Д.И. Мазаев: О радостях
06.02.2016

Д.И. Мазаев: О радостях

Статья из журнала «Баптист» 1909, № 21

Радость, в общем, есть такое состояние, которое не только услаждает горечь нашей краткодневной и пресыщенной печалями жизни, но которое дает ей смысл и цену, ибо жизнь без радости была бы человеку в тягость. Радость нигде не лишняя и одинаково ценна и желательна как в убогой хижине бедняка, так, и в пышных хоромах богача. Дайте человеку богатство, обложите его всякими житейскими удобствами, но не дайте ему радости - и он будет несчастным, и наоборот - отнимите у человека все и дайте ему одну только радость, и он будет счастливее всякого богача и всякого вельможи, ибо у кого сердце весело, сказал Соломон, у того всегда пир. Вот что значит радость. Но, говоря о радости, мы должны разделить ее на три отдельных вида: на радость высшую, радость среднюю и радость низшую. Радость высшая есть радость небесная, вечная и святая; радость средняя есть радость земная и временная, которая оканчивается еще раньше, чем оканчивается человеческая жизнь и - радость низшая есть радость адская и недостойная человека.

Для удобнейшего объяснения этих трех видов радости мы начнем со среднего и поднимемся вверх к радости высшей, а потом посмотрим, вниз на радость низшего качества.

Под средней радостью я не разумею скверных радостей нечестивого человека, ибо радость таких людей скорее подходит к радости низшего достоинства, радости адской. Я разумею под средней радостью радость чистую, но земную, которая происходит, если можно так выразиться, из земли и не касается неба. Она всецело зависит от удобств, нашей земной жизни, и, несмотря на её относительную чистоту, она все же не есть радость высшего достоинства, так как услаждает только горечь временной жизни и концом своим, обыкновенно имеет печаль, ибо над нею пройдет своего рода зной, иссушит её неглубокий источник и вследствие этого засохнут корни её и увянут ветви её,  или же, наконец, кончается срок бытия человека и он отходит в свой вечный дом. Эта, среднего качества, радость не переходит за пределы смерти и даже не пребывает у человека до последних часов его жизни, а обыкновенно покидает его раньше, оставляя человеческое сердце в скорбном состоянии сознании  своей вины пред вечным Судьёй и в страхе последнего грозного суда. Человек умирает н сходит в преисподнюю сам и его слава и его богатство, его шум, и все, что веселить его (Ис.5:14). Здесь конец этой радости...

Радость высшая есть радость небесная, исходящая свыше, и есть, радость не временная, а вечная не радость от удобств нашего внешнего человека, а радость о спасении нашего внутреннего духовного человека. Эта радость также свята и также вечна, как свят и вечен её источник - Бог; она своими корнями не вплетается в землю и от внешних удобств нашей жизни ни в лучшем ни в худшем случае нисколько не зависит, ибо вместе с ними она к человеку не приходить и вместе с ними она от нею не уходит. Это есть особенное и величайшее достоинство небесной радости! Апостол Павел  говорит: нас огорчают, а мы всегда радуемся, а пророк Аввакум, охваченный полнотой этой радости, в священном восторге восклицает: хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего (2 Кор.6:10; Аввакум 3:17-18).

Выражение Соломона: Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до нашего дня (Притч.4:1.8), вполне применимо и к радости детей Божьих, радость которых все более и более умножается. Когда я читаю книгу пророка Исайи то путь народа Божия является моему духовному взору в виде восхождения на высокую го¬ру; он говорит: «и возвратятся избавленные Господом», придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис.35:10). Избавленные Господом, и исполненные священного веселья сердца являются идущими со свирелью на гору Господню, к твердыне Израилевой.

Приступая к горе Сиону, дети Божьи приступают ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судьи всех  - Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева (Евр.12:22-24). Обращенные от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, они с радостным трепетанием сердца взирают на белеющие вершины горы Сиона и с песнью Моисея, раба Божья, и песнью Агнца, как песнью восхождения», восходят в свое горнее отечество. Как пленник, долго томившийся во вражьей земле, с радостью спешит в свой родной дом, где ждет его семья, так все избавленные Господом, спешат достигнуть блаженной вершины. Их сердце занято одною мыслю: когда приду и явлюсь пред лице Божие? - уста их тихо шепчут: «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому». Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением; приходят от силы в силу, и являются пред Богом на Сионе.

Размышляя об этом, невольно из сердца вырываются слова псалмопевца: пошли (Господи) свет Твой и истину Твою, да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои. И пойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже мой! (Пс.42:3-4)... Радость Сиона тем более велика и сладостна, что она есть радость общая - и приходящих и встречающих. Притча Господа о блудном сыне очень ясно изображает эту небесную радость: блудный сын радуется возвращению от скверных свиней и отвратительных рожков в дом любящего отца за тучную трапезу радости и веселья, а отец не помнить себя от радости, что сей сын был мертв и ожил, пропадал и нашелся... Стремящиеся к лучшему и совершеннейшему, странники и пришельцы радуются увидеть «лицом к лицу» Того, в Кого они, не видел веровали и, веруя в Него, радовались радостью неизреченною. Иисус Христос, Который победил и сел на престоле с Отцом Своим, встречает всех, которые взойдут на гору Господню, чтобы стать на святом месте Его, как победителей, чтобы облечь их в белые одежды, возложит на главу их золотой венец, вручит им неувядающую пальмовую ветвь и исповедать имя их пред Отцом своим и пред ангелами Его (Откр.3:5).

Говоря о радостях низшего качества, мы должны обратить предварительно внимание на ту массу, которая имеет своим уделом эту печальную радость.  Эта масса не находится на Сионе, даже не находится в пути на гору Господню, а стоить внизу, у подножья. Как некогда Авраам, восходя на гору Мориа, оставил внизу с ослом своих отроков, и как отроки проводили восходивших и потом опять снова встретили их, так и эта масса, стоящая внизу, лишь провожает идущих в обители Господа, и провожает не с радостью и не с ободрением, а злобой, насмешками и укоризнами. Как некогда их отдаленные предки, Санаваллат и Товия Аммонитянин, смеявшийся над Израильтянами, когда те возобновляли Иерусалим, его стены и его святилища, говорили: «что делают!» эти жалкие Иудеи? неужели им это дозволять? неужели будут они приносить жертвы? неужели они когда либо кончать? неужели они оживят камни из грудь праха, и притом пожженные?.. и: «пусть их строят; пойдет лисица и разрушить их каменную стену» (Неем.4:1-3), - так говорят и ныне их потомки.

Радость этих людей очень хорошо изображена пророком Исайей  в победной песне на царя Вавилонского, который «упал с неба» и «разбился о землю». Он так говорит: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя (царя Вавилонского), чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить о тебе: «и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам» (Ис.14:9-10)!.. Как египтяне плакали при исходе Израиля, так ныне скорбит неверующая масса при выходе из их среды кого либо на зов Господень, но за то какой праздник, какая радость и какое торжество для этой несчастной массы, если кто либо из поднявшихся на некоторую высоту падает оттуда вниз .. тогда весь этот «ад преисподней» приходить в страшное движение и все злорадно гогочут и восклицают: «и ты сделался как мы! и ты стал подобен нам»!..

Какая противоположность стояние на rope Сионе все одинаково желают, чтобы люди были подобны Иисусу Христу, чтобы в их внутреннем человеке «изобразился Христос» и чтобы их уничиженное тело было «сообразно» славному телу Его, и для этого апостол Павел чуть-ли не непрестанно испытывал «муки рождения» и, кто изнемогал, с кем бы не изнемогал и он? Кто соблазнялся, за кого бы он не воспламенялся? и все это для того, чтобы всякого человека представить «совершенным» во Христе Иисусе, а неверующая масса никого не подвигает вперед и вверх, а с радостью встречает все то, что падает вниз. Когда мы читаем книгу Даниила, то видим, что когда в львиный ров были брошены люди, обвинявшие  Даниила. то они еще не достигли дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их, тоже самое наблюдается и здесь - масса, стоящая у подножья горы, так набрасывается на па-дающих с высоты, что не дает им долететь до земли, как уже растерзает их...

В совет их да не внидет души моя, и к собранию их да не приобщится слава моя...

Дорогой читатель, где ты находишься и какою  радостью радуешься?

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Баптист" 1909, № 21

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.