В собраниях евангельских христиан-баптистов духовное песнопение составляет значительную часть богослужения. Но духовная песнь сопровождает постоянно и повседневную жизнь верующих. Слово апостольское говорит: "Весел ли кто? пусть поет псалмы" (Иак. 5, 13); или: "Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу" (Колос. 3, 16); и еще: "Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу" (Ефес. 5, 19). Вот почему духовные гимны зазвучали в нашем братстве уже с самого начала его возникновения и раздаются до наших дней.
Как известно, евангельско-баптистское братство началось тремя истоками: на Украине появились штундисты, на Кавказе - баптисты, а в Петербурге - евангельские христиане. Каждое из этих евангельских течений вначале имело свои гимны и свои сборники песнопений. Штундисты наиболее любили гимн: "Прими хвалу, благодаренье, Сын Божий, за Твою любовь", баптисты - "Будем радоваться, братья", "Кто верным Богу пребывает" и "Ручьем святая кровь течет", а евангельские христиане - "Любит лишь Христос безмерно", "Путь ко спасенью", "Есть для плачущих земли" и т. д.
Духовные песни, воспеваемые нашим русским братством, впервые были напечатаны в двух сборниках: "Любимые стихи" и "Радостные песни Сиона", изданных В. А. Пашковым в Петербурге в 1874 г. Эти сборники дошли до всех верующих прошлых лет, так как были изданы большим тиражей. Было время, когда в наших собраниях находилось большое количество экземпляров таких сборников с надписью на обложках: "Домой не уносить". В начале собрания их раздавали верующим, пришедшим для молитвы и духовного назидания, которые потом, уходя домой, клали сборники на столе у выхода.
Первые штундисты пели из сборника под названием: "Приношения православным христианам", изданного в 1877 г.
Такое странное название было обусловлено строгостями царской цензуры того времени.
Н. И. Воронин в 1882 г. издал в Тифлисе сборник духовных песен под названием "Голос веры", который употреблялся, главным образом, среди братства баптистов. В него вошли духовные песни из "Любимых стихов" и "Радостных песен Сиона", а также и другие не печатавшиеся раньше. В 1892 г. в Новороссийске, в издании Аврахова, вышел "Сборник духовных стихотворений", в который вошли духовные песни из "Голоса веры" с прибавлением гимнов, тексты которых были в употреблении у верующих в рукописном виде.
В это же время неизвестно кем был издан в Москве "Сборник стихотворений", содержащий 100 духовных песнопений. Его часто называли "сотенный сборничек".
В 1902 г. И. С. Прохановым был издан сборник "Гусли", отпечатанный благодаря усердию одного друга евангельских христиан - Ивана Васильевича Мещанинова, который был заведующим типографией министерства внутренних дел. Эти "Гусли" были отпечатаны типографией вышеуказанного министерства, в которой печаталась газета "Правительственный вестник". Несмотря на солидность типографии, первое издание "Гуслей" имело немало опечаток, так как печаталось в спешном порядке. Этот сборник духовных гимнов, едва только он вышел из печати, был быстро распределен среди верующих, главным образом, в Петербурге и других крупных городах. И. С. Проханов, подготовляя к печати "Гусли", внес в слова гимнов ряд поправок, касающихся правил стихосложения, которые подчас не соблюдались в прежних редакциях. Правда, не всем верующим это пришлось по душе, но таким образом был сделан необходимый шаг в деле повышения культуры нашей духовной поэзии.
Потом сборник "Гусли" еще несколько раз переиздавался издательством "Радуга", а с 1907 г. к "Гуслям" были присоединены еще четыре сборника: "Песни Христианина", "Тимпаны", "Кимвалы" и "Заря жизни". Получился так называемый "пятисборник", который переиздавался несколько раз "Радугой". Отдельно сборник "Гусли" карманного формата был издан в г. Сердоболе. Такого же формата пятисборник вышел в 1922 г. в г. Касселе. Наряду с этим выпускались и другие сборники. В 1903 году нелегально (без разрешения цензуры) были выпущены "Песни русских христиан". В 1905 году в Екатеринодаре вышел сборник, названный по цензурным условиям "Книга церковных гимнов". В 1918 и 1920 гг. двумя изданиями вышли "Избранные евангельские песни".
Затем И. С. Проханов подготовил к изданию самый полный из существовавших тогда сборник под названием "Духовные песни", в который вошло 1237 песен. Большинство из них написаны лично И. С. Прохановым. Есть песнопения и других русских авторов, а также переведенные с иностранных языков. Этот сборник, в обиходе между верующими, называется "десятисборником", потому что состоит из десяти отдельных книжек под следующими наименованиями:
1. "Гусли" - 507 песен,
2. "Песни христианина" - 101 песня,
3. "Тимпаны" - 100 песен,
4. "Кимвалы" - 100 песен,
5. "Заря жизни" - 100 песен,
6. "Песни первых христиан" – 104 песни,
7. "Свирель Давида" - 100 песен,
8. "Новые напевы" - 75 песен,
9. "Песни Анны" - 30 песен,
10. "Песни глубины" - 20 песен.
Десятисборник был впервые отпечатан в 1924 г. обществом "Компас" в Лодзи. В 1927 г. в Ленинграде, в издании И. С. Проханова и Я. И. Жидкова, этот сборник вышел большим тиражем - 25 тысяч экземпляров, и им были снабжены положительно все общины евангельских христиан, а частью и общины баптистов.
В предисловии к этому изданию высказаны следующие ценные мысли:
"Это издание предназначено для удовлетворения всех духовных потребностей церквей Христовых в связи с пением.
До сих пор было мало духовных песен для молодых верующих. Теперь это может быть восполнено песнями из сборника "Свирель Давида".
Не было совершенно духовных песен для сестер. Между тем в этом отношении назрела большая потребность. Это восполняется песнями из сборника "Песни Анны".
Сборник "Песни первых христиан" составлен так, как будто верующий переносится в эпоху первых веков христианства. Впрочем этого и не нужно, делать, так как теперешнее евангельское движение в России есть восстановление первохристианства, т. е. того христианства, которое было во дни апостолов.
Наконец, "Песни глубины" написаны на глубокие вопросы христианской веры и жизни. Они будут по сердцу любителям духовной глубины.
Братья и сестры во всех этих сборниках могут найти песни на все случаи своей жизни.
Оглядываясь назад, мы видим, каким могущественным средством в деле евангельского движения в России являлись духовные песни. Мы твердо уверены, что и впредь евангельские духовные песни, будут зажигать сердца верующих на дела любви и подвиги веры и христианского благочестия.
Пойте же, братья и сестры, так, чтобы и все живущее кругом вас запело хвалу Тому, Кто Один достоин ее!"
Ваш брат И. С. Проханов.
С другой стороны, в 1926 году издательство "Слово Истины" выпустило также хороший сборник духовных гимнов, которому было дано на звание то же, что и сборнику Н. И. Воронина, выпущенному в 1882 году, а именно - "Голос веры". В предисловии к этому новому сборнику говорится: "Теперь, когда отпали стеснения свободы совести, верующие, называющиеся баптистами, учитывая давно назревшую потребность в сборнике, отражающем стиль и дух песен прежнего времени, выпуская настоящий сборник, дают ему прежнее прекрасное, отвечающее своему содержанию, название: "Голос веры", причем в нем, по возможности, восстановлен прежний текст, искаженный по разным соображениям по следующими издательствами.
"Голосом веры", изданным в 1926 г., и поныне, наряду с пятисборником и десятисборником, пользуются многие верующие, так как он вышел значительным тиражей (15 тысяч экземпляров) и содержит 599 песен, что составляет большую часть гимнов, исполняемых в наших общинах.
Всеукраинский Союз баптистов два раза - в 1924 и в 1928 гг. - издавал сборник "Арфа", содержащий гимны на украинском языке. Этот сборник составлен братом И. А. Кметой-Ефимовичем, ревностно потрудившимся в деле перевода наших гимнов на украинский язык. "Арфа" содержит также оригинальные произведения составителя, который проявил значительные способности, как украинский духовный поэт.
Нужно также отметить, что в Харькове, в 1927 г., был издан сборник в 216 песен, под названием "Евангельские песни". Он содержит песни, выбранные из разных сборников.
"Евангельские песни" вышли 10-ти тысячным тиражей и оказали существенную помощь нашим братьям и сестрам в деле усвоения текстов духовных песнопений.
В 1909 г., в Петербурге, "Издательством полезной литературы" был издан сборник духовных песен под названием "Песни Сиона" в двух частях - без нот и с нотами.
Для постановки и развития правильного духовного пения был издан целый ряд нотных сборников. Первым из них был: "Сборник духовных песнопений", представляющий собой собрание гимнов, помещенных в "Любимых стихах" и "Радостных песнях Сиона", с нотами к ним. Издал его В. А. Пашков в Лейпциге и им пользовались верующие первых дней. Затем издательством "Радуга" в 1907 г. был выпущен нотный сборник "Гусли" с цифровыми и итальянскими нотами. Далее, тем же издательством, были выпущены и другие нотные сборники: "Песни христианина", "Тимпаны", "Кимвалы" и "Заря жизни".
В 1927 г., в Ленинграде, был издан большой нотный сборник в 3-х томах, содержащий все гимны, напечатанные в десятисборнике. На многие песни в нем имеется по две мелодии. Этот сборник проверен несколькими видными композиторами. По своему музыкальному содержанию он является чрезвычайно удачным и превосходит самые лучшие заграничные издания подобного рода.
Наряду с этим, сборник "Новые напевы" был увеличен изданием двух сборников новых гимнов с нотами, которые явились продолжением "Новых напевов". Один из них содержит 40 песен, а второй - 58 песен. Они вышли двумя изданиями и увеличили количество духовных песнопений почти на 100 номеров.
Были также изданы небольшие нотные сборники: "Песни Дома Евангелия", "Евангельские песни" и "Родные напевы"; последние на русском и украинском языках.
Из всего вышесказанного совершенно ясно, что только при Советской власти евангельские христиане-баптисты смогли полностью и всесторонне удовлетворить свою потребность в сборниках духовных песнопений.
В настоящее время все изданные сборники уже разошлись и назрела необходимость издать новые сборники духовных гимнов.
В связи с этим нам приходится заниматься подготовкой к новому изданию духовных гимнов. При этом необходимо учесть следующие важные обстоятельства:
1. Теперь все верующие объединены в одно братство, и наши духовные песнопения должны удовлетворять разнообразные запросы верующих.
2. На местах, за отсутствием печатных сборников, гимны переписываются, причем часто с большими ошибками, или употребляются гимны, сочиненные местными братьями и сестрами, часто противоречащие нашему духу и правилам веры, а посему все эти ненормальности должны быть устранены.
3. Часто, по малоопытности в пении, братья, руководящие собраниями, выбирают совсем неподходящие песнопения для определенного момента, а посему нам придется сделать разбивку гимнов по разделам, соответствующим тому или иному церковному служению, праздникам и т. д. чтобы как руководители общин, так и отдельные верующие, могли бы без затруднения подбирать те песнопения, которые соответствуют данному моменту.
Мы стремимся издать такое количество сборников духовных песнопений, чтобы на каждую общину пришлось по несколько экземпляров таких сборников, и тем самым были бы удовлетворены запросы верующих в этом отношении.
Мы уверены, что в 1948 г. нам удастся выпустить означенный сборник наших духовных песнопений, так как к этому нет никаких препятствий. Единственное затруднение может быть в отношении бумаги, но и это затруднение, мы верим, будет преодолено.
Таким образом, начавши с "Любимых стихов" и "Голоса веры", мы в советское время пришли уже к наиболее полному сборнику духовных песнопений, разбитых на отделы, соответственно разным случаям христианской жизни.
Нужно признать, что прошедшие 80 лет оставили евангельско-баптистскому движению в нашей стране богатейшее наследие в области духовной поэзии, духовной музыки и духовного пения. Слава нашему Господу за этот чудный Его дар. Дети Божии несомненно с благодарностью вспоминают всех братьев и сестер, которые потрудились в этой области.
С самого начала истории евангельско-баптистского движения к нам перешел хороший обычай, заимствованный частью у православной церкви, а главным образом у наших предков - духовных христиан (молокан), петь в собраниях молитву Господню, некоторые псалмы Давида и отдельные места из Ветхого и Нового Заветов. В этих случаях мелодии отличаются разнообразием: нередко они являются чисто православными, иногда окрашены молоканскими палевыми, встречаются и такие, которые, уподобляясь мелодиям народных песен, в сочетании с духовными словами их текстов и религиозным чувством, способствуют молитвенному настроению души. Мы отнюдь не склонны убеждать наших верующих оставить пение псалмов Давида или других текстов Священного Писания. Наоборот, мы всячески поощряем стремление братьев и сестер, наряду с пением духовных гимнов из наших сборников, петь и псалмы Давида и чудное хваление девы Марии - "Величит душа моя Господа", и песнь Симеона - "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка", и многие другие. Все это вместе взятое и есть то, о чем говорит апостол Павел: "Вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу" (Колос, 3, 16). За все да будет слава Господу!
Полностью читать в PDF формате - Журнал "Братский вестник" 1947, № 5
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.