В.Г. Куликов "ОН МОЛЧАЛ"
06.07.2015

В.Г. Куликов "ОН МОЛЧАЛ"

Статья из журнала «Братский Вестник» 1993, № 5

"И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники... Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны... Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего" - Мр. 14, 53-61.

Было ранее утро. Повсюду лежали ночные тени. У костра во дворе первосвященника грелись его служители, среди которых находился и апостол Петр. Внутри, в помещении, шел единственный в своем роде процесс. Судили Господа нашего Иисуса Христа, Кто не имел никакой вины, и у Кого "не было лести в устах" - 1 Пет. 2, 22. И как мы прочитали, на все обвинения и лжесвидетельства Спаситель не отвечал ни слова. Он молчал.

Мы привыкли видеть Иисуса Христа говорящим. Он поучал народ в Иерусалимском храме, в синагогах, на берегу Геннисаретского озера и в домах, куда Его приглашали как дорогого гостя. Здесь же предстал перед нами молчащий Христос.

По нашему мнению, Он должен был сказать сильную обличительную речь в Свою защиту и повергнуть в прах Своих обвинителей, но Он не сделал этого. И мы спрашиваем себя: почему молчал наш Господь?

Он молчал потому, что такое пророчество было сказано о Нем. Исайя в своем пророческом видении писал: "Как овца, веден Он был на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверз уст Своих" - Ис. 53, 7.

Молчание Иисуса Христа было своего рода знаком и свидетельством для первосвященников и иудеев, что Он есть обещанный Мессия.

Спаситель молчал потому, что уже сказал все, что нужно было сказать. Он открыл волю Своего Небесного Отца, осветил все истины Царствия Небесного и возвестил Свою смерть и воскресение,

- потому Он мог ответить вопрошающему: "Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им" - Ин. 18, 21. Теперь другие должны были сказать за Христа.

Господь молчал и потому, что хорошо знал намерения первосвященников осудить Его на смерть и что все Его слова будут истолкованы против Него; поэтому "Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня" - Л к. 22, 67-68.

Молчание Христа явилось красноречивым укором тем, которые "предали Его из зависти" - Мф. 27, 18.

Он молчал, давая возможность окружавшим Его людям подумать о себе, о своей душе, сделать соответствующий вывод и покаяться.

Спаситель молчал потому, что теперь было их "время и власть тьмы" - Лк. 22, 53.

А главное, Он молчал потому, что был послушен воле Своего Небесного Отца, Который послал Его в мир, чтобы пострадать и умереть для спасения всех людей. Все это сомкнуло уста Сына Человеческого.

В то время, как вокруг кипела человеческая злоба и первосвященники требовали смерти Христу, Он молчал. Какое божественное молчание; и как прекрасен молчащий Господь!

Когда Он говорил, люди приходили в восхищение и свидетельствовали о Нем: "Никогда человек не говорил так, как Этот" - Ин. 7, 46. И можно с уверенностью сказать, что никто не мог так молчать, как молчал Спаситель мира в Свои предсмертные часы.

Однако нужно отметить, что не все время молчал Иисус Христос. Когда речь зашла о Его божественности, Он дал сильное и ясное свидетельство о Себе. На вопрос первосвященника, "Ты ли Христос, Сын Божий?" - Христос отвечал: "ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных" - Мф. 26, 64.

К великому сожалению, первосвященник не принял слова Господа, напротив, еще более ожесточился и сделал заключение, что Он "повинен смерти".

Но именно Своей смертью и воскресением Спаситель подтвердил непреложность сказанных Им слов. А перед тем, как вознестись на небо, Он к ранее сказанным словам добавил: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле... и се, Я с вами во все дни до скончания века" - Мф. 28, 18-2О.

Теперь также Господь нередко молчит. Вокруг Него идут споры: "Кто Он? Учитель нравственности или Сам Бог".

Многие лжесвидетельствуют против Него некоторые причиняют Ему боль, а Он молчит. И мы снова спрашиваем: почему? Нам хотелось бы, чтобы Он совершил какое-либо чудо, дал знамение и тем самым положил конец толкам о Нем, - но Он не делает этого. Он молчит теперь потому, что все уже сказал через евангелистов и апостолов и других благочестивых и вдохновенных свидетелей Своих. Теперь Слово Его и вся история говорят за Него. Он молчит, давая людям возможность поразмыслить и сделать для себя правильный вывод, а основания для этого более, чем достаточно. Но Он еще скажет Свое слово. Последнее слово за Ним! "Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные" - От. 1, 7.

Не менее нас поражает молчание Христа и в нашей личной жизни. Нередко волны житейского моря заливают нашу ладью, и мы, подобно Его ученикам, вопием: "Господи! спаси нас, погибаем" - Мф. 8, 25; - а Он молчит или пристыжает через Слово Свое: "Что вы так боязливы, - маловеры" - Мф. 8, 26.

Господь порой молчит, когда мы творим грех и неправду. И некоторые начинают верить в безнаказанность. "Не оттого ли, что Я молчал, - говорит Господь через пророка Исайю, - и притом долго, ты перестал бояться Меня?" - Ис. 57, 11 и еще: "Ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои" - Пс. 49, 21.

Господь долготерпелив и многомилостив - Чис. 14, 18, но когда человек начинает злоупотреблять Божиим долготерпением, тогда Он вразумляет его болезнью, так что "душа его приближается к могиле и жизнь - к смерти... Все это делает Бог два, три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом" - Иов. 33: 22, 29-ЗО. Поэтому не будем испытывать Божие долготерпение, но будем Его молчание рассматривать как великое благо для нас. Своим молчанием Господь дает нам очень хороший пример. К сожалению, мы мало подражаем Ему в этом отношении.

Мы зачастую бываем многословны и забываем о том, что "при многословии не миновать греха" - Пр. 1О, 19. Мы не знаем, когда говорить и когда молчать. Говорим, когда нужно молчать, и молчим, когда нужно говорить. Сказали нам колкое слово; в ответ мы говорим два, в то время как лучше было перемолчать, и все успокоилось бы.

Распустили о нас худую молву, мы спешим оправдываться, вместо того чтобы предать все Судии Праведному, Господь говорит: "Мне отмщение, Я воздам" - Рим. 12, 19.

Напротив же, когда нужно заступиться за брата, установить истину и засвидетельствовать о Господе - мы молчим. Екклесиаст пишет: "Время молчать, и время говорить" - Ек. 3, 7.

Дал бы Господь безошибочно определять это время. Будем учиться у Него говорить мудро, весомо, с благодатью и в силе Святого Духа и будем учиться у Него молчать так, как молчал Он.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1993, № 5

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.