Исполненные Святым Духом
10.11.2015

Исполненные Святым Духом

Статья из журнала «Христианин» 1908, № 10

ЧАСТЬ I.

Насущная нужда.

Постоянное повторение в Деяниях Св. Апостолов трех слов или фраз до того поразительно, что оно ярко обнаруживает руководящую мысль этой книги и всю суть описываемого в ней дела Господня. Первое из этих слов «свидетельство о Христе»  - под различными терминами встречается 23 раза, и одним этим словом выражается вся работа, для которой ученики Господни тогда, равно как и теперь, были предназначены. Второе слово, «воскресенье» в выражениях «живой по страдании Своём», «воскресший», «восставший из мертвых» повторяется 27 раз; и, так сказать, передает нам особенный факт и свойство Иисуса Христа, к которому должно относиться свидетельство. Третье - это имя Святого Духа, упомянуто 52 раза и носит смысл силы, которою работа должна была производиться с полной уверенностью - в успехе.

Мы почти наверно можем сказать, что первая, из этих трех идей была принята за эти последнее годы, как истинное определение христианского труда и притом с всеобщим единогласием, не имеющим себе равного со времени первых дней Церкви. Тысячи христиан различных стран дружно ответили на призыв сделаться свидетелями Христовыми и действительно вступили в число последних, доказывая то и жизнью, и устами своими. Только за последние годы также замечательный факт воскресения Господа Иисуса, столь выдающейся в Деяниях, стал выдаваться и в христианском учении. Постоянно возрастающими массами провозглашается великая истина, что «Христос не только исключительно «умер», но что Он и воскрес». Второе далеко опережает первое: оно соответствует возрастанию от младенчества до возмужалости во Христе, так, как ведет душу от познания примирения и прощения далее, к познанию освобождения и победы. „Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более. примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим.5:10; прочитайте 1Иоан. 2, стихи 12, 13 и 14).

Но если принять в соображение третью великую мысль этой книги силу, чрез которую должно совершаться свидетельство воскресшему Христу, - Духа Святого, то становится ясно, как мало об ней учат, говорят, мало ее понимают и знают. Разве не хорошо назвал один писатель благую весть о Святом Духе «утраченным Евангелием»? Не утраченная ли это истина для большинства христиан, даже таких, которые свидетельствуют о воскресении Христа? Убедимся в этом на следующем примере, который легко мог бы подвернуться. Если, например, в какой-либо христианской общине или церкви возникнет какая-нибудь новая работа и понадобятся сотрудники, пусть Пресвитер объявит об этом, прибавив следующие слова: «Братья, выберите из среды себя семь человек изведанных, «исполненных Святого Духа» и мудрости; их поставим на эту службу; и представьте нам имена их к будущему Воскресенью». Много ли найдется христианских общин, которым поденный запрос не показался бы странным и почти непонятным. В огромном большинстве случаев братья, расходясь после собрания, стали бы так рассуждать об этом: «Какой странный способ выражаться! Что он хочет этим сказать? Каких таких людей ему нужно? Что значить по-настоящему «исполненных Духа Святого?». И вряд ли кто мог бы дать удовлетворительный ответ. Если вышесказанное верно рисует, то удивлений, которое могло бы быть вызвано подобным заявлением, а большинство пресвитеров должны будут сознаться, что так оно на самом деле и есть,- то где искать причину этого, и в чем заключается затруднение? Определение истинно верующего, бывшее общепринятым у первых христиан, в наши дни или вовсе не существует и потому неизвестно, или же, если и существует, совершенно не замечается и не признается; а между тем по-настоящему не должно этого случаться. Мы не станем утверждать или выдавать за достоверный факт, что упомянутая характеристика верующего обыкновенно, даже вовсе, не существует. Но мы можем сказать с уверенностью, которую поддержит с нами большинство сведущих христиан, что если это проявление благодати и существует в верующем, то редко его назовут настоящим именем. Причина этого, по-видимому, заключается в том, что признаки присутствия Святого Духа обыкновенно не известны, и действия Его часто приписываются исключительно плотским причинам. Факт этот может проверить каждый сам, лишь слегка вникнув в современный разговор. Во многих местах временное пребывание миссионеров часто сопровождается обращениями грешников, возвращением отпадших, обновленьем духовной жизни, проявленьем новых сил для труда и многими другими благословениями, которые Св. Писание приписывает исключительно присутствию и действию Св. Духа (1 Кор. 12). Однако, если вы послушаете людей, среди которых явились эти благословения, какому источнику они их приписывают? Большей частью - усердию, ясности выражения, могуществу, силе и убедительности проповедника, отчасти хорошей подготовительной работе местных сотрудников, отчасти молитвенным собраниям, предшествовавшим приезду миссионера. Или же, наоборот, если не было видно особенного благословения, то этот отрицательный результат тотчас приписывают недостаткам проповедника, дурной погоде, не допустившей больших собраний или вообще какой бы то ни было второстепенной причине. Конечно, подобное суждение вероятно одинаково ошибочно в обоих случаях. В первом - присутствие и сила Св. Духа были проявлены, но как это всегда случается, результаты не были приписаны прямо Ему. Во втором случае, где никаких последствий не было, их недостаток не был объяснен отсутствием силы Св. Духа. Таково заключение, к которому мы пришли бы от разговора даже с истинными христианами, хотя в писанных по этому поводу статьях и в устных проповедях слава может быть и будет часто воздана Тому, кому она следует - Богу, Духу Святому. Дело в том, что на вопрос, предложенный Апостолом Павлом ученикам в Ефесе: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовав?» - тысяча христиан нашего времени не могли бы из собственного опыта дать на это удовлетворительный ответь, и следовательно просьба отыскать людей, исполненных Духа Святого», только смутила и озадачила бы их; не внушив им однако ясного понимали того, что именно требуется.

Прежде чем разобрать смысл этой фразы, мы хотели бы заявить, что-то, о чем мы здесь сожалеем, не есть безусловный недостаток в подобных мужчинах и женщинах. Они несомненно существуют тысячами в наше время, но что-же из этого, даже если бы они существовали десятками и сотнями тысяч? Отсутствие знакомства с источником этой силы и благословения, неуменье распознавать присутствие и действие Святого Духа - вот что лишает многих возможности пользоваться этим обетованием, причиняя большой вред Церкви. Незнание это, неуменье различать, имеет очень серьезный последствия для мира, для Церкви и для славы Божией. Когда Мир спрашивает причину и хочет узнать источник некоторых феноменов в христианской жизни, ему обыкновенно не указывают на истинную причину т. е. на проявления Духа Святого в возрождение, обновление, освящение и получение силы. Таким образом, не знающим Господа, которым дозволено приписывать эти перемены естественными причинами, никогда не указывается на присутствие или очевидность действия Святого Духа. Также, когда замечательные благословения во времена духовного обновления среди христиан вообще или в отдельных личностях, «исполненных Духа Святого», приписывают естественным причинам, а не действию Святого Духа, то это влечет за собой неминуемо ущерб, потому что если приходится иногда доказывать христианам, что подобный благословения должны-бы были проявляться и в их жизни, они сейчас имеют готовое извинение: «Мой темперамент и характер не такой, как у тех христиан; мои обстоятельства и положение так исключительны, что я не могу достичь до их состояния радости и мира, деятельности и силы». Не есть ли это повторение извинений Моисея третьей и четвертой главы Исхода? «Кто я, чтобы мне идти?., они не поверять мне», «человек я не речистый... пошли другого, кого можешь послать!» - Что ответил Бог? – «Кто дал уста человеку? Не Я ли, Господь?» Нельзя ли ответить и тем, которые уверяют, что полнота евангельских благословений не для них: «Кто возродил вас, кто создал вас во Христе Иисусе? Родились ли вы от Духа Святого? Так почему же вам в естественном течении: духовного возраста не быть крещенными, исполненными, водимыми, наученными, освященными Духом Святым? Но ущерб терпят и не одни христиане. Как в древности, когда народ Израильский по неверию не мог войти в землю обетованную, какой довод привел Моисей, говоря с Господом? «Услышать Египтяне и скажут жителям земли сей, народы которые слышали славу Твою, скажут: «Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне» (Чис. 14:13:16), Также, когда Израиль был побежден при Гае, довод Иисуса Навина был подобен этому: «О, Господи, что сказать мне после того, как Израиль обратил тыл врагам своим? Хананеи .. услышать….  И что сделаешь тогда имени Твоему великому? (И. Н.7:8,9). То же можно сказать и в обсуждаемом нами случае. Недостаток обещанной силы Духа Святого дает противникам повод говорить против Бога, и им ничего нельзя возразить, когда они злословят имя Его. До ныне еще приложимо к нам, христианам, слово: «ради вас имя Божие хулится у язычников» (Рим.2:24). И когда мы заглянем в себя и спросим себя о причине нашей немощи и отсутствия проявления силы Его, то вот она: Его слава дана иному, Его дело приписано другим силам, Он огорчен и не прославлен; потому то и оставляет Он храмы Свои лишенными могущества, что они не облечены силою Его. Довольно ли было сказано, достаточно ли приведенных Примеров, чтобы доказать, как велика и насущна наша нужда - нужда обладать полнотой Духа Святого и понимать ее? Перейдем теперь ко второй части - рассмотрим теорию тех великих сокровищ, который Господь предоставил в наше распоряжение, и разберем этот вопрос в трех следующих отношениях:

1)       Каждый христианин не только должен быть верующим, но и иметь полноту Духа Святого (Еф.5:18).

2)       Каждый христианин должен узнавать действия Святого Духа и различать признаки Его присутствия (Деян.6:3;11:24).

3)       Каждый христианин должен, всякий успех приписывать Святому Духу, а следовательно, находить причину очевидной неудачи в том факте, что Дух не присутствует во всей силе (1Фес. 1,:5).

Обращаюсь ко всем, читающим и слушающим эти слова с усердной просьбой беспристрастно рассмотреть эти три пункта. Если они справедливы, то касаются каждого верующего, равно как, и всей Общины Христовой. Они изъясняют причину бывшей неудачи и надежду будущего успеха в служении Господу. Они побуждают нас забывая заднее, простираться вперед и сделаться тем, чем Бог готов нас сделать - мужчинами и женщинами, исполненными Святого Духа».

ЧАСТЬ II

Запас с избытком...

1)       Каждый христианин не только должен быть верующим, но и иметь полноту Духа Святого. Для подтверждения этих слов достаточно двух примеров. О подобном состояли души Апостол Петр говорит в Деяниях 2:39: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш». Последней частью этого стиха всякий язычник включен в обетование, и посему полнота Духа Святого предназначена на то, чтобы дополнять предшествующую ей благодать «прощение грехов» (38). В Еф.5:18, еще дается приказание: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом. Значит послушный христианин здесь приглашается к выполнении второй части текста не менее, чем первой, -  другими словами, - для него столько-же важно обладать последним преимуществом, как и избегать первого греха.

Часто говорят, а еще вероятно чаще думают, того не высказывая, что разбираемая нами фраза хорошо характеризуем особенную благодать, свойственную некоторым выдающимся христианам, но недоступную для всякого верующего, а потому к нему и не относящуюся. Следствием подобного мнения является, факт, что люди, разделяющие этот взгляд, вовсе не интересуются обетованьем полноты Святого Духа, не ищут как бы повиноваться призыву Еф.5:18. и не ожидают получить благодать, обетованную в Деян.2:39. Но стоит только добросовестно рассмотреть эти два места Св. Писания, чтобы навсегда отказаться от подобного понимания. И мало этого: разбор этих двух текстов непременно убедит каждую верующую совесть, что не брать верою и не усваивать себе того, что Бог предназначил для каждого верующего — значить бесславить Бога. В данном случае полный упрека вопрос Иисуса Навина должен бы конечно звучать сегодня и в наших ушах: «Долго ли вы будете не радеть о том, чтобы пойти и взять в наследие землю, которую дал вам Господь, Бог отцов ваших?" (И.Н.18:3). И всякий из нас, слышащий это и признающий, что оно относится и к нам, должен-бы «встать и пойти» (18) получать эту предложенную нам благодать.

— На вопрос о том, каким образом дается эта полнота Духа и что испытываем при этом ее получающий, нельзя дать ответа одинакового для всех случаев. Если «дух (ветер), дышащий где хочет есть символ действия, производимого Духом Святым в рожденном от Духа, то это-же сравнение можем быть применено и к дальнейшему развитию духовного роста, и к переходу христианина из одного опыта духовного в другой. Для одного его можно уподобить тихому веянию летнего ветра, незаметному в начале его появления; для другого - свежему ветерку, приводящему в движение все окружающие деревья, для третьего оно подобно урагану, предшествуемому тяжелым затишьем, в котором первый же порыв тотчас замечается, так что можно точно определить час, даже минуту его возникновения. Нечего нам заниматься способом или временем, избираемым Богом для раздачи Своих даров еще менее имеем мы право наш личный опыт принимать за мерило, применимое и к другим. Мы сюда вполне можем отнести слова одного христианина, так выражающегося о возрождении: «Бывают дни, в которые ты не видишь, как солнце восходить, но ты хорошо знаешь, когда оно уже взошло». Итак, достаточно для нас признать, что обетование возвещено, дар предложен и повеление восполняться Духом Святым, произнесено; пусть же каждый из нас, как послушное дитя, ищет этого дара для себя, а получив его из руки Отца, побуждает затем к получению его и других.

2)       Каждый христианин должен уметь узнавать действия Святого Духа и различать признаки его присутствия. Это - непременное следствие всего вышеизложенного. Так как мы там говорили о вполне определенном благословении, сопровождающем обращение и дополняющем последнее, то понятно, что оно так же ясно может нами различаться, как и самое обращение, -  иначе такое замечательное и многозначащее выражение, как «полнота Духа» пришлось бы отнести к какой-нибудь едва заметной перемене. Очевидно, что подобное состояние души хорошо было известно в первой времена Церкви. Требование апостолов и поступок всей церкви в ответь на это требование в Деян.6:3-5, ясно это подтверждают. «Братия, изберите из среды себя семь человек, изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу... И избрали Стефана мужа, исполненного веры и Духа Святого... Также и в описании Варнавы (Деян.11:24) сказано: «Ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры». Такое определение требуемых людей не встретило никакого затруднение все множество верующих слышит, понимает и действует.

Очень важно рассмотреть, какими именно признаками они руководились в своем суждении, чтобы и нам научиться, как узнавать проявление полноты Духа в каком виде ожидать ответа на нашу молитву об этой полноте и когда мы можем благодарить за полученный ответь.

Книга Деяний дает нам удовлетворительный ответь относительно этих отличительных признаков и знамений, потому, что каждый раз что там упоминается об этой полноте, последняя непременно сопровождалась явными последствиями, чрез который люди немедленно узнавали о его присутствие Деян.2:4. «И исполнились все Святого Духа и начали говорить на других языках». (Также и в 10:46; 19:6). Деян.4:8-13. «Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им... Видя смелость Петра и Иоанна». (Это самое слово «смелость» также переведено «с дерзновением» Деян.2:28-29, 31; 2Кор.3:12; Евр. 3:6. «упование» Евр.10:35 и по своему корню обозначает «речь», как элемент, в котором эта смелость, это дерзновение или упование проявлялось, Деян.4:31. «Исполнились все Святого Духа и говорили слово Божия с дерзновением» Деян.6:3-10. «исполненных Святого Духа и мудрости... мудрости и Духа, которым он и говорил» Деян.6:5... «Исполненного веры и Духа Святого» (Сравни ст. 8, «исполненный веры и силы» с 11:24). Деян.7:55. «Будучи исполнен Духа Святого воззрев на небо, увидел славу Божию». (Сравни Иоанн11:40). Деян.9:31. «При утешении от Святого Духа». Деян.13:9-11. «Савл... исполнившись Духа Святого., сказал: «Рука Господня на тебя: ты будешь слеп», - Деян.13:52. «Исполнялись радости и Духа Святого».

Подведя общий итог перечню всех этих знаков, сопровождавших полноту Духа Святого, мы найдем, что за исключеньем дара «других языков, - по-видимому присущему только первым дням Церкви, - упомянуты следующие характеристичный знамения: свобода и сила речи, мудрость в действиях и выражениях, вера, ясность духовного взгляда, утешение, радость и власть произносить суд именем Господа. Сравнение этого перечня с перечислением проявления Духа Святого в Кор.12:8-10;28—31. заставит и нас искать такого-же разнообразия в разных случаях, какое было и в первые дни Церкви. Насколько разнообразны были обстоятельства и звание верующих, настолько были различны и дары и проявления Духа. Другими словами, является новое божественное приспособление к уже занимаемому положению; Богом данная способность к делу, каждого; езда колесницы на смазанных колесах; жизнь деятельная, но без напряжения, смеха и суеты; таково практическое применение полноты Духа. У одного оно выразится в практической мудрости и искусстве изложения, у другого в силе речи, которая или покоряет слушателей Евангелию, или же возбуждает в них ожесточенное сопротивление, третьего - в могучей вере, в молитве или жизни. Но во всех это будет ничто другое, как действие полноты Духа Святого, (Фил. 2:12-13) иначе говоря, живая деятельность при полном спокойствии души, отсутствии трения в жизни; члены тела, работающее в полной гармонии, так-как они руководимы, наполнены и объяты одним и тем же Духом, одною и той же жизнью.

Относительно здесь описанного практического опыта следует тщательно рассмотреть три пункта. Во-первых, что в повелении Еф.5:18. «Исполняйтесь Духом», повелительное наклонение «исполняйтесь» поставлено в настоящем времени и означает постоянство действия. Как в Рим. 6: 11 «почитайте себя мертвыми» означает «всегда считайте себя мертвыми», так и здесь мы можем это повеление перефразировать таким образом: «будьте всегда полны Духа».

Итак, здесь идет речь не об однократном действии, не имеющем нужды в повторении, но о постоянной зависимости от силы Святого Духа, постоянном черпании из Его полноты, чтобы самим быть наполненными. Некто стоял однажды у громадного резервуара, снабжающего водой все водопроводы города Глазго, Он спросил у служащего, там жившего, не случается-ли иногда, что огромное количество потребляемой воды превосходит запас, содержащийся в резервуаре? «Этого никогда не может случиться», уверенно ответил служащий. То же самое можно сказать и о нашем источнике воды живой - Духе Святом. Мы можем, мы обязаны постоянно почерпать из полноты по мере нужды нашей и должны также знать, что неистощимый океан всегда для нас готов. Во-вторых, следует заметить, что понятие «полноты» чего-бы то ни было уже исключает возможность присутствия там чего-либо другого. Таким образом, сказанное в Гал.5:16. оказывается возможным и объясняется Еф.5:18. Обоюдное исключение - вот отношение, в которых стоят друг к другу царствие Божие и власть сатаны. Итак, обсуждаемый нами предмет вызывает и требует той полной отдачи, такого покорения себя Богу, которое открывает дверь и отдает Ему все сердце, предоставляя Ему также и все тело, чтобы Он в нем прославился. В-третьих, каждый раз, когда упоминается разбираемая нами фраза, мы видим, что она непременно касается пользы других и служения Богу и человеку, а не исключительно личной пользы или частного духовного приобретения. По мере того как Дух нас наполняет Он также должен и изливаться из нас; таким путем душа наша развивается постепенно и из состояния восприятия переходит в состояние деятельности и служения более зрелого возраста.

Таков богатый запас, назначенный Господом для полного развития слуг Его, Пусть же никто из нас не складывает рук пред явным призывом к служению, говоря, что-то или другое дело ему не по силам. Конечно это выше «его» сил, но не выше силы и дара Господа, если только это дело действительно необходимо для полноты вашей христианской жизни свидетельства или служения Христова. Ревнуйте об этих высших дарах. Просите их, ожидайте их, принимайте и употребляйте их, чтобы «вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу» (Кол.4:12).

3)       Перейдем к последнему из трех предложенных на рассмотрение пунктов, который опять-таки истекает из предыдущих. Каждый христианин должен приписывать успех в духовном служении присутствию Святого Духа, а, следовательно, и находить причину очевидной неудачи в том факте, что, Он не присутствует в силе. Основываясь на Св. Писании, мы видим, что апостолы приписывали успех, сопровождавший их труды Святому Духу - Богу, как силе, живущей и действующей в Его слугах. В Деян.3:12-16 мы читаем: «Что смотрите на нас, как будто бы мы своею силой или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама... прославил Сына Своего Иисуса... и имя Его укрепило его. Деян.5:32. «Свидетели сему мы и Дух Святой, которого Бог дал повинующимся Ему» -  Деян.14:27. «Они рассказали все, что сотворил Бог с ними». - Деян.15:4. Возвестили все, что Бог сотворил с ними... рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог чрез них среди язычников». - Деян.21:19... «рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его».

Итак, в каждом отчете о своей успешной работе они прямо утверждали, что это сделал Бог, и в каждом новом кризисе своей жизни и деятельности они обращались к Нему и признавали Его руководство. (Деян.13:2; 15:28;16:6,7,10). Не делать этого и присваивать успех себе в каком-бы то ни было отношение - это значит закрыть в трубе кран, отчего течение непременно остановится. Правда, что кран всегда существует, но он может быть открыть со стороны потока, и тогда вода льется беспрепятственно. И в наше время ощущается сильная нужда в этом духе сознательной зависимости. Во-первых, ради молодых христиан, чтобы они Могли всегда слышать, что именно есть истинный источник силы и благословения. Если они думают, что особенные дары свойственны только известным людям, они не смеют ожидать их для себя; но если им будет ясно указываться, что дар от Бога, - это будет для них поощрением искать их и для себя. Во-вторых, это необходимо для назидания христиан вообще. Разве не приходилось нам слышать, как иногда христиане отзываются о своих пастырях? основательный, но спящий; тверд в убеждениях, но в общем слаб; ясный, но холодный» и т. д. Спросите-же вы их чем этому можно помочь, и они навряд-л сумеют вам на это ответить или ответить какими-нибудь общими местами, как-то: «Хотелось-бы нам, чтобы он был поусерднее, теплее, чтобы мог воодушевить, вдохновить». Если бы они посмотрели на это обстоятельство с точки зрения Св. Писания, то поняли-бы в чем тут недостаток и обратились-бы к единственному источнику помощи. Они сказали-бы тогда, что это - недостает полноты Духа и обратили бы это замечание в настоятельную определенную молитву, которая знает, чего она хочет и ждет ясного и точного ответа. Если с другой стороны мы возьмем людей, очевидно работающих в силе Святого Духа, то мы видим, как редко христиане приписывают эту силу её истинному источнику. Затем они причиняют ущерб тем, которые их слушают, потому что они не направляют их к Тому, кто один может объяснить и даровать эту силу; причиняют ущерб себе, потому что остаются покойными, воздавая славу человеку вместо того, чтобы постоянно возноситься мыслями и словами к Источнику Живому; они причиняют наконец ущерб всей Церкви, потому что подобный взгляд привязывает ее к земному, ставя ее в зависимость от людей, как это было с Коринфянами в их младенческом состояние (1Кор. 1:12; 3:4-7).

Наконец. приписывать силу её настоящему Источнику в высшей степени важно не только для всех христиан вообще, но еще более для самих проповедников. Их истинный успех, — не тот, что определяется числом слушателей или внешним блеском, но тот, который заслуживает похвалу Божию, зависит от полного понимания этой истины, которая и должна быть испытана, исповедуема и доказана на деле. Могучее и непрестанное благословение в деле Божием, - будь то обращение грешников, дарованное Петру (Деян.2), или же сопротивление, вызванное Стефаном (Деян.7), или наставление верующих, как у Акилы и Прискиллы (Деян. 18) зависит от упомянутой характеристики делателей: они должны быть «исполнены Духа Святого».

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Христианин" 1908  № 10

Поделиться в соц.сетях: