником! Существует угроза того, что слушают не всегда здраво проповедующих людей».
Эдуард Адольфович напомнил о качествах служителя Христова. «И Он поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос» (Еф. 4:11-15)
«Служитель церкви - воин, домостроитель, посланник. Пастору присуща жертвенность, сложные обязанности. Это хранители Божьих овец, которые призваны вести стадо, охранять, беречь от волков, кормить стадо. «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не убийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать. (Титу 1:7-9)
«Важно, чтобы превалировал не внешний вид пастора, а страсть к служителям Христовым. Как оценить качества виртуального пастора? Важно общаться с ним лицом к лицу. Пасторы должны подавать пример стаду. Лучший способ вдохновить людей - личный пример. Пастор должен к каждому применять истину с учетом индивидуальных особенностей и обстоятельств члена церкви, давать ту пищу, которая ему нужна в данный момент».
«Нужно посещать верующих и их родственников на дому, как бы переносить церковь на дом. Тогда пастор увидит, как они едят, во что одеты дети, и тогда заново откроет для себя членов церкви! Мост важен, не виртуальный, а духовный, живой. Человек должен почувствовать присутствие Божье у кровати своей».
Э.А. Генрих убежден, «как гонения проверяют истинность веры, так и пандемия. Виртуально невозможно проводить полноценные христианские собрания. Управление имиджем в соцсетях – особый метод, когда учат подавать себя красиво, что не соотносится с огромным объемом задач Церкви Христовой. Духовный рост виртуально невозможен, в церкви я могу служить, а в интернете? Лайки будут, а встал ли он на колени?!. Духовно зрелыми можно становиться виртуально? Если бы этого было достаточно, Павел бы не просил устраивать церкви. Через экран возможно лицемерие, познается человек только в живой жизни.
«Мы живем в потребительском мире. Люди ищут, что бы такое получить, не готовы отдавать, а должны этому учиться в церкви. Нам важно обняться друг с другом, почувствовать тепло тела. Могут ли быть христиане внецерковными? Реальная церковь имеет тенденцию к постоянному переходу членов «туда». Есть узкие и широкие ворота. С узкого пути можно соскользнуть на широкий, а обратно нельзя, надо вернуться на исходную позицию».
«Мне вспоминается свидетельство одного христианина, который, приходя с работы в шахте уставшим, все же читал дочке сказки. А однажды решил их просто записать их для нее на магнитофон. Дочка слушала два вечера, а потом опять стала просить отца почитать: «…Потому что у магнитофона нет коленок!..»
Продолжил рассуждение пастор церкви «Ковчег» (г. Москва) Александр Васильевич Захаров. «Мир меняется, но не должен менять основы нашей веры. Спасения мы не лишены, также ждём прихода Иисуса Христа. Как бы ни ругали время ковида - это послужило на благо церкви. В пору пандемии трансляция нас очень выручила, мы побоялись перед Богом отменять богослужение. Состав служителей существенно дополнили братья. К вынужденному окормлению по интернету присоединились и отдаленные районы. Аргументы «за» и «против» сверяем по Слову. Причастие онлайн – невозможно. А с другой стороны «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Матфея 18:20) Кроме того, мы достигаем большего количества людей через виртуальный мир, общение с зарубежными церквями. Цифровых благ нам уже не отменить, и далее их влияние будет увеличиваться. Но помним разницу, что церковь живая – создана Богом, а интернет – произведение рук человеческих, в бесконтактной цифре не живет Божья слава».
«Духовно и физически мы можем полноценно развиваться только внутри социума, а «цифра» дает ложное чувство защищенности: могу поменять имя, фото, процветают бесконтрольность и вседозволенность. Живое общение требует напряжения, нужно служить, а не просто быть потребителем. Искусственный интеллект создают неверующие, в этот продукт не закладываются христианские принципы. Наивно ожидать Божью искру, душу в таком мирском «созидании».
- Сейчас христианская статистика говорит о том, что из 70 молодых людей в церкви не более четверти находятся в реальном служении. Проповедь – это ведь не вся церковь, это не просто передача информации. Теплоту, чувство локтя, совместную трапезу онлайн не совершить. Да и ребенка по интернету не зачать!.. – взял слово Михаил Васильевич.
Дискуссию поддержал первый заместитель Председателя РС ЕХБ Виктор Владимирович Игнатенков: «Мы живем в реальном мире, и не надо в интернет переселяться. Там не все возможно. Человек идет в церковь не просто за информацией, а для того, чтобы реализовать свой внутренний потенциал в служении друг другу. Каждый участвует в созидании своего тела, он должен соприкасаться с каждой клеточкой организма. В виртуальный мир идем для благовестия, получать информацию, как в супермаркет».
«Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного». (Евр 10:25) – обратился к Слову редактор христианских сайтов РС ЕХБ, «Русского Христианского Радио» Денис Александрович Гостев, призывая к разумному балансу виртуального и реального служения в церкви. – «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петра 2:5) Можно слушать проповеди виртуально, но хочется видеть рядом с собой созидающих христиан сестер и братьев. «Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:4-5). В жилище мы соединены Божьим духом, физической близости христиан не дает онлайн формат. Господь допустил ковид не случайно! Я проводил исследование, после виртуальной волны интернет-богослужений многие ушли из реальных церквей. Сколько верующих не вернулось после пандемии в живую церковь? 10-40%. Многие стали считать, что это удобно, сидя на диване, слушать проповеди, плюс больше времени на общение с семьей. Но такие объяснения - для ленивого человека. Им нужен был предлог - они его нашли. Не нужно ставить телегу впереди лошади! Виртуальное общение не заменит рукопожатного приветствия, не научит общению, не даст поучаствовать в вечере. После ухода в тень интернета для многих личное общение оборачивается духовной травмой».
Что же такое в наши дни виртуальная церковь? Благо или зло? В какой мере? Был представлен доклад старшего преподавателя кафедры «Теологии и истории церкви» Санкт-Петербургского христианского университета Александра Анатольевича Беляева «Церковь и виртуальное пространство: вызовы и перспективы». Обсуждали также сообщение проповедника церкви «Благая Весть на Войковской» (г. Москва), магистра богословия Геннадия Александровича Савина «Несколько слов о подлинной реальности существования виртуальной христианской общины». В дискуссии принимали участие преподаватель Московской Богословской семинарии, пастор подмосковной церкви в Салтыковке Николай Александрович Корнилов, пастор церкви ЕХБ города Осинники Кемеровской области Виктор Николаевич Федоровский.
Единодушное резюме заседания можно выразить примерно так: «Можно ли говорить о виртуальной церкви вообще, когда нет контактного общения, причастия, крещения, дисциплины, личного обличения и наставления? Христианское общение – да, но является ли оно Церковью? Виртуальная церковь не исполнит всех функций традиционной, ибо проповедь – это только одна составляющая «тела Христова». Без совместного созидания нет церкви. Полноценная церковь невозможна без полноценной личности, которая формируется только в социуме. «если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». (1 Иоанна 1:7)
Алла Стамболии (текст и фото)
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.