Учение Слова Божия, о пользе и благословении денежных пожертвований
28.10.2015

Учение Слова Божия, о пользе и благословении денежных пожертвований

Статья из журнала «Христианин» 1908, № 8

(Из сочинений Джорджа Мюллера).

«Блаженее давать, нежели принимать»  Деян.20:35.

Многие из детей Божиих в значительной мере лишают себя пользы и благословения от содействия делу Божию и от участия в нуждах бедняков вследствие того, что не имеют привычных правильных денежных пожертвований. Они может быть и не корыстолюбивы, может быть они и не возлюбили настоящий лукавый век, а между тем едва ли они поступают как управители Божии, но скорее так, как будто они уже сами были владельцами потому что дают только под влиянием чувства или особенных обстоятельств. И таким образом прежде, нежели они спохватятся, жизнь их проходит без той пользы, какую могли-бы они принести для Господа в течении этого короткого земного существования. «Но как же мне нужно поступать» может быть возразит мне христианин, чтобы наилучшим образом воспользоваться моими средствами для Господа? Ответ мой будет следующий:  

1)       Старайтесь всегда помнить, что Господь Иисус нас искупил и что вследствие этого мы не свои, потому, что куплены ценою, «даже драгоценною кровью Христа». Поэтому все, что мы имеем и что мы есть, принадлежит ему, и мы должны смотреть на наши имущества как смотрел бы верный управитель, которому поручены деньги или имущество каким-нибудь богатым владельцем.

2)       Затем следует обратить внимание на обычное пользование нашими средствами, на то, чтобы правильно жертвовать в той мере, в какой Господь дает нам в достаток. На сколько можно, следует стараться делать это каждую неделю, согласно Слову Божию: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволить ему состояние» (1 Кор.16:2).

Это для христиан очень важный вопрос, который они должны обсудить в страхе Божием. Это правило Божье, совершенно ясно изложенное в Св. Писании. Но если, в следствий особых обстоятельств, такое еженедельное и соответствующее количеству дохода пожертвование нельзя будет сделать, то сейчас-же, как только мы будем в состояли определить положение наших дел или количество нашего заработка, мы должны назначить перед Господом, сколько при каких условиях мы можем уделить для дела Божья или на бедных.

3)       Следует также заметить, что Дух Святой повелевает чрез Ап. Павла не только, чтобы тот или другой так поступали, но чтобы это делали все, т. е. и богатые люди, люди среднего класса, и даже бедные.

4)       Относительно размера пожертвований нельзя установить никакого правила, так как-то, что мы делаем мы должны делать не в духе под законности, но из любви и благодарности к Благословенному, который за нас умер. Бог хочет, чтобы мы действовали в сыновьем духе и были побуждаемы любовью Христа к нам. Поэтому он и не дает относительно этого заповеди для тех, которых Он искупил и простил, и которых сделал своими детьми, наследниками и сонаследниками Христу. Но остерегайтесь, дорогой читатель, не потерять вашего благословенья потому только, что не сказано, чтобы вы давали десятую часть или пятую, или третью, или половину, или три четверти того, что Бог дает вам; Пишущий эти строки полагает себе целью, постоянно, со всем, что он имеет стоять перед Господом в качестве его управителя и при этом говорить: «Господи все, что я имею - Твое, употребляй это, как тебе угодной». Благодатью Божией ему дано было поступать по этому правилу в течение сорока четырех лет и такое не выразимое счастье и благословенье проистекали от подобного образа действий, что не в состояли описать. Но если, однако, читатель скажет: «Я не могу этого сделать», то я отвечу: в таком случай делайте столько, сколько можете и на сколько имеете благодати.

Давайте десятую часть, или пятую, или треть, или половину, или три четверти того, что Бог дал вам, в той мере в какой вы имеете свет и благодать на этот счет, только определите точно даже малейшее количество какое вы намерены давать из вашего достатка и давайте это правильно. Если же Господу угодно будет умножить ваш свет и вашу благодать и увеличить ваш достаток, то давайте больше. Если вы станете пренебрегать обычным даванием, правильным даванием, даванием по убеждению и на основании Св. Писания, и будете руководствоваться в этом деле чувством или побуждением или особенными располагающими обстоятельствами, то вы конечно потеряете при этом. Вы всегда можете выходить за пределы того малого количества, которое назначили, но хорошо заранее определить это малейшее количество, чтобы не вышло, что вы ничего или почти ничего не жертвуете.

Относительно этого предмета будем стараться помнить:

1)       Есть нечто, называемое в Слове Божием (2Кор.19:6) «сеять и жать». Учить детей, ходить по домам с целью благовествовать материально и духовно, жертвовать деньгами, хлебом, платьем и т. п. в пользу бедных, употреблять свои деньги так или иначе для славы Божией - есть то, что именуется в Слове Божьем «сеять», а воздаяние, даваемое Господом в этой жизни и в будущей тем, кто сеет - называется: «жать». Воздаяние может быть даваемо и обыкновенно более или менее дается уже в этой жизни. Господь воздает Иногда вдесятеро, да, даже во стократ даже и в материальных вещах, доставляя нам друзей, или давая очевидное благословение в наших делах и занятиях. Но положим, что по каким-нибудь особенным причинам Господь не дал такой жатвы здесь на земле, то, наверное, эта жатва будет получена в будущей жизни. Это приводить меня ко второй части нашего текста: при сем скажу, «кто сеет скупо, для того и жатва скупа, а кто сеет щедро, для того и жатва щедра». Это слова Духа Святого, сказанный чрез Апостола Павла. Приводимый здесь образ понятен для всякого. Земледелец, который скупо сеет скупо и пожнет - одно находится в зависимости от другого. Таким образом те христиане, которые по свободному времени, по способностям, возможностям и средствам, какие они имеют, мало делают для верующих и для не верующих, и материально и духовно - мало и пожнут, как в этой и так и в той жизни. Бог так говорит, и я этому верю. До глубины души я этому верю. Теперь наоборот, пусть кто-нибудь будет стараться сеять щедро, и такой пожнет щедро, как теперь, так и впоследствии, если он сеял для Господа, а не из земных побуждений, как например из желания человеческих похвал и проч... Но между тем хотя и в земной жизни мы ничего не потеряем если будем поступать как верные управители Божии, то что мы скажем, если вспомним о дне Христовом, когда даже и «чаша холодной воды данная ученику во имя ученика» не останется без своей награды? Если бы мы чаще вспоминали о том, как коротка эта теперешняя жизнь в сравнении с вечностью, и как ярки и славны и несказанно драгоценны благословения, ожидающие верующего в день Христов, с какою радостью мы старались-бы жертвовать для Господа и имуществом и самими собою. Пусть верующий только хорошенько представит себе пустоту всего земного и драгоценность небесных сокровищ, и он станет стараться жить для вечности и в числе прочего будет рад «собирать сокровища на небесах».

Многие из детей Божиих не только не имеют желания, чтобы все, что они имеют было Господним, если бы Он пожелал воспользоваться этим, но они не дошли даже до той ступени, на которой стоял Иаков, живший в Ветхом Завете, а между тем, при первом же проблеске духовного света сказавший Богу: «из всего, что Ты даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт.27:22). Такие дети Божии даже не возвращают Богу и десятой части того, что Ему угодно даровать им. Они охотно израсходуют 50000 рублей на покупку дома, истратят по 2000 в год на воспитание каждого из своих сыновей, они кроме того держать многочисленную прислугу и во всех других отношениях живут на такую же широкую ногу, а между тем при всем этом, не истратят и 1000 рублей прямо на дело Божие или на поддержание бедных святых или на пищу живущего вокруг них голодного необращенного люда не могущего заработать себе кусок хлеба. Каковы же последствия этого? Так как они живут больше для себя и для своих детей, нежели для Бога, то они не могут быть действительно счастливы в Господе потому, что одна из целей, ради которой Бог оставил их здесь на земле не достигнута. Другие, которые впали в противоположное искушение, т. е. вместо чрезмерной расточительности напротив старались копить деньги и у которых совесть не пробудилась настолько, чтобы обличить их в неверности, такие на смертном одре были подавлены бременем всего этого, может быть с большими усилиями нажитого богатства. Но все сказанное относится не только до детей Божиих из богатого или среднего класса, но и до бедных. Христианин с небольшим жалованьем или заработками или даже поденщик, получающий лишь небольшую дневную плату, может быть, скажет: «Я так мало имею, что ничего не могу пожертвовать, а если и могу то какие-нибудь пустяки» и какой же результат этого. Он все или почти все тратит на самого себя, а если есть излишек, то он откладывает на черный день. Следствием бывает то, что такие люди не имеют счастья в духовном смысле, да и в материальном часто не имеют успеха, потому что так-как они не верны в том малом, какое Господу угодно было поручить им, то Он не может вверить им больше, а если и дает, то разве только с такою целью, с какой Он сделал это Израилю (Пс.105:15), т. е. в виде наказания и при этом пошлет язвы на души их, чтобы они уразумели суетность подобных вещей. Часто также случается, как с бедными, так и с людьми среднего положения и с богатыми, что Господь бывает вынужден посылать болезни, тяжкие утраты, убытки в делах и т.п., с тою целью, чтобы взять у своих детей то, что они сами с радостью, движимые любовью Христа, не хотели сложить к Его ногам.

Я много лет провел в служении Господу. В течении этого времени и в особенности в течении последних сорока лет я имел случаи познакомиться со многими тысячами верующих из числа которых многие сотни я знал близко, также, как и их обстоятельства. Кроме того, многие и очень многие делали мне честь искать, моего совета и указания относительно своих частных дел. Чему же это между прочим научило меня? Тому, что: «Иной сыплет щедро и ему прибавляется, а другой сверх меры бережлив и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена и кто напояет других, -  тот и сам напоен будет (Пр.11:24-25). Я видел многие случаи, где дети Божии сыпали и им прибавлялось, но гораздо более приходилось видеть, что сверх меры были бережливы, а между тем беднели...

Заметьте эти слова «сверх меры». Здесь не сказано, что он удерживает решительно все, но что он удерживает и сверх меры, т. е., что хотя он и дает, но так мало в сравнены с тем, что мог бы дать, что в следствии этого беднеет. Несмотря на все это старание преуспевать, многим это не удалось именно потому, что они жили только для себя, они сверх меры были бережливы и это вело их к бедности или держало их в бедности. Не заплаченные долги, неожиданное и необъяснимое уменьшение числа покупателей, тяжкие семейные утраты поглотили деньги, который они старались удержать для себя вопреки воли Божией. Между тем с другой стороны я знаю многих христиан, который начали давать по 10% увеличили свои пожертвования до 15% и до 20% и даже до 25% и 33%; мне известны даже случаи, где жертвуется 60% и 70% всего дохода, потому что эти христиане собирают себе сокровища на небесах, а не на земле. Хотя мы никогда не должны давать, чтобы получить обратно от Господа, все же это должно будет случиться, если мы даем из хороших побуждений. Бог сам свидетельствует, что это так будет. Это совершенно ясно можно заключить из следующих мест Св. Писания: «Чти Господа от имения твоего и от начатка всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка и точила твои будут переливаться новым вином. (Прит.3:9-10). «Давайте и дастся вам; мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше ибо какою мерою мерите, такою - же отмериться и вам» (Лук.6:38). «Благотворящий бедному, дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяния его» (Притч. 19:17).

В пояснение правил, изложенных на предыдущих страницах мы приводим следующие извлечения из повествования Г-на Мюллера: Декаб. 23, 1869 года. Милостивый Государь. Пожалуйста примите прилагаемые 120 рублей для дела, которым вы заведуете: 30 руб. на докупку мебели для нового сиротского дома, если это нужно; а если нет, то для сирот, а 40 руб. на миссию. Я нахожу справедливым сказать вам, что теперь уже около семи лет, как мы были побуждены, главным образом чрез посредство ваших сочинений, откладывать некоторую часть нашего дохода для дела Божия. Мы были тогда в очень стесненных обстоятельствах и решили давать одну десятую. На следующий год средства наши немного увеличились и продолжали возрастать. Тогда мы стали давать одну четверть. Долгое время спустя обстоятельства, казалось, снова ухудшились. Я говорю «казалось ухудшились», потому что на самом деле вышло, что дела наши в сущности были не хуже, чем прежде, но мы сказали, что с помощью Божией мы подождем: может быть Господь только испытывает нас. Мы не уменьшили количества того, что давали на дело Божие. И теперь Он дал нам обилие средств, какого мы никогда прежде не имели и мы в состоянии отдавать четвертую часть нашего дохода. Как это в самом деле благословенно уповать на Господа. Мы не можем удержаться, чтобы не воскликнуть вместе с псалмопевцем: «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его» (Пс.102:2). Извиняясь, что отняли так много вашего драгоценного времени, остаемся, Милостивый Государь, преданные вам такие-то».

Я много раз: пишет Г, Мюллер - получал подобного рода пожертвования от этих лиц и даже, именно сегодня, приготовляя эти строки в печать, я опять получил 73 рубля.

Я хочу сделать нисколько практических замечаний по поводу этого письма,

1.       Жертвователи содержать пансион для детей. Доход при этих условиях бывает вообще очень неопределенный, и очень часто случается, что прихода не хватает на покрытие всех издержек. Однако при таких обстоятельствах, когда жертвователи были очень стеснены, они решили давать десятую часть своего дохода. В этом случае было-бы весьма естественно впасть в искушение и сказать: «У нас и без того так мало, наш доход так ничтожен - как же нам еще давать из таких небольших средств». Такого рода рассуждение совершено правильно с мирской точки зрения, но оно противоречить началам Слова Божия, потому, что во первых, Бог может возвратить и, конечно, возвратит то, что мы даем для Его дела, если мы при этом движимы любовью Христа и поэтому действуем из верных побуждений. Во вторых, самая причина «почему мы так мало имеем и почему мы находимся в таких стесненных обстоятельствах» может быть кроется именно в том, что мы удерживаем для себя все, что Господу угодно давать нам, ибо согласно слову Божию: Иной сыплет щедро и ему прибавляется, а другой сверх меры бережлив и однако беднеет.

2.       Каковы же были последствия принятого решения давать десятую часть всего, что Господу угодно дать жертвователю, причем решение это исполнялось даже в очень «стесненных обстоятельствах»? На следующий же день средства наши немного увеличились и продолжали возрастать - эти слова взяты из письма.

3.       Что же жертвователи сделали после этого? «Тогда мы стали давать одну четверть» - пишут они. - По мере того, как Господу угодно было давать им достаток, они не удовольствовались жертвовать десятую часть, как делали прежде, хотя десятая часть в довольстве была бы гораздо более десятой части в стесненных обстоятельствах. Вот именно то, в чем многие из управителей Божиих делают ошибку. Но достаточно продолжать давать в том наибольшем размере, в каком мы сперва давали, если Господу угодно увеличить наши средства. Давать десятую долю в тесных обстоятельствах может быть очень много стоить, тогда как давать десятую часть при достатке, напротив, будет стоить очень мало. Если же поэтому управитель дает десятину в достатке, тогда как Господь благословил его средствами давать гораздо более, то такого рода управитель не должен удивляться, если его бережливость и сверх меры и ведет к обеднению.

4.       Затем в письма следуют замечательные слова: Долгое время спустя, обстоятельства казалось снова ухудшились. Я говорю «казалось ухудшились» потому что на самом деле вышло, что дела наши в сущности были не хуже, чем прежде, но мы сказали, что с помощью Божьей мы подождем: может быть Господь только испытывает нас. Мы не уменьшили количества того, что давали на дело Божие. И теперь Он дал нам такое обилие средств, какого мы никогда прежде не имели и мы в состоянии отдавать четвертую часть нашего дохода.

Обратите внимание, дорогие читатели, на следующее. Долгое время спустя обстоятельства казалось снова ухудшились. Жизнь чада Божия, пока оно остается в этом мире, будет в большей или меньшей степени жизнь испытаний, все равно: состоит ли оно участником какого торгового дела или имеет службу, при этих условиях опасность может явиться в том условии, если не будет достаточного доверия к Богу. Жертвователи, приславшие это письмо, глядя с обыкновенной точки зрения, имели полное основание сказать: «Число наших воспитанников теперь вероятно уменьшится и поэтому нам лучше перестать давать четверть нашего дохода, так чтобы у нас хватило бы чем покрыть неизбежные убытки». Но если бы они так рассуждали, как это сделали бы многие и в подобных обстоятельствах и если бы они проявили недоверие к Богу, который был к ним так добр, то имели ли они право удивляться, если бы произошло именно то, что предсказывало им их недоверие? Нет, но как же они поступили? Они продолжали уделять четвертую часть того, что Господу угодно было им давать. Они не уменьшили количества того, что давали, говоря при этом: Будем иметь терпение, может быть Господь только испытывает нас, Они почтили Бога, оказав Ему доверие и продолжали поступать, как его управители. И что же наконец вышло из этого? «И теперь Он дал нам обилие средств».

5.       Все сказанное заставляет меня заметить, что если мы желаем, чтобы Господь продолжал употреблять нас как своих управителей т. е. вверять нам денежные средства, то мы должны быть верны в пользовании тем, что нам уже доверил. Еще недостаточно, если мы щедры к бедным и если мы охотно и даже: обильно жертвуем на дело Божие, но при этом необходимо также чтобы мы не тратили деньги расточительно на наши дома, обстановку, одежду и другие личные расходы. Я далек от мысли налагать на детей Божиих какие-нибудь узы, так чтобы они были стеснены в совести своей относительно всякой мелочи, но между тем в тоже время, необходимо, чтобы ученики Христовы, которые куплены Его драгоценной кровью и которые поэтому уже не принадлежать самим себе, но принадлежат Ему, со всем своим временем, способностями, силами, имуществом и проч., спрашивали-бы себя: угодно-ли Господу Иисусу, то, что я живу в таком доме, что у меня такая обстановка, что я так одеваюсь и трачу столько на себя?

6.       Но теперь предположим, что нам приходится сказать: «Я был расточительным управителем имения моего Господа, которое Ему было угодно мне доверить, что же мне теперь делать?» Ответь на это: не нужно продолжать грешить, но принести Господу искреннее покаяние и уповать на кровь Господа Иисуса, пролитую также и в оставление и этого греха.

7.       Письмо оканчивается словами: «Как это в самом деле благословенно уповать на Господа». Я прибавлю к этому: действительно это так. Я испытал это в течении более сорока лет.  18-го Августа 1861 года. Дорогой брат. Вот уже около 14 лет как я начал вести свое дело и оглядываясь на эти прожитые годы, я сознаю, что имею много причин славить Господа за оказанный мне милости, как в материальном, так и в духовном отношении. Вскоре после того, как я начал вести дело, я стал давать Господу около 5% и нашел, что Он благословил мое дело и дает мне успех и тогда я стал давать 10% на дело Божие. Я почувствовал себя настолько счастливым, что побуждаемый любовью Христа, довел свои пожертвования до 20%, а теперь я очень рад давать 25% на дело Божие. И по мере того, как любовь Христова побуждаешь меня давать, Господь мне возмещает то, что я жертвою. Он благословил меня значительно, сверх моих ожиданий. Я хочу засвидетельствовать во славу Его святого имени, что Господь сделался более дорогим моему сердцу, чем когда-либо прежде. У меня теперь лежит на сердце послать вам лепту на дело Божие, вверенное вашему попечению, и прилагаю при сем 100 рублей: половину для сирот, половину для миссии. Я нахожу это очень драгоценным преимуществом, что Господь дал мне средства, и Он наполняешь меня радостью, когда я даю».

28 августа 1861 года, получено из Лондона 12 руб. при письме, содержавшем между прочим следующие строки: «Я не могу закончить этого письма, не выразив еще раз нашу благодарность Господу за то, что Он дал нам познакомиться с вашим «Повествованием» и таким образом побудил откладывать на дело Божие определенную долю из того, что Он дает нам. С тех пор как мы стали это делать, мы не только имеем большой успех в наших делах, но находим невыразимую радость в возможности передавать день за днем все наши заботы в руки нашего Небесного Отца и, благодаря этому, познали такой душевный мир, даже в хлопотливых и трудных обстоятельствах, о котором прежде не имели ни малейшего понятия.

Декабря 5-го 1861 года получено из Шотландии следующее интересное письмо со вложением денежного пожертвования: «Милостивый Государь! Около трех лет тому назад мне случилось прочесть один из ваших отчетов. Я усвоил себе план, рекомендуемый в ваших отчетах, т. е. жертвовать Господу по мере того, как Он даст преуспевать. Теперь я считаю своим долгом признаться, что я нашел это истинным благословением, как в материальном, так и в духовном отношении. Я человек, занятый тяжелым трудом и между тем нахожу удовольствие и наслаждение вести запись о том, какой успех Господь дает моим усилиям, и с самого того времени, как я стал поступать согласно этому плану, все у меня пошло хорошо. Заработок мой с каждым днем все возрастает. Могу сказать, что я давал около 17% за последние два года. И хотя не было никакого успеха, заметного людям, однако все, что я пожертвовал за последит год, вернулось ко мне не только с процентами, но с процентами на проценты. Прилагаю почтовый перевод на 50 рублей в пользу сирот. С почтением остаюсь ваш такой-то.

Октября 1-го 1862 года. Получено от морского офицера 68 рублей при письме, оканчивающемся следующими словами: «Вместе со многими из ваших жертвователей, я чувствовал всю силу этих слов: «Блаженнее давать, нежели брать». В течении некоторого времени я отдавал десятую часть своего дохода Господу и по справедливости могу сказать, что там, где я прежде давал на один предмет, я теперь могу, давать на двадцать без всяких затруднений и усилий и притом с таким удовольствием, какого й никогда прежде не испытывал. Чем более я даю, тем более, мне кажется, я получаю. Таким образом в материальном и духовном отношении мы получаем двоякое благословение. Если бы можно было убедить еще многих других последовать этому примеру, сколько сияющих лиц нам пришлось бы видеть и сколько наших обществ и заведений стало бы процветать. Да благословить вас Господь в вашем прекрасном деле».

Января 5, 1863 года. Милостивый Государь, я опять имею удовольствие послать вам чек на 248 рублей на поддержание вашего доброго дела. Пожалуйста, воспользуйтесь этой суммой, смотря по надобности. Я считаю своим долгом удалять все более и более на служение моему дорогому Спасителю.  Вот уже нисколько лет, как я начал откладывать десятую долю из всего моего дохода. И год от года я увеличивал эту сумму и получил в этом обильное благословение. «Это от Господа и есть дивно в очах наших» (Пс.117:23). Как бы хотелось, чтобы все именующиеся христианами, сделали-бы опыт в этом отношении. Примите уверение в почтении, мои лучшие пожелания и молитвы о благословении на ваш труд любви».

Ноября 6-го 1866 года. Получена дамская шаль при следующем интересном письме. «Милостивый Государь. Посылаю вам, по желанию моей жены шаль, стоящую 45 рублей. Вот уже около 10 лет, как я усвоил обыкновение жертвовать соответственно' количеству прихода. До того я бывало раздумывал с каждой подаваемой 3-хъ рублевкой, не выходил-ли я этим за пределы благоразумия и последствием этого было то, что я находил мало удовольствия в том, чтобы давать. Теперь, однако, так-как дело мое находится в цветущем положении я нахожу возможным давать вчетверо больше того, что давал и вместе с тем я в состояли лучше понять, что значат слова: «блаженнее давать». Просьбы о помощи давно перестали производить во мне раздражение, потому что я знаю, что призван распоряжаться капиталом, который принадлежит не мне. И когда после тщательного распределения денег сообразно поступающим просьбам, капитал этот оказывается израсходованным, я почерпаю большое утешение в уверенности, что усвоение правила жертвовать соответственно доходу дало мне возможность с одной стороны разумно руководить своим делом, а с другой стороны и не обкрадывать Бога (Малах.3:8). С усердною молитвою, чтобы благословение живого Бога продолжало бы. пребывать на ваших трудах, имею честь быть и т. д. такой-то».

6-го июня 1870 года. Получено от «Нуждающимся» 12 рублей и 24 рубля для сирот, Этот добрый жертвователь еще продолжает называть себя «Нуждающимся», как это делал несколько лет тому назад, когда он впервые начал жертвовать на это заведение, прислав сперва очень небольшую сумму. Он присылал месяц за месяцем по мере того, как Бог давал ему преуспевать. Он все еще продолжает присылать каждый месяц, но пожертвования его в 15 или 20 раз больше, чем были вначале. Таким образом, Господь почтил его систематическое давание, вместе с тем благословил жертвователя в материальном отношении.

16-го августа 1870 года. От верующего господина из Лондона 100 рублей со следующим объяснением: «Дорогой Господин Мюллер! Я очень доволен, что имею возможность приложить чек на 100 рублей для сирот из небольшого капитала, который я регулярно откладываю и считаю принадлежащим Богу. Не может быть сомнений, что Господь замечательно благословил мой путь с тех пор, как я усвоил обыкновение давать систематически.

3-го января 1871 года. Получено от путешествующего приказчика 102 рубля со следующим объяснением: «В прошлом году я давал вам по 2 коп. с каждого проданного мною ящика чая. В этом году я посылаю вам по четыре копейки с ящика, согласно тому, что я обещал сделать, если буду иметь успех и теперь я с большим удовольствием могу сообщить вам, что имею удивительный успех.»

1-го января 1872 года. Милостивый Государь. По благости Божией я имею возможность прислать вам при этом письме 1250 рублей, из них 50 рублей на собственные ваши расходы и 1200 на поддержание дела, которым вы заведуете. Теперь уж десять лет, как я начал вам посылать кое-что и почти столько же времени, как я начал систематически жертвовать на дело Божие, вследствие чтения вашего «Повествования». Как и многие другие, я могу сказать, что Господь возвратил мне все, что я давал и гораздо более. Остаюсь преданный вам такой-то. Этот верующий господин прислал мне в течении десяти лет более 50000 рублей на дело Божье.

25-го января 1872 года. Сегодня получил следующее письмо из Америки, вместе с переводом на 1000 рублей: «Возлюбленный в Господе. Эти 1000 рублей я вверяю вашему попечению, хранению и мудрому расходованию. Они не мои, а Божии. Я не имею ни денег, ни земли, ни дома. «Господня земля и что наполняет ее» (Пс.23:1). Серебро и золото Его скот на тысячи холмах. По истине я не принадлежу себе. «Мы куплены дорогою ценою, посему прославляйте Бога в телах ваших и в душах, которые суть Божии» (1Кор 6:20). В течении месяцев и годов я спрашивал совета Божья, чтобы знать, каким образом всего лучше распорядиться тем немногим, которое Он одолжил мне к славе Своей, чтобы в день окончательных расчетов  мог бы услышать «Хорошо добрый и верный раб» и т. д. (Мф.25:21), Увидав из вашего Повествованья и отчетов, что вы, дорогой брат, держите тот же взгляд на управительство Господне, какой здесь изложен, и что все, что вы получаете из рук жертвователей, идет на создание не царства сатаны, но царства Господа и Спасителя Иисуса Христа, я радостно и доброохотно вручаю эту небольшую сумму в 1000 рублей в ваши руки: во первых на воспитание малюток, находящихся на вашем попечении, исключительно для Бога, во 2-хъ на дело распространения Библии среди беднейших из бедных в далеких странах и в 3-хъ для помощи верным проповедникам креста Господня, которые, относительно материальных средств, рассчитывают на Бога. Чтобы Господь все больше и больше ниспослал благословенье на ваш труд любви, усердно молится ваш любящий брат такой-то.

29-го января 1872 года. Получено 20000 рублей при следующем письме: „Милостивый Государь. Я посылаю вам 20000 рублей, вырученных от продажи имущества, которое очень тяготило мое сердце и выручка от которого посвящается на дело Божие. Мне стало очевидно, что Он не одобряет того, чтобы я владел таким богатством и поэтому пользованье им сделал скорее проклятием, нежели благословением. Чтобы оно обратилось в благословение через присвоение его вами согласно воли Божией, составляет молитву преданного вам такого-то. Это письмо полно назидания: 1) Верующий господин, приславший эти деньги, всего менее может быть назван корыстолюбивым, потому, что в течении около 20-ти лет много присылал мне на дело Божие и ‘ в течении многих лет по 2000 рублей ежегодно. А между тем, он все-таки находит, что имеет слишком много. Так и другие ученики Господни, может быть, имеют слишком много; 2) Писавшей письмо, далее говорит, что Господь находит, что ему не хорошо иметь так много,- он допустил пользованию этим имуществом быть скорее проклятием, нежели благословением. Не постараемся ли мы все воспользоваться этим опытом верующего господина? Не все ли мы от природы в большей или меньшей степени любим владеть имуществом? 3) Имущество большое или малое имеет цену постольку, поскольку ими пользуются для Господа.

22-го мая 1872 года. Получено следующее письмо с 500 рублями: «Дорогой Господин Мюллер. Два года тому назад я послал вам небольшое пожертвование. Теперь я посылаю вам другое, которое составляет часть денег, поступивших в доход по счету управителя Господня».

В течении многих лет я вел в своих книгах особый счет пожертвований на религиозные и благотворительные цели, наблюдая затем, чтобы общее количество жертвуемых денег из года в год было бы не менее одной десятой моего дохода. Но в последнее время я стал вести более подробный счет этим деньгам, так как Господу было угодно увеличить мой доход, и я нашел, что это не только мой долг, но и особое преимущество увеличить, а позднее даже удвоить жертвуемую сумму, имея в виду то, что вы говорите в ваших отчетах, Последствием этого было то, что в конце года я нашел значительный избыток даже после увеличения размера пожертвования и стал поэтому давать на новые предметы. Из этого избытка я посылаю теперь прилагаемый чек на 500 р. 6-го 1юля 1872 года. Получено из Исландии 1000 р. для китайской миссии, 1000 рублей на миссию в Испанию, 2000 руб. для миссии в Италии и 1000 руб. для сирот со следующими объяснении: «Я хорошо помню, как несколько лет тому назад подал вам два с полтиной, что в то время составляло для меня крупную сумму. С тех пор, по благодати Божией, я старался поступать, как верный управитель и теперь мне гораздо легче послать вам 5000 рублей.

В течении последних 20 лет я получил по этому предмету сотни писем, в которых свидетельствуется о полученном благословении, как в материальном, так и в духовном отношении, в следствии систематического даяния сообразно с теми средствами который Господу угодно было вверять жертвователям.

Два следующих сообщения, взятые из Повествования г. Мюллера.

1858 г. Один Северо-Американский купец на вопрос о том какой порядок он принял для пожертвований, сказал: Посвящая вновь свою жизнь Господу и сознавая неизбежное влияние богатства и необходимость усвоить какой-нибудь план благотворительности, прежде нежели богатство повлияет на мое суждение, я установил следующей порядок. Я решил сводить свои счета ежемесячно, отделяя такую часть доходов какие могли оказаться нужной для покрытия могущих случиться убытков и откладывать, записывая на особый благотворительный счет 10% оставшихся прибылей, велики они или малы, чтобы эту сумму расходовать на пожертвования, а остальные 9 десятых я брал на содержание себя и своей семьи. Затем я еще решил, что если когда-нибудь моя чистая прибыль т. е. мой доход за исключением расходов на жалованье приказчика и на уплату за помещение превысят 1000 рублей в месяц я буду отдавать 12 1/2 процентов, если эта прибыль будет свыше 1400 руб. то 15 1/2, если свыше 1800 рублей – 17 1/2, если свыше 2600 р. 22 1/2 процента, увеличивая, таким образом, общую сумму пожертвованы в той мере в какой Господу угодно будет дать мне преуспевать пока наконец при 3000 руб. размер пожертвований не достигнет 25% т. е. 750 рублей в месяц. Так как капитал был крайне необходим для успешного ведения моего дела, я решил не увеличивать приведенной таблицы, пока я не приобрету известный капитал, после чего я стану отдавать четвертую часть всей чистой прибыли, какова бы она не была, а когда капитал мой достигнет другой, определенной мною цифры, я буду жертвовать половину и, наконец, когда у меня будет совершенно достаточный капиталь, я буду отдавать всю чистую прибыль полностью.

Вот уже несколько лет, как я стал поступать по этому плану и следуя ему, приобрел значительный капитал и вообще имел успех, превзощедший все мои ожидания. Хоть я постоянно жертвую, но не разу еще не случалось, чтобы весь запас быль израсходован и не раз я сам удивлялся, какие значительный суммы я мог черпать из него. Правда в течение нескольких месяцев мне пришлось пережить очень полезное испытание веры, когда согласно принятой системе, я откладывал одну десятую, причем оказывалось, что остальных девять десятых не хватает на мое содержание. Но условия скоро переменились, и я с благодарностью заметил влияние руки Божией, которая с лихвой вознаградила за все недостатки в прошлом.

Эта система была для меня очень полезна, производя во мне сознание, что жизнь моя отдана непосредственно на служение Богу. Я чувствовал себя очень счастливым, распределяя посвященные Богу деньги и, благодаря этой системе, мой ум все более быль заинтересован развитием дела Божия - счастливое преимущество, которое может быть присвоено всяким, даже и самым ничтожным, соединяя таким образом житейский обычный труд с благодарным служением Богу и делая то, что обыкновенно отвлекает сердце от Бога, орудием высшего духовного блага. Эта система спасла меня от коммерческих опасностей, заставив меня упростить порядок ведения дела и избегать большой задолженности. Он сделал из меня лучшего купца, потому что ежемесячный подсчет моих денежных оборотов хотя и требовавший иногда очень кропотливого труда, дал мне возможность лучше ознакомиться с состоянием моих дел и заставил меня быть более осторожным и благоразумным, нежели я был при других условиях. Мне кажется, что такой порядок содействует развитию взглядов христианина, увеличивает его бескорыстие и заставляет его избегать торговых плутней. Собственный наблюдения укрепляют во мне уверенность, что даже ревностные христиане должны заранее определить систему, которой они хотят следовать, если они хотят извлечь пользу, указанным в Евангелии порядком, как по милости и по поручению Божию, так и для дела Христова»

16-го 1юня 1858 года. На годичном собрании Библейского Общества в Скарборо, 16-го этого месяца было упомянуто о сделанных условиях, чтобы снабдить Св. Писанием главный гостиницы в городе. По настоятельной просьбе местного комитета британское и иностранное Библейское Общество пожертвовало для этой цели 350 экземпляров Нового Завета с Псалтырем крупной печати и безвозмездно было роздано такое количество экземпляров, чтобы снабдить все номера главных гостиниц. Это пожертвование было с благодарностью принято содержателями гостиниц. В том же собрании Г. Пейдж сообщил о нескольких случаях щедрых пожертвований, сделанных упомянутому выше Библейскому Обществу. Один из этих случаев касался одной пожилой дамы, которая в течении 19-ти лет имела обыкновение являться в депо Общества и вносила каждый раз анонимное пожертвование. И с тем исчезала до следующего посещения. В течение нескольких лет взнос её составлял около 2,000 р. ежегодно, но в последнее время он возрос до 6,000 р. в год. В другом из приведенных примеров было рассказано об одном господине, жившем за границей, пожертвования которого стали поступать лет пять тому назад и начались взносом в 200 руб. В 1854 году годовая сумма его пожертвований превысила 27.000 руб., в 1855 году дошла до 56,650 руб., а в прошлом январе он заявил о своей готовности пожертвовать в течении 1856 года либо 130,000, либо 150,000, при чем прибавил, что когда сумма будет израсходована, он пришлет еще. На сделанные этому господину кое-каше вопросы, он отвечал: что чем более он отдавал, тем 6олее получал и стал более богатым человеком теперь, чем когда впервые начал жертвовать;

Дорогой читатель христианин! Если вопрос о ежедневных и соответственных вашему доходу пожертвованиях был до сих пор вами упускаем из виду, то обратите теперь на него должное внимание. На предыдущих страницах выяснена воля Божия относительно этого дела, на сколько она изложена в Св. Писании. Да даст вам Господь благодать от всего сердца исполнить Его волю, помня, что «Доброохотно дающего любит Бог»(2 Кор. 9:7).

Как искупленные дорогою кровью Христа, вы уже не свои и все, что вы имеете, принадлежит Господу. Вы только управитель, а не владелец того имущества, которое вам вверено. Действительно ли вы верный управитель? Так ли вы пользуетесь вашими средствами, чтобы иметь покой и довольство, когда ляжете на свой смертный одр? Пусть сознание любви Божией, спасшей вас от погибели, сделавшей вас наследником вечной славы, побудить вас с радостью положить все, что имеете к ногам Иисуса. И перед судилищем Христовым, где нам всем придется дать отчет в нашем управлении, да даст вам Господь услышать радостные слова: «Хорошо, добрый и верный раб, войди в радость господина твоего. (Матф. 25:21). 

К этим словам Дж. Мюллера считаем не лишним присоединить следующее: 28-го мая 1900 года поступило 500 руб. от одного торгового дома при следующем письме: «Дорогой брат в Господе. Мы снова имеем удовольствие, как управители благ нашего небесного Отца, прислать вам прилагаемый чек на 500 руб., из которых 250 руб. потрудитесь обратить на Божье нужды приюта, а 250 руб. на заграничную миссию. Последний год был годом больших неопределенностей в наших делах и много раз мы были в большом недоумении относительно того, как нам поступить, так как путь казался обставленным затруднениями. Но благодарение Господу, рука его была заметна во всем. Мы, в самом деле, думали, что Господу не угодно дать нам какую-бы то ни было прибыль и вследствие нашей близорукости мысль об этом нас беспокоила. Но когда годичные расчеты были сведены, вышло, что Он обильно благословил нас и опять сделал нас своими управителями. Несмотря на весь наш недостаток веры, оказался «верен обещавший». (Евр.10:23 и 11:11). Мы опять должны засвидетельствовать о благословении, полученном при чтении отчетов о содержании сиротских приютов и приведенных в них извлечений из писем, которые показывают, как мы на практике можем опираться на слово Божие и просить исполнения Его обетований.

Да, служение нашему Господу вполне оплачивается, как в этой, так и в будущей жизни. Примите участие в наших благодарениях Ему за все благословения, обильно излившаяся на нас во всех постигавших нас трудностях.

Остаемся ваши в служении Господу.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Христианин" 1908  № 8

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.