Водолаз
13.08.2015

Водолаз

Статья из журнала «Христианин» 1907, № 7

Однажды во время моего пребывания на берегу моря, где я имел случай изо дня в день наблюдать за работой водолазов при постройке железнодорожного моста, меня поразила в первый раз мысль о сходстве между жизнью христианина в миру и водолазом, работающим на дне моря в своем своеобразном одеянии. Путь верующего, общение его с Богом, упование на Него, - все это олицетворяется с изумительною точностью в положении водолаза и обстоятельствах, среди которых он находится при исполнены своей работы на дне моря, отрезанный от света Божия и от миpa живых. Действительно, христианин, живущий в этом низменном мире, может свободно дышать только на небе. Его родина - небеса, здесь он пришлец и странник, живущий в стихии совершенно чуждой его природе; он не от Mиpa сего, как и Учитель его не был от Mиpa сего, но он прислан сюда на испытание, - делать дело своего Учителя, пока не услышит зова: Взойди! приходи домой!

«Он идет, как будто ступает по чужой почве». Все, живущие вблизи моря, знакомы с работой и странной одеждой водолаза. Он весь заключен в непроницаемое одеяние, и на голове у него большой шлем со стеклянными окошечками для глаз. От шлема проведена длинная, гибкая трубка, другой конец которой достает лодки на поверхности воды, между тем как водолаз стоит на дне моря. Воздушный насос с лодки постоянно посылает струю воздуха через трубку. Человек в лодке все время наблюдает за этим снарядом и направляет струю к водолазу; и многие из вас знают, как водолаз всегда рад, когда дело это поручено близкому родственнику или другу, отцу или брату, кому-нибудь, на кого он может вполне положиться, кому он действительно дорог, потому что от этого человека зависит его жизнь. Малейший недосмотр сидящего в лодке может быть пагубным для него. Этот же друг держит в руках своих тонкий канат, который обвязан вокруг тела водолаза. Он называется «спасательной веревкой», и малейшее прикосновение к этой веревке чувствуется человеком, держащим ее на поверхности. Одно подергиванье означает одно, два подергиванья - другое, одним словом устроены между ними вполне понятные им сигналы, так, что водолаз может спрашивать все, что ему нужно, и всякого рода помощь ему тотчас же посылается. То ему надобно больше воздуха, то какие-нибудь орудия для работы, то его надобно вытащить, то он встретил на своем пути слишком большое и тяжелое препятствие; он дает об этом знать по канату, и к нему спускают железные зацепы, которые он прикрепляет к лежащей перед ним каменной глыбе, и действием машины, находящейся наверху, огромный утес убирается с его пути силой, превосходящей его собственную, потому что сам водолаз не обладает большой силой. Положение его придает ему значение, так как он может призвать помощь сверху, чтоб справиться со своей работой и превозмочь её трудности.

О, друзья, какой образ для нас! Иисус, наш ближайший Родственник, наш Друг, наш Брат, сидит над нами и снабжает нас, находящихся внизу, в мире, спасительным дыханием Духа, без которого души наши погибли бы в неблагоприятной мирской атмосфере. Но он бодрствует над нами, направляя и соразмеряя с потребностями эту благословенную помощь, и мы получаем ее через наше соединение с Ним. Он же держит в Своей руке спасательную веревку - в этой любящей руке, которая была пронзена за нас - в ней собраны все нити, связывающие Его с принадлежащими Ему здесь внизу. Спасательная веревка изображает эту связь, и она так чувствительна, что самый слабый зов слабейшего ощущается и понимается Господом наверху. «Человек Христос Иисус» отзывается с любовью на каждый крик. «Он печется о нас» больше, чем  какой бы то ни было земной друг или брат может печься о бедном водолазе на дне моря.

Дорогие верующие друзья мои! Устали ли вы, нуждаетесь ли вы в освежающем дыхании сверху? Потяните за спасательную веревку; Он пошлет вам на помощь новую благодать. Увязли ли вы в тине, запутались ли в плевелах удовольствий и забот? О, дерните за спасательную веревку, и вы будете вытащены и освобождены из этих страшных уз. Нужны ли вам средства к работе? Нужны ли вам указания? Друзья мои, во всех ваших многочисленных испытаниях и опасностях, в ваши тяжелые минуты и во время вашей усиленной борьбы с затруднениями, какая бы ни была ваша крайность, ваше смущение, держите за спасительную веревку, не забудьте, что она у вас под руками, что вам не надо употреблять собственных усилий, потому что Он ждет вашего зова. «Он ждет, чтоб оказать милость». Он сидит над потоком, Он силен спасти». Да, препятствия, по видимому, непреодолимые, будут совершенно устранены с нашего пути, если мы приложим  могучие железные зацепы, которые молитва дает нам в руки, потому, что «Молитва двигает руку, двигающую вселенную».

Человек в лодке, на поверхности, не доволен, если канат слишком долго остается в покое в его руке, если его не дергают; он боится, как бы, какой беды не случилось с водолазом, и не слыша его зова, сам зовет его: «все ли исправно? не нужно ли чего?» и если нет ответа, он немедленно принимает меры, чтобы узнать, в чем дело, или вытаскивает водолаза. Не так ли бывает и с нами? Если мы прерываем наше общение с Богом, если молитва наша ослабевает, если не ощущается никаких нужд, если спасительная веревка остается без движения, тогда Сам Господь дергает ее; сначала тихонько, но Он хочет, чтоб мы услышали и ощутили Его, и Его бесконечная милость не хочет допустить, чтобы мы шли без Него нашим собственным путем: если Он не получает ответа, Он стучит громче, Он дергает сильнее, Он принимает меры пробудить нас от нашего опасного сна, пока, пораженные, быть может, страхом и сознавая свой грех, мы не встанем и с трепетом снова не ухватимся за спасительную веревку в возобновленном общении.

Водолаз обременен тяжестями; он бы всплыл на поверхность, если бы на плечах и ногах у него не было свинцовых гирь. Но на дне моря он не чувствует этого груза, он почти не сознает его; вместе с тем у него мало света, только тот свет, который достигает до него сверху; его едва достаточно для выполнения его работы; он едва видит за шаг перед собою. Но он делает дело, на которое послан, доверяясь вполне заботливости друга на поверхности, передавая свои нужды через спасительную веревку, ожидая ответа и действуя сообразно с указаниями сверху. И хотя он, может быть, видит изо дня в день мало результатов своей работы на дне моря, но возможно, что он кладет основание могучему зданию, начертанному великим Мастером, которое должно именно так закладываться, или, быть может, он устраняет скрытые утесы и опасности, о которые какой-нибудь благородный корабль мог бы разбиться и много жизней погибнуть! Таким образом он работает терпеливо и старательно день за днем, удовлетворенный, если исполняет волю пославшего его на работу. Когда же его дело в этой чуждой ему стихии окончено, он счастлив, что может быть поднят из неё, потому что его радости, его дом наверху. Он должен быть вытащен, потому что его гири мешают ему подняться собственными силами. Он никогда бы не выплыл, если бы ему не помогли сверху. Поднимаясь, он все более и более ощущает свой груз, и в то же время постоянно возрастающий свет по мере его восхождения делается все прекраснее, пока, наконец, вступая в этот чудный свет и чистый воздух, он счастлив, что может сложить с себя тяжести и одежду, и шлем, который был ему так полезен внизу, но теперь оказывается не нужным, и рад увидать лицом к лицу друга, руку которого он ощущал внизу.

Не похожи ли мы на этого водолаза, когда день за днем переживаем нашу жизнь в этом мире? Не бродим ли мы часто в сумерках, пытаясь делать дело Учителя? но не видя за шаг вперед - не видя ни пользы, ни последствий нашего маленького труда, не видя происходящих улучшений и изменений? Но пусть работа водолаза послужить нам ободряющим уроком; если мы добросовестно исполним ту ограниченную долю труда, которая у нас под рукою в том месте, где мы поставлены, то Он, предначертавший всю работу, будет доволен. Он знал, что всякая маленькая частица необходима для выполнения целого. Фундамент должен быть старательно заложен, с большим терпением и заботливостью, и все опасности и камни преткновения, которые могли бы быть пагубны для многих драгоценных душ, должны быть устранены. Таким образом, мы бедные, слабые, слепые, спотыкающиеся, имеем дивное преимущество «работать вместе с Ним» и принимать участие в выполнении Его славных предначертаний; и мало по малу мы увидим с Его точки зрения цель нашего труда и поймем все. И подобно водолазу, разве мы не обременены грузами? и подобно ему, мы едва ощущаем эти грузы, пока мы находимся внизу. Но они дают себя чувствовать водолазу по мере  того, как он поднимается, и он рад, что может сбросить их с себя, когда выйдет на чистый воздух; то же самое произойдет и с нами; по мере того как мы поднимаемся выше и выше, как мы ближе и ближе подходим к нашему небесному жилищу, мы ощущаем все больше и больше тяжесть греха внутри нас и бремя наших телесных немощей; и не только тяжести этого рода останавливают и мешают нам, но и другие, которые подобно грузам, лежащим на плечах водолаза, легко выносятся здесь внизу. Всепоглощающая любовь друзей, заботы о тех, которые зависят от нас, попечения о наших делах, радости и занятия жизни, все это, хотя вполне необходимое и справедливое, конечно, удерживает нас здесь с полным правом на это. Но когда приходить зов: «Твое дело окончено, иди домой!» мы с радостью освобождаемся от этого приятного бремени вместе с тяжелой оболочкой плоти. «В теле этом мы стенаем от бремени». Это тело, которое со всеми своими чудесными и полезными приспособившими так необходимо, пока мы находимся в чуждой нам стихии, не нужно нам более. С какими новыми силами мы вдохнем свободно небесный воздух во всей его чистоте! Как мы будем взирать на лицо Его, снабжавшего нас воздухом для дыхания и руководившего нами в продолжении всего пути! Как мы будем благодарить Его, никогда не оставлявшего нас без нужной помощи, никогда не устававшего заботиться о нас, руководившего нашими шагами посредством Своих чудесных знамений, хранившего нас и отвечавшего на все наши сообщения. Что тогда будет, когда мы увидим «не через тусклое стекло», но прямо, лицом к лицу, ничем не застланный свет славного солнца, когда будем в обители нашего Господа и Учителя навсегда, выполняя в течение бесконечных грядущих веков Его чудесные начертания, присутствуя при том, как Он воздвигает Свои мощный здания и сознавая, что наша работа, которую мы выполняли по Его соизволению, была частью употребляемых Им средств, или видя, как спасение драгоценных душ, - столь дорогая для Него работа, - было совершено нашими слабыми орудиями, когда мы сдвигали камень преткновения, или сглаживали препятствия, думая при этом, быть может, что наше дело ни к чему не вело.

О, если бы мы могли всегда поддерживать близкое общение с Ним, обращаясь за мудростью, руководством, силой, спасением, жизнью только к Нему; если бы мы исполняли свою ежедневную задачу тихой, быть может, невидной работы, удовлетворенные тем, что Господь знает ее, что Он руководит ею и что Он возьмет нас к Себе навсегда, когда она будет окончена.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Христианин" 1907  № 7

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.