И.В. Каргель. Грех, глава из сочинения
24.11.2015

И.В. Каргель. Грех, глава из сочинения

Статья из журнала «Христианин» 1908, № 12

Грех есть корень всех зол в этом мире.

Не хочешь ли ты, дорогой читатель, узнать поближе корень всех зол в этом мире? Так как он постоянно пред глазами всех, и каждое человеческое существо, не исключая тебя и меня причастно ему, и Господь Бог наш очень занят тем, чтобы мы познали его во всей его черноте и отвратительности, то я прошу тебя, кто бы ты ни был, не откладывай прочтение этой статьи только потому, что тебе покажется заглавие не интересным. И я готов сказать сейчас же, так как тут нет никакой новости, ни тайны, что корень всех золь есть грех. Может быть ты скажешь: «О, я это знаю уже давно, и готовь отвернуться от этого ужасного предмета. Но, дорогой друг, одно знание, поверхностное познание и повторение этой общей истины, нам мало помогает. В высшей степени необходимо остановиться хоть один раз над этим злом и осмотреть его при свете Божьем, чтобы получить о нем, до некоторой степени, верное представление. Мы должны узнать грех с Божьей точки зрения, чтобы увидать насколько он греховен. Это была всегда очень мало признанная, но тем не менее вопиющая потребность для каждого: это потребность для тебя и меня, чтобы по Божьему ненавидеть это зло и быть действительно освобожденным от него, потребность ради Бога и нас самих. Да послужить эта статья, хотя до некоторой степени, к проложению пути навстречу этой потребности.

Некто однажды сказал, что большая часть заблуждений и лжеучений на поприще религии происходит из-за недостаточного познания того, что собственно такое есть грех. Серьёзное размышление должно безусловно подтверждать это изречение; оно даже привело бы к тому, что выяснилось бы, как это скудное познание греха порождает не только неправильные взгляды по отношении истин второстепенного значения, но разрушает собственно основные учения нашей драгоценной веры и делается причиной того, что человек отвергает их и таким образом гибнет.

Если, например, Израиль не узнал и отвергнул посланного к нему Спасителя, если он у креста Христова не имел ничего кроме соблазна и преткновения, то причина этого лежит главным образом в том, что он не видел, что такое собственно грех в очах Божиих; они думали сами с ним справиться - они не нуждались во враче.

Далее, когда наши современные христиане по имени отвращаются от призыва к обращению, не страшатся грозящего проклятия и не ищут заботливо и серьёзно Христа, Агнца Божия, несущего грехи, то это опять-таки потому, что они никогда не познали греха, таким, как он есть.

Не в меньшем неведении о корне всех зол, находятся и те, которые считают, что все даже умершие во грехах своих, в конце концов, достигнут спасения. Они в неведенье о природе греха и о том, что ему присуще, что раз мы злы, то всегда и будем, и останемся злыми, если мы никогда не изменимся Богом в новую тварь, и данное нам для этого изменения время благодати окончится.

И если неверующие говорят в наши дни о Боге, как о любви, даже в ущерб Его праведности, который только должен быть милостивым и милосердым, и не поступить так строго, то они не только не знают кто истинный Бог, но и, прежде всего того, что такое грех пред Его очами.

Далее, всякое отвержение примирительной жертвы Христовой, или частичное отстранение или уменьшение её имеет себе причиною то, что не знают чудовища, в объятьях которого находится несчастное существо «человек», ради которого была принесена эта жертва. Только истинное познание греха ведет к тому, чтобы постичь и оценить объем и величие принесенной примирительной жертвы и, наоборот, через познание бесконечности этой чудесной жертвы научаешься измерять пропасть, в которую мы упали, когда сделались грешниками. Мы уже отсюда можем видеть, какое громадное значение имеет истинное познание греха.

Но, как для окружающего нас необращенного мира, так не менее нужно и для Детей Божьих истинное познание греха. Если бы они верно поняли его природу, его мерзость и отвратительность в очах Божьих, достаточно бы открыли его могущество, с которым он еще подкапывает и сковывает силы их духа, души и даже тела, видели его значение и последствия, который и у них простираются даже на вечность, - воистину тысячи не остались бы довольными ни на минуту одним прощением и оправданием без полнейшего освящения, как это часто случается, и многие давно бы отчаялись в самих себе, желая исправить и освятить себя самих, и вполне дали бы безусловный простор Тому, Кто пришел разрушить дела диавола, и Кто Один только может это сделать.

Что грех существует, для этого во всяком случае не нужно никакого доказательства. Мы находим его везде, где только человеческое существо, хотя временно, обитает и везде, куда оно только направляет свои шаги, туда без сомнения будет занесен и он. На основаны этих рассуждений мы приходим к тому заключению, что грех вообще следует рассматривать, как существенную составную часть человеческой природы, как нечто, что навсегда неразрывно должно бы было быть одно с нею. И бедный необращенный человек обвиняет втайне, а часто даже громко своего Творца, что Он так сотворил его. Но совершенно правильно и верно говорит один верующий английский писатель: «Грех не есть существенный элемент составе нашей человеческой природы. Мы знаем, что его не было первоначально в человеке, не будет его, наконец, и в прославленном человеке, и он не существовал в человеке Христе Иисусе. Таким образом он вторгнувшийся, чуждый, враждебный Богу и нам элемент, который может найти себе полного победителя только в действующем в нас Богочеловеке Христе Иисусе.

И вот, чтобы хорошо узнать грех, нужно рассматривать его с Божьих точек зрения, которые бывают так многоразличные. И Он не преминул выставить его пред глазами нашими с различных его черных сторон. Слово Его говорит о нем на всех страницах Св. Писания, начиная с первого и продолжая до последнего. Никогда во всем мире не было и никогда не будет книги религии, которая столько бы говорила о грехе, рисовала его со всех сторон и преследовала бы его во все-глубины, как эта книга Божия. Все остальные книги религии вместе не дают даже приблизительной тени того, что имеет сказать о грехе эта одна святая книга. Она дает нам начало греха, его неистово быстрый успех, его исполинский рост и ведет нас, наконец, к его грозной высоте, на которой сатана со всем своим адским войском, в союзе с родом человеческим, именно на почве греха, открыто поднимает оружие против Бога Всевышнего и Христа Помазанника Его. Откр.16:14-15; Откр.17:13-14; Откр.19:19. Вообще это не чудо, что подобная книга не понравится ни диаволу, ни этому роду человеческому и что, как один, так и другой постарается, во что бы то ни стало, устранить или сделать для себя безвредным свидетельство именно этой книги. Но Господу слава и благодарение за открытое и полное обнаружение ужаснейшего из всех зол вместе с его ужасными последствиями; иная душа доходить таким образом до пробуждения, до крика о помощи и до самого спасения. Но еще бесконечно большее благодарение Ему за то, что рядом со тьмой и ночью погибели чудно сияет самый яркий свет на Божие спасение из этой пропасти. Совершенное избавление во Христе Иисусе от всякого, самого глубокого бедствия во всех отношениях, вот радостная весть, которая точно также наполняет драгоценные страницы Библии сначала до конца.

Наметим же вкратце, дорогой читатель, некоторые стороны ужасной природы греха.

На вопрос, который нам безусловно надо выяснить: «Что же такое грех вообще?» нам придется дать разные ответы, с разных точек зрения Божьих. Прежде всего этот:

1. Грех есть возмущение и оскорбление по отношению к святому Богу.

Среди различных козней сатаны без сомнения не меньшая та, что он настолько ослепил человека, чтобы тот по возможности не ставил греха в соотношение к его Богу. Когда ему толкуют о его греховном положении, он обыкновенно спрашивает с удивлением: Что же я сделал? Я не крал, не блудодействовал, не грабил, отдаю, каждому должное т. д. и указывает при этом только на свое повеление относительно людей, собственно на свои отношения к обыкновенной гражданской нравственности. Практически Бог у него исключения; его поведение относительно Него, его преступления против Него и ответственность пред Ним за каждое действие, он не допускает даже приходить в мысли. Какая хитрая уловка сатаны с падшим человеком!

А все-таки существенный характер, главная черта каждого греха есть восстание, возмущение против Самого Бога; он есть презрение Его воли, отвержение Его святых повелений и именно поэтому поругание Его величия, святости, справедливости и любви. Именно это был первый грех и таков и каждый последующий. Совершая грех, человек становится на сторону первого мятежника, т. е. диавола, который сначала согрешил (Иоан.8:44; 1Иоан.3:8-10) и этим выступает прямым противником и врагом своего Господа и Бога и Его намерений.

Каждый грех, начиная с малейшего до величайшего мог бы собственно служить выражением того слова Господня: «не хотим, чтобы он царствовал над нами» и мы знаем, что Господь характеризовал им тех, кому Он вложил его в уста, как граждан, которые «ненавидели человека высокого рода» и были таким образом мятежниками. Таково же положении того, кто совершает грех. Потому что, как первый грех человека был самовольным выступлением из сферы господства Божия, постановлением себя на почву самоназначения и самоуправления, отрицанием Божьих притязаний, желанием быть свободным от Того, Кто сотворил человека по образу Своему, желанием быть, как Бог, то всякий совершенный человеком последующий грех есть только продолжение первого. Величина или ничтожность его не составляют здесь разницы, потому что он по природе своей есть нападете на Божие единодержавие над творением, и попытка свергнуть Его с престола, хотя бы не вообще, но, по крайней мере, для себя и в данном случае. Это во всяком случае возмущение и вражда против Бога, Его воли и закона. Во всяком нечистом деле, во всякой удовлетворенной похоти, во всяком праздном и худом слове, во всякой не святой мысли воля Божия, и воля человеческая сталкиваются таким образом, что Бог просто отстраняется ничтожным созданием или, вернее, отвергается и на место Его и воли Его ставится своя собственная воля. И если грешник вовсе не думает своим поведением отвергать Бога, то все-таки последствия будут таковы и если не будет поворота, перемены мыслей, если он будет продолжать этот путь, то, наконец, он кончить буквальным, открытым отвержением Его.

Что Бог смотрит на всякий грех, как на отвержение Своей воли и Себя Самого, нам могут указать некоторые примеры из Писания. В 11 гл. Чисел 18 - 20, мы находим, как Господь называет отвержением Бога крик Израиля пред Ним о мясе и произнесенный при этом негодующие вопросы: «для чего было нам выходить из Египта?» И затем, когда Израиль захотел, во что бы то ни стало, иметь царя, как другие языческие народы кругом и когда им показалось недостаточным иметь Самуила, как судью, то Господь сказал рабу Своему «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними» (1Цар.8:6-8,10,19). Это самое было вскоре и с Саулом; потому что, когда он пощадил овец и волов и привел их, как добычу, то Самуил сказал об этом деле: «Непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство». (1Цар.15;23). Идолопоклонство же удаляет Бога, потому, что оно ставит другого на Его место. Это и есть причина, почему Господь направляет самые тяжелые удары против этого греха. Далее Господь сказал однажды обо всем Израиле: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя». (Ос.4:6).

Из этих примеров отвержения Бога и Его слова или воли мы видим, что у них ни в каком случай не были совершены прямо атеистические нападения на Бога или Его Слово, но Богом были заклеймены просто обыкновенные грехи, как отвержение Его; в одном случай это было только похотливое желание иметь немного плотского наслаждения; во втором гордое желание не уступить другим народам по внешности в чести; в третьем случай это была жадность к военной добыче, и в четвертом неохота учиться у Бога, - все обыкновенные грехи, которые ежедневно повторяются пред нашими глазами. Бог-же определил, что Он Сам и Его воля отвергнуты и соразмерно с этим последовали наказания. О если бы грешник всегда видел и вник в то, что он при согрешении имеет дело с действительным отвержением Бога! Но и верующий должен бы иметь на это раз навсегда открытые глаза.

Если же грех есть отвержение Бога и Его воли, что же такое выполнитель греха по отношению к Богу? Может-ли нас удивлять хотя-бы только на мгновение определение Божие, когда Он называет человека Своим врагом? Называет же Он сообразно этому простое помышление человека и даже верующего, если оно греховно по природе, враждой против Бога (Рим.8:7). Да Он называете так даже дружбу, которую верующий поддерживает с теми, кто такого направления (Иак.4:4) и не примиренного грешника Своим врагом. Так мы читаем, что Апостол очерчивает следующими словами некогда бывшее состояние Колоссян: «И вас бывших некогда отчужденными и врагами по расположению к злым делам». (Кол. 1, 21). Римлянам он пишет о Христе: «.... будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его». (Рим.5:10). Что Апостол сам был еврей из евреев и христиане в Риме происходили от язычников, не составляло никакой разницы в их отношении к Богу, он заключал себя и их в одно слово «мы» и подводил себя и их в их необращенном состояли под одно название врагов Божиих.

Какое же ужасное зло должен быть грех по своей внутренней и существенной природе, если он делает человека врагом Божиим, как мы это показали, но мы должны пойти еще дальше, мы должны сказать даже и то, что он делает, наконец, Бога врагом человека. Так напр. сказал некогда Самуил бедному Саулу: «Для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим?» (1Цар.28:16). И о некогда столь прославленном народе Израильском пророк говорит: «Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их; Сам воевал против них». (Ис.63:9-10). Это и есть основание и причина, почему гнев Божий не только обрушится в будущем на грешника, но если он не искал и не нашел спасения и примирения во Христе посредством живой веры, уже пребывает и впредь пребудет на нем (Иоан.3:36). Это и есть причина всех Его угроз, которым не было бы конца, если бы мы привели их здесь. Он поэтому «Бог всякий день строго взысиивающий», занявши угрожающее положение против необращенного грешника (Пс.7:12-14). Он говорит: «Рука Твоя найдет всех врагов Твоих» (Пс.20: 9-13). Они погибнуть (Суд.5:31; Пс.36:20; Пс.91:10). Они будут положены в подножие ног Его (Пс.109:1; Матф.22:44). Они будут биты пред Ним (Лук.19:27), они будут обращены в ад (Пс.9:18), и огонь гнева Его будет жечь до ада преисподнего (Втор.32:22). Здесь нам надо искать причину, почему все люди без исключения, до тех пор, пока они вне Христа, перед Богом - чада гнева по природе. (Ефес.2:3).

Итак, грех не только слабость человека, великое несчастье, заслуживающее наше и Божие сострадание, - нет, он бесконечно больше, он есть вражда, возмущение против нашего единственного законного Господа и Бога в небесах, который вызывают Его святость и правосудие на наказаны и сами влагают меч возмездия в Руку Его. Если бы он не был прямым возмущением против Самого Бога, то человек мог бы просто вернуться к Нему без примирения и без всякой с Его стороны принесенной жертвы. Так и рассуждает необращенный человек, пока он не приведет грехов своих в соотношение к Богу: Бог может простить ему произвольно, не принимая в расчет смерти Христовой; но как только он начинает убеждаться, что грех есть оскорбление и восстание против Него, ему становится ясным, что он нуждается в чем-то большем, чем милосердие, что он должен дать Богу удовлетворение за свою вину. Но заблуждение, в которое он впадает тогда без света свыше, таково, что он сам назначает размер этого удовлетворения, сам хочет выполнить его. Он измеряет вечного и бесконечного Бога, перед Которым он согрешил, своею мерою, и сообразно этому предлагаете свою собственную изобретенную жертву. История языческих народов с их различными жертвами и так называемого христианства и каждой единичной личности, пока они не захотят избрать путь Божий, дает богатые доказательства этого.

Тем не менее (если так можно выразиться) собственный инстинкт человека и путь и воля Божия сходятся в том, что грех, именно, требует удовлетворения и действительного расчета и вина нуждается в такой уплате, в которой каждая полушка и каждый грош должны быть точно взвешены и выплачены. Однако же Один только Бог, один вполне знающий, Кто Он есть, Тот, против Которого согрешили. Который знает всю мерзость греха во всей её глубине, мог определить, как велика и обширна должна быть она; только Он мог сказать нам, какая жертва за наше возмущение могла бы дать Ему полное удовлетворена и подобна Его величию. И Он открыл нам во всем Ветхом и Новом Завете, что совершитель греха, злодей или беззаконник и враг по Его справедливости не заслуживает ничего другого кроме смерти (Рим.6:23; Иез.18:20), и что всякое существо, какого бы происхождения оно ни было, лишь только оно выступает против Него, точно также повинно смерти. Все приносившиеся в левитском богослужении жертвы и всякое прямое пророчество о Христе, как о Понесшем грех, ясно указывают, что может быть только одно такое удовлетворение, в котором грех наказывается смертью, и никакого другого. Все, что мы читаем в Писании на этот счет, заключается в этом одном слове: «без пролития крови, не бывает прощения» (Евр. 9,22). Ничто другое так ясно не доказывает того, что грех есть вражда и возмущение, как определенное Богом наказана смертью, духовной, временной и вечной всякого человека совершившего грех.

На то, что грех есть вражда и возмущение против святого и справедливого Бога, указывает нам прежде всего другого действительно принесенная впоследствии за грешников великая жертва. Бога не могли удовлетворить кровь тельцов и козлов и пепел телицы, хотя они и представляли собою совершившуюся смерть, ничего не стоила бы и смерть лучшего человеческого существа (Пс.48:8-9), даже смерть ангела или архангела, и это потому, что они не были бы в состояли взвесить оскорбление и вражду против Господа славы и Творца всякого существа; для этого нужна была более превознесенная жертва, это должен был быть Некто, Кто принесением своей жизни дал бы этот выкуп, Кто был бы равен Оскорбленному, был бы подобен Ему и, как говорит Писание, «превознесенный выше небес» (Евр.7:26), Тот, Который есть «Сияние славы и образ ипостаси Его», только Он мог совершить очищение наших грехов, и то не иначе как самим «Собою» (Евр.1:3). И каким образом случилось это «собою»? Через «претерпение смерти», говорит Писание, «дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр.2:9). И вот приди и взгляни: какую смерть должен был принять Святой Божий за грех! Это была смерть представлявшая проклятие Божие, как Он произнес его на преступника Своего нарушенного закона (Гал.3:13); это была смерть грешников (2Кор.5:21); Смерть за неправедных (1 Пет.3:18); смерть за злодеяния и грехи (Ис.53:5.), смерть осужденного разбойника (Ис.53:22. Лук. 22:37), хотя в Нем и на Нем не было никакого греха, кроме того, который с нас был возложен на Него (Ис.53:6). Вникни же теперь можешь ли ты постичь, что такое грех, и чем он должен быть по своей природе, если он нуждался для своего истребления в такой жертве?

И о, искупленный, может ли умолкнуть когда-либо хвала твоя после того, как ты без всякой заслуги, просто живой верой ухватившись за этого преданного Сына Божия, сделался свободным от всех последствий твоей вражды и возмущения против Бога. Который есть огонь поядающий. И может ли уменьшиться когда-либо твоя ненависть ко всякому греху и к плотскому помышлению, которые ведь и в тебе - вражда против Бога, после того, как ты узнал, что они привели Сына Божия к позорному кресту? Можешь ли ты, после того, как ты примирен с Богом и таким образом уже не враг Его, все-таки давать место вражде против Него? О, да сделается смерть Христова, которая вполне искупила и сняла таким образом твое возмущение, как будто бы его никогда не было, да сделается она теперь силою в тебе, подавляющею в зародыше и умерщвляющею всякое новое возмущение прежнего ветхого человека, в котором не живет ничего доброго, чтобы ты видел во Христе не одного только Искупителя, на Которого ты смотришь назад в давно прошедшее время, но так же и Такого, Который теперь живет в тебе, и еще постоянно спасает тебя от действующей в настоящее время власти греха.

Итак, мы имеем освобождение от греха, как оскорбления и возмущения против Бога, нашим преимуществом только во Христе Распятом, и это первая сторона или главная часть в искуплении Христовом. Иначе - не могло бы и быть; потому что только примирение с Богом приводит нас опять к Нему в Его близость, оно устраняет все препятствия от Его готовых, славных милостей и есть единственный врата, чрез которые враг и мятежник может свободно и спокойно снова войти в домочадство Божие. Поэтому-то вестниками Евангелия должен бы быть пролит самый яркий свет на роковое положение грешника перед Богом и прославить проснувшемуся грешнику прежде всего другого это чудесное примирение, в котором он может принять участие даром и безвозмездно, потому что оно должно быть ближайшей целью его жаждущей спасения души.

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Христианин" 1908  № 12

 

 

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.