Ю.К. Сипко: "Я благодарю Бога за возможность проповедовать"
01.12.2004

Ю.К. Сипко: "Я благодарю Бога за возможность проповедовать"

Интервью с Юрием Кирилловичем Сипко, председателем Российского союза евангельских христиан баптистов.
Интервью с Юрием Кирилловичем Сипко, председателем Российского союза евангельских христиан баптистов.

— Юрий Кириллович, в прошлом номере нашего журнала была опубликована редакционная статья, в которой описываются участившиеся атаки против баптистских церквей, их возросшие сложности. А вы как оцениваете текущий момент: можно ли его назвать для баптистов «летом благоприятным» или наоборот?

— Как известно, слова «лето благоприятное» взяты из библейской цитаты, прочитанной Иисусом в синагоге. Буквальное их значение, таким образом, относится к ожиданиям Израиля, ведь еще пророк Исайя говорил: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих» (Ис.61:2).

Иисус, прочитав этот текст Писания, добавил: «Ныне исполнилось Писание сие». Если мы прочтем этот текст внимательно и обратим внимание не только на слова «лето благоприятное», но, так сказать, на «весь пакет» обстоятельств, то мы увидим, что «лето благоприятное» проповедуется в определенных условиях.

Эти условия в точности соответствуют тому, что мы переживаем. Нищета, как материальная, так и, еще более, духовная, налицо — ведь антирелигиозные погромы свидетельствуют именно об этом. Потерянность нашего общества очевидна, и — если быть беспристрастным в нравственной оценке нашего общества, — она ужасна.

Недавно я разговаривал с работниками Российского библейского общества — эта организация занимается изданием Библий, и занимается успешно. Я спросил: «За годы вашей деятельности вы распространили такое несметное количество Библий. В нашей «христианской стране» заметны ли христианские ценности? Есть ли признаки их возрастания?» Ответ был до горечи прост: «Нет!»

Но Иисус в похожей ситуации произнес эти слова, утверждая, что именно теперь — «лето благоприятное», ибо оно не в том, чтобы мы могли успокоиться, но в том, чтобы мы проповедовали его. Оно не в материальном обогащении, но в свободе духа, в чистоте совести, в высокой морали.

И несмотря на поджоги домов молитвы, на избиение служителей, на средневековую инквизицию, проявляющую себя в виде агрессивных статей и в очевидном сопротивлении законам со стороны чиновничества, я благодарю Бога за возможность проповедовать лето Господне благоприятное.

— Расскажите, пожалуйста, о себе.

Это самый сложный вопрос. Рост 173 см, глаза серые, волосы седые, возраст 52 года, вид усталый, но с улыбкой.

Я женат, у нас с Валентиной пять сыновей, пять дочерей, двое внуков и три внучки. Мы оба из Сибири — я из Омской области, она из Тюменской. Мы уверовали вместе, будучи уже в браке, и крестились одновременно в церкви г. Омска в 1978 г.

— Каковы основные приоритеты современного служения церквей баптистского союза? Скажите, пожалуйста, каким образом современный баптизм может привлечь молодежь и делается ли что-нибудь с этой целью?

— Вы знаете, этот бизнес-лексикон даже священнослужителей вводит в искушение. Причем, к сожалению, не только в рассуждениях, но и в практике служения. Воспринимаю это с горечью, ибо в соревновании конфессий может быть это и дает иллюзию победы, но в содержании исподволь происходит подмена духовности на деловитость, предприимчивость. Становятся нормой выражения типа «пропиарить». В устах священнослужителей это звучит классно! Господь сказал так: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день».

С другой стороны, мы, безусловно, анализируем современное общество, анализируем и наше служение, дабы евангельская истина достигла каждого человека. В этом, собственно, наш приоритет и состоит, ибо он проистекает из Божьего замысла и поручения. А Господь свой приоритет так выразил: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Исполнению этой великой миссии мы посвящены всецело. Достижению этой цели служат и наши богословские и пастырские школы, курсы миссионеров и миссионерские путешествия.

Что касается молодежи, то о ней некто сказал: «Во всякой стране молодое поколение — всегда иностранцы». Трудно возразить против такого определения, но принять его за постулат — еще труднее. С иностранцами мы бываем тактичны и уважительны. Мы готовим переводчиков, мы постигаем их культуру, мы принимаем их, по крайней мере, в их инаковости. Боюсь, что такого уважительного отношения к молодежи мы явить не готовы, и это самая большая наша проблема.

Столкновение поколений: скажу с горечью, что, как ни банальна и всеобща эта проблема, она имеет место и в баптистских церквах. В ней, собственно, коренится и причина застоя в церквах, и причина их успеха и роста. Ведь миссия церкви не в том, чтобы принести свою культуру и свой язык во все слои общества и нации, а в том, чтобы во все слои общества и во все нации, в их язык и в их культуру принести Евангелие. Ведь именно так и сделал Бог, когда вочеловечился, стал подобным нам, говорил и жил среди нас, уставал и горевал, и испытал все… Но при этом общество в целом и каждый человек в частности заняли конкретную позицию. Одни приняли Бога в Иисусе Христе и стали Его наследием. Другие отвергли Бога в Иисусе Христе и распяли Его! Это происходит и сегодня. Мы как благовестники Евангелия возвещаем спасение для всех, в том числе и для молодежи, но каждый решает сам. Я лично очень хочу и делаю все возможное, чтобы российская молодежь приняла Христа, и стала молодежью Нового Завета в Иисусе Христе.

— Как Вы оцениваете «внутрибаптистские отношения — между церквами, входящими в Союз и различными отделенными и автономными баптистскими церквами? Какие конкретные моменты разделяют их; существуют ли перспективы сближения или воссоединения?

— Баптисты исповедуют библейский принцип свободы и автономии каждой поместной церкви. Наш Союз объединяет свободные независимые церкви, разделяющие основные вероучительные принципы и доктрины. Некоторые церкви такого же убеждения не входят формально в наш союз. Но отношения между нами евангельские, братские. К примеру, в прошедшей в уходящем году миссионерской экспедиции, от церквей не входящих в Союз, принимали участие и миссионеры и благовестники, и даже использованный нами автомобиль КАМАЗ являлся собственностью миссии «Благая весть», не входящей формально в Союз ЕХБ. то же самое было и на Конгрессе «Преображение», в котором принимали участие все церкви евангельских христиан-баптистов, независимо от вхождения в Российский Союз ЕХБ. Я могу сказать, что в настоящее время нет причин, препятствующих единству всех евангельско-баптистских церквей России. Однако должен оговориться, что такое положение не относится к Совету церквей (имеются в виду т.н. «отделенные баптистские церкви», в 1961 г. вышедшие из состава ВСЕХБ. — Прим. ред.). Многолетние попытки установить с ними братский, христианский диалог не привели ни к чему. Считаю, что лидеры названного движения отступили от евангельских принципов служения и созидания церкви, что, собственно, и служит препятствием для установления контактов.

— А как складываются у баптистов отношения с другими протестантскими церквами, в каких сферах вы находите взаимопонимание, в каких — сложности? В чем они заключаются? Как складываются отношения с непротестантскими конфессиями?

— Взаимоотношения между различными протестантскими церквами нормальные.

Я живу в доме, в котором почти 200 квартир, почти двести семей. У меня со всеми отличные отношения. Мы берем воду из одной трубы, в одну трубу сливаем и отходы, получаем тепло из общей трубы и электроэнергию из общего провода. При этом жизнь моей семьи регулирует Бог, через Библию, и никто из живущих рядом не может мне помешать. Я разговариваю с моими соседями о моей вере, приглашаю их к знакомству с моим Богом, но знаю предел, за который я не пущу моих соседей, а сам не могу нарушить их предел. Наверное, похожим образом складываются и отношения с церквами-соседями.

Что касается отношения с непротестанскими конфессиями, то их можно сравнить с соседями, живущими на другой улице. Они нам незнакомы, но иногда мы встречаемся с ними на рынке и обнаруживаем нашу разность, обсуждаем, кто мы такие, откуда взялись, почему на «наш» рынок пришли? Тем не менее, хлеба и картошки хватает на всех.

— Нам известно, что РСЕХБ участвует в международных баптистских организациях — ВБА (Всемирный баптистский альянс) и ЕБФ (Европейская баптистская федерация). Каковы плюсы и минусы этих отношений, в чем отличия и сходство российского и международного баптизма?

— Говоря о плюсах, я скажу, во-первых, о том, что единство в вере в Иисуса Христа есть плод молитвы нашего Господа. Страстное желание единения независимо от расстояний и языков — это деяние Духа Святого. Наше единение с баптистским миром есть безусловный плюс по евангельской правде. В практическом измерении этот плюс и в том, что наше братство, являюсь частью мировой баптистской семьи, имело поддержку в трудные годы советского атеизма, когда наши отцы за свою веру топтали колымские трассы.

Плюс и в том, что с наступлением свободы верующие в России получили в нужном количестве Библии — ведь этот дар христиан всего мира неоценим.

Плюс и в том, что сегодня, когда церкви протестантов, в том числе и баптистов, подвергаются дискриминации, голос наших братьев в мировом сообществе очень важен для нас.

Я думаю, что нашим местным ура-патриотам это не по нутру слышать, но ведь правда, что российское общество не имеет никакого опыта демократии. И если сбросить с себя «мессианский» снобизм, то мы должны были бы быть благодарны и мировому баптизму в том числе за прекрасные уроки становления гражданского общества. Процветавшая когда-то в Америке расовая дискриминация была осуждена благодаря подвигу баптистского пастора Мартина Лютера Кинга. Ставшие общемировыми ценностями права человека поощрялись и поддерживались баптистским дьяконом, президентом США Джимми Картером. Читая книгу Деяний Апостолов, я нахожу в ней историю о том, как апостол Павел оказался арестованным и подвергся побоям. «Разве вам позволено бичевать римского гражданина, да и без суда?», — спросил он. Оказывается, этого делать было нельзя, и таким образом Павел оказался перед судом кесаря в Риме. Я пытаюсь представить в России время, когда российский гражданин, баптист Павел, получит защиту у российского кесаря, поставленного Богом для управления страной именно с этой целью.

Плюс нашего участия в мировом баптистском движении в том и состоит, что они помогают и нам, верующим, и нашей стране познавать принципы свободы.

О сходстве же и различиях говорить — не хватит места в журнале. Во Всемирном баптистском альянсе более двухсот национальных баптистских объединений. И как различны и самобытны нации, входящие в ООН, так различны и национальные церкви, входящие в Альянс. Но при этом едины в своей вере в Господа Иисуса Христа, в своем абсолютном признании Библии, как откровения Бога людям, в своей преданности идеалам спасения и в надежде на вечную жизнь.

— По сравнению с некоторыми другими конфессиями (например, пятидесятниками) баптисты сравнительно незаметны в политической жизни страны — например, они не участвуют в деятельности Межрелигиозного совета и т.п. Чем вызвана такая позиция? Как баптисты — и вы лично — относятся к современной политической жизни, в частности к предлагаемым политическим реформам?

— Наш разговор проходит в сложный момент. На родной нам всей Украине проходит «третий тур» голосований. Таков портрет сегодняшней политической жизни не только на Украине, но и в России. В каком качестве я как христианин смогу принимать участие в этой политической жизни, чтобы мое сердце осталось открытым для принятия слова благодати? Только в одном случае. Если там, на майдане, я с Евангелием в руках подойду с одним и тем же словом любви и к сторонникам правых, и к сторонникам левых. Всем очевидная, бесцеремонная и беспринципная драчка за власть раздевает всех ее участников донага. Упаси Господи оказаться в такой политической жизни.

Наш принцип — библейский принцип — отделения церкви от государства защищает меня от искушения ввязаться в политическую возню. Кстати, и закон запрещает религиозным организациям заниматься политической деятельностью. Но как гражданин, я, безусловно, имею собственное мнение, по всем вопросам государственной политики, как внутренней, так и внешней. И уж если ответить на Ваш вопрос о моем отношении к предлагаемым политическим реформам, то, позвольте, я спрошу: а какие реформы вы видите? Разве в нашей стране происходят какие-то реформы? Я их не вижу. Это не реформы, это детские разборки в песочнице.

— А что касается международной жизни? Какова ваша позиция в связи с угрозой терроризма, войной в Ираке?

— Терроризм — реальность наших дней. Можно много рассуждать о его корнях, о том, кто виноват и о том, что же делать. Я убежден, что его истоки берут свое начало в грехопадении, когда человек вкусил от дерева познания добра и зла. Как сказал Дж. Мильтон в известном своем произведении «Потерянный и возвращенный рай»: «Добро утратили, а зло приобрели!» А Бог же сказал так: «…оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Оно — это семя дьявола. Его время сочтено, но как в предсмертной агонии, проявление зла перед пришествием Господа достигнет апогея. « Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.

И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть» — это слова Христа. Мы можем трактовать их по своему усмотрению, как нередко делали в истории, по заказу сильных мира сего, но у Господа: «слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его».

Скажу лишь, что Россия, называющая себя христианской страной, должна понимать эти процессы и, понимая их, правильно позиционировать себя в мировом сообществе. К сожалению, наследие коммунизма преследует нас, и мы пока не в силах преодолеть его влияния как внутри нашего общества, так и в отношении к нашей стране. Мировая революция, которую мы, запалив у себя, понесли по всему миру, оставила мир попаленным, а на пожарищах долго ничего не растет.

— Расскажите, пожалуйста, о системе образования в РСЕХБ: о ее достижениях, трудностях, перспективах.

— После векового подполья мы лишь только создаем систему духовного образования. Первым звеном, рожденным сразу, стали воскресные школы для обучения детей. Можно сказать, что эта ступень освоена. Однако для освоения потребовалось организовать систему подготовки преподавателей и методистов для работы воскресных школ.

С первых дней свободы и до сего дня остается нужда в подготовленных пасторах для церквей Союза. Это уже средние и высшие богословские учебные заведения. Московская богословская семинария, семинария в Новосибирске и университет в Санкт-Петербурге. Кроме того, в регионах духовные колледжи и пастырские школы сегодня представляют собой систему, но отладка ее еще продолжается. Еще велик дефицит российских высокообразованных преподавателей.

Очень мал и книжный фонд русского протестантского богословия — эта часть церковного образования потребует более длительного периода. Безусловно, трудность — и немалая — состоит и в том, что бедна наша Русь, а, как известно, образование, тем более качественное, требует солидных вложений.

— Аналогичный вопрос — о социальном служении церквей ЕХБ.

— Эта область служения, наверное, наиболее освоена церквами нашего братства. Очень широк спектр приложения сил. Дети-сироты, беспризорники, малообеспеченные семьи, неухоженная старость — это, собственно, портрет России, и мы по завету нашего Учителя стараемся быть «добрыми самарянами»

Столовые для беспризорных, помощь детям в детских домах, рождественские подарки и концерты, праздники в течение года для детей, находящихся в детских домах, летние оздоровительные лагеря — масштаб служения в этом секторе поражает. Всегда наши церкви отличало особое внимание к пожилым людям. Это и до сего дня остается особой заботой служителей нашего братства, и молодежь опекает каждого члена церкви, помогая во всех житейских трудностях. Например, в Пермской области в летнее время подростки в умирающем селе проводили летний лагерь. Они в каждом доме живущих там стариков помогли заготовить дрова на зиму, прополоть картошку, пасти корову или починить ограду. Такие деяния совершаются повсюду.

Есть и еще один сектор приложения наших сил. Это «места не столь отдаленные» и притоны наркоманов. Ни государственная власть, ни медицина не в силах вернуть к нормальной жизни тысячи заблудившихся наших сограждан, и число таковых, к сожалению, неуклонно растет. Но сила веры и благодать Духа Святого, как и тысячи лет назад, творит чудеса, восстанавливая тех, кто уже и сам расписался в своем бессилии и, приняв как приговор судьбы свои мытарства, растеряв все имущество, семью, и себя как личность, ждет как избавления гостью с косой. Реабилитационные центры стали такими «Вифездами», где Властелин времени произносит свое животворное слово: Встань! Возьми постель твою, и ходи, и не будь неверующим, но верующим…. И встают, искореженные жизнью, исколотые юношеской бездумностью, с томами уголовных дел за плечами, встают и распрямляются, встают и очищаются и освобождаются, да так, что и память, и совесть обретают способность наполниться светлым, благодатным даром Отца Небесного.

Наше братство было со всеми пострадавшими в терроре чеченской войны и продолжает оставаться там с молитвами и хлебом для всех нуждающихся. Наше братство как свою боль приняло и адскую бойню в школе Беслана, и думаю, что дороже любых денег было и остается наше единство в преодолении этой нечеловеческой боли осетинского народа. Но как бы ни был красив этот святой бескорыстный труд, он лишь малая капля любви в нашем бескрайнем море страданий. А посему мы, евангельские христиане баптисты, забывая прошедшее, стремимся вперед к цели, к почести высшего звания во Христе Иисусе, Ему слава за все, во все веки.

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте. Вместе с тем мы с уважением относимся к праву каждого читателя высказывать свое мнение, поэтому мы оставляем возможность обсуждения новостей и статей в наших группах в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Google+ и Twitter.