Московская община молокан не может получить участок земли для строительства молитвенного дома уже 10 лет
02.12.2007

Московская община молокан не может получить участок земли для строительства молитвенного дома уже 10 лет

Омбудсмен по правам человека в России назвал "скандалом" то, что планы московской общины молокан построить молитвенный дом встречают постоянные препятствия.

Омбудсмен по правам человека в России назвал "скандалом" то, что планы московской общины молокан построить молитвенный дом встречают постоянные препятствия. "В далеком 1805 году не было ни конституции, ни закона о религиях, но царь всего за десять дней решил наши проблемы. Сейчас все это есть, но за десять лет нам не удалось сдвинуться с места!" - заявил "Форуму 18" Яков Евдокимов из московской общины молокан.

Молокане – исконно русская христианская конфессия, близко напоминающая протестантов. Московские молокане впервые потребовали землю в 1996 году. Первый, изначально положительный, ответ городских властей пришел в ноябре 2000 года, но с того момента власти города блокировали планы строительства, обосновывая это различными причинами. Одной из приводимых причин было мнение местных жителей, большинство из которых – 1142 из 1829 – высказались против строительства молитвенного дома. Омбудсмен по правам человека выяснил, что только 297 человек приняли участие в опросе, а некоторые, записанные как выступившие "против", вообще не участвовали в нем. Омбудсмен предполагает, что результаты опроса были сфальсифицированы.

Богослужение молокан состоит из поочередного чтения Библии, проповеди и псалмопения в традиционном русском стиле. Подвергаясь преследованиям за свою веру в течение долгого времени, трое молокан 12 июля 1805 года обратились к царю Александру I с петицией о религиозной свободе, которая и была гарантирована им декретом от 22 июля 1805 года. Многие общины молокан до этого были высланы на Кавказ царицей Екатериной Великой. Почти все 70 членов сильной московской общины молокан – беженцы от этнических конфликтов в этом регионе.

Московские молокане недавно сняли помещение для богослужений, потому что их планы построить молитвенный дом встречают постоянные препятствия, омбудсмен по правам человека назвал это "скандалом". "Мы молимся, чтобы Господь открыл сердца правителей и они дали нам участок земли для постройки молитвенного дома", - продолжали просить члены общины за последним воскресным богослужением.

"В Москве существует дефицит земли, ситуация очень сложная", - сообщил "Форуму 18" Константин Блаженов из московского комитета по взаимодействию с религиозными организациями. Согласившись, что дело молокан тянется уже очень долго без принятия решения, он настаивал, что городские власти все еще пытаются выделить для их молитвенного дома участок земли, однако "то, что мы предлагаем им сейчас, не кажется им подходящим".

Молокане впервые потребовали землю в Москве 25 декабря 1996 года. Статья 22 религиозного закона 1997 года гарантирует религиозным организациям право использовать участки земли, переданные им государством бесплатно. В более позднем обращении молокане просили 600 м2 земли, расположенных в южной части Москвы, недалеко от метро и городских железнодорожных станции, так как многие члены общины уже пожилые и живут по всей Московской области. Первый ответ московских властей пришел 3 ноября 2000 года, когда Николай Меркулов, возглавляющий комитет по взаимоотношениям с религиозными организациями, проинформировал главного архитектора города Александра Кузьмина, что его комитет поддержал просьбу молокан и велел ему обеспечить выбор подходящего участка. Меркулов также заметил, что молокане являются "традиционным движением" на территории России. 24 января 2001 года городской комитет по архитектуре предложил им участок по адресу Каспийская ул. 28.

"Нам он очень понравился", - сообщил "Форуму 18" Евдокимов. Но местные жители провели митинг и резко воспротивились строительству молитвенного дома. "Мы сожжем все, что вы построите! Мы православные, у нас есть церковь, пусть они приходят в нашу церковь! Вы, американцы, скупили нашу землю!", - заявили они. На основании мнения жителей близлежащих домов главе администрации Царицынского района было рекомендовано не одобрять планируемое строительство молитвенного дома молокан.

По словам Евдокимова, ближайшие жилые дома расположены в 100 метрах от выделенного участка, а согласно закону о религиях только городская администрация может решать вопросы выделения земли религиозным организациям. Если она приняла такое решение, то местные власти обязаны подчиниться.

"Зачем нужен закон и приказ, если районные власти могут пройти мимо всего этого?", - спрашивает Евдокимов. В ответ на жалобу молокан им был предложен второй участок на ул. Бакинская 31. Он им также понравился. Однако 15 января 2002 года администрацией Царицинского района Москвы был издан указ, в котором говорилось, что "на основании пожеланий граждан, а также принимая во внимание мнения большинства членов районного совета, молоканам отказывается в строительстве на всей территории Царицынского района". Четырем пожилым молоканам, ожидающим решения местного руководства более трех часов, эта информация была передана со словами: "Лужков издал приказ, пусть он сам и даст вам землю!"

В ответ на жалобу молокан от 11 февраля 2002 года мэр Лужков приказал различным городским чиновникам проработать "реалистичные варианты, согласовав их с общиной молокан", и взял ситуацию под личный контроль. Молоканам было предложено здание на Макеевской ул. 3, потому что находящаяся там ветеринарная клиника должна была вскоре переехать. Городской комитет по архитектуре подтвердил удаленность здания от жилых кварталов.

Два следующих года и 150 тысяч рублей молокане потратили на то, чтобы составить план строительства и получить одобрение всех необходимых отделов городской администрации. Однако 30 мая 2005 года действующий глава южного административного округа Москвы Юрий Буланов отказался позволить молоканам использовать бывшую ветеринарную клинику, утверждая, что Юрий Лужков приказал переселить в это здание детский клуб любителей животных.

Тогда Евдокимов предоставил Буланову копию документа комитета по взаимодействию с религиозными организациями, подписанную Лужковым, в котором говорится, что клуб любителей животных должен переехать в другое место. Однако Буланов заявил, что "принимая во внимание коллективные жалобы жителей, во избежание социальных конфликтов … решено создать объект социального значения – станцию скорой помощи" по адресу Макеевская ул. 3. Соответствующий приказ был подписан Ю.Лужковым 28 мая 2007 г.

Константин Блаженов настаивает, что молоканский план строительства на Макеевской 3 никогда не продвигался дальше начальной стадии. "Этот участок им никогда не принадлежал. Он был им предложен, но ситуация по развитию города изменилась, и было решено создать в этом месте станцию скорой помощи".

"Что произошло с "особым контролем" мэра? Зачем мы прошли через все это, если они хотели создать станцию скорой помощи?", - задает вопрос Евдокимов. В течение двух последних лет молокане четыре раза писали Владимиру Путину, а также представителям федеральных властей, рассказал он "Форуму 18": "Но жалобы все время возвращаются к Буланову, и мы получаем тот же самый ответ об избегании "ситуации социального конфликта".

Омбудсмен по правам человека шесть раз обращался к московским властям в 2005 г. для решения проблемы молокан и, наконец, получил ответ от мэра Лужкова в ноябре того же года. В ответе снова указывалось на несогласие местных жителей и предложение альтернативных участков (омбудсмен обнаружил, что все они расположены вблизи жилых домов). В случае молокан – "скандальном, но, к сожалению, типичном" - московские власти "заняли безответственную позицию и сознательно оттягивают решение", говорится в отчете омбудсмена.

В настоящее время молокане требуют вернуть участок на Макеевской улице, который все еще остается свободным. Другие "ужасные" участки, среди которых кладбище, бомбоубежище и участок между двумя линиями железной дороги, не подходят технически и/или по закону. "И кто сказал, что нам не придется пройти через все то же самое еще раз?" По той же причине молокане не хотят рассматривать участок в другом районе Москвы. Они считают, что испытанное ими обращение является дискриминацией религиозных меньшинств. "Как долго они еще собираются давить на молокан, пятидесятников? Они строят православные церкви повсюду, а мы что, не люди?"

22 октября 2007 г. российское отделение Международной ассоциации религиозной свободы настоятельно рекомендовало мэру Лужкову придерживаться первичного решения и предоставить молоканам участок на Макеевской улице. Целый ряд представителей религиозных организаций – муфтий Раввин Гайнутдин, раввин Зиновий Коган, католический священник о. Игорь Ковалевский, епископы пятидесятников Павел Окара и Сергей Ряховский, глава Баптистского союза Юрий Сипко и лидер адвентистов Василий Столяр – поставили свои подписи. Решение создать на этом участке отделение Скорой помощи оставило без внимания интересы молокан, настаивают они.

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.