Хождение перед Богом
22.03.2016

Хождение перед Богом

Статья из журнала «Христианин» 1909, № 12

Быт.10:24. Быт. 11:9.

И ходил Енох перед Богом, и не стало его, потому что Бог взял его.

Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил перед Богом.

Господь явился Аврааму и сказал ему: «Я Бог всемогущий, ходи передо Мною и будь непорочен», и Авраам ходил перед Богом.

За то, что Енох ходил перед Богом, он был  избавлен от смерти и живым взят на небо, и мы видим ясно, что награда Еноха безмерно велика. За то, что Ной ходил перед Богом, он был избран Богом, как один со своей семьей, на всей земле достойным восстановить род человеческий после потопа и быть, так сказать, новым родоначальником нашим, и эта награда безмерно велика.

За то, что Авраам ходил перед Богом, он был признан другом Божьим, и эта награда превышает всякую меру.

Если мы хотим, чтобы Господь призрел и на нас, отметил бы нас и дал бы нам участие в Его царствии, то и мы должны ходить перед Богом и быть непорочными. Усматривая столь великую важность этого хождения перед Богом, рассмотрим, какими свойствами и качествами должны обладать ходящие перед Богом, и в чем состоит это хождение, и чем отличаются ходящие перед Богом и не ходящие перед Богом.

Господь, явившись Аврааму, сказал ему: «Ходи передо Мною и будь непорочен». Из этих слов нашего Господа мы видим, что главное условие хождения перед Богом есть состояние непорочности или святости и вот в Ветхом Завете мы встречаем тоже изречение Господне, что мы слышим от Христа и в Новом Завете, в 5-ой гл. Еванг. от Матф,  стих нагорной проповеди Христа: «будьте святы, как и Отец ваш свят».

Господь наш Иисус Христос, предложив нам все заповеди блаженства, оканчиваете свою нагорную проповедь, приведенными нами выше словами; исполнение всех заповедей блаженства есть с одной стороны основное условие наследования нами царствия небесного; с другой же стороны исполнение их дает нам полную святость и непорочность, чего требовал Бог и от Авраама, за 4 тысячи лет почти до произнесения Христом Своей нагорной проповеди. Из этого сопоставления мы приходим к тому убеждению, что условие наследования нами Царствия Небесного всегда было есть и будет святость или непорочность, пребывая в которых мы только и можем ходить перед Богом. Но никто, как Господь знает, что как бы небыли мы непорочны в настоящей жизни, но полной непорочности или святости мы не можем приобрести здесь на земле; и эта полнота святости в Ветхом Завете получалась через веру в обетованного Миссию, а в новом завете через веру в пришедшего. И мы знаем, что Авраам поверил Богу, и вера его вменилась ему в праведность, значит, что все то, чего нам не хватает в непорочности здесь на земле, восполнится нам до полноты, требуемой от нас верою нашею в обетования Божии. И вот мы видим, что вторым условием нашего хождения перед Богом является наша вера. Не буду распространяться о том, что главнейшее условие, при том первейшее, чтобы ходить перед Богом есть наша любовь к нему, это, мне думается, ясно каждому христианину, так как любить Бога есть исполнение первой и главнейшей заповеди Божьей, данной Им человеку, и не исполнивший её в той или другой мере, ничто перед Богом и вступить в завет с ним не может, а тем более ходить перед Ним не в силах. Таким образом мы вполне ясно понимаем теперь, что любовь к Богу, вера в исполнение нам обетований, послушание родят в нас непорочность или святость и суть основы нашего хождения перед Богом, или другими словами, эти три особенности души человека, возникая в нем, могут дать возможность человеку ту непорочность, без которой он не может ходить перед Богом. Теперь посмотрим, какие качества душевные ходящего перед Богом. Рассматривая внимательно настроение души человека, Богом наделенного любовью и послушанием, мы усматриваем в этом человеке известную простоту души, не простоту, как наивность или как недостаток мудрости, а простоту во Христе, о которой Господь говорит: «будьте мудры как змеи и просты как голуби», или как апостол Павел говорит: «боюсь, чтобы как змей хитростью прельстил Еву, так и ваши умы не повредились бы, уклонившись от простоты во Христе». (2 Кор.15:3).

Все вы согласитесь со мною, что все человечество в своих отношениях друг с другом, с незапамятных времен утратило простоту и искренность во взаимных отношениях, как семейных, так и общественных, как в отношениях отдельных личностей себе подобных, так и в обществе к обществу. Неискренность, скрытность, лицемерие, притворство и ложь сделались основою отношений людей между собою, и мудрость мира сего требует от каждого из нас всегда оставаться неразгаданными сфинксами друг для друга. От мала до велика каждый скрывает от других свои мысли, свои намерения и планы, свои средства, свои верования и свои чувства и вся эта лживость выработала в человечестве те лживые взаимные отношения, которые так рельефно выразились в так называемом этикете, этой китайской стене, разделяющей каждого от всех и всех от каждого.

И вы напрасно думаете, что порождение ехидны, этикет имеет место лишь при дворах царствующих особ, для охранения их величия и покоя; ничуть не бывало, он царствует во всей своей отвратительной полноте и в отношениях всех здесь обратившихся вокруг Слова Божия, требующего от нас той простоты и искренности отношений, при которых все мы могли бы исповедоваться друг другу, как предлагает нам апостол Павел.

Кто из нас отважится сказать, что он знает мысли своей жены, своих родителей или своих детей, просто знакомых говорить не будем. Мы знаем, что этикетом определяется  та желательная и относительная близость в отношениях людей между собою, идти далее которой считается не только неприличным другому человеку, но это принимает вид в глазах людей, как бы желание рыться в чужой душе, что именуется уже навязчивостью и даже наглостью и нахальством, тем более, если близкий не дает на это права. При всем этом в душе и сердце каждого из нас имеются такие тайники, в которые мы, ни при каких положениях и обстоятельствах жизни, не допускаем заглянуть никому. Утративши искренность в отношениях между собою и изгнавши Правду из обихода семейного и общественного, человечество настолько привыкло жить в этой густой атмосфере лжи и притворства, что его нравственные легкие не переносят уже атмосферы более чистой, утратив даже понятие о возможности других каких-либо отношений, и люди, вступая в общение с Божеством, в силу тех или других обстоятельств жизни, вносят и сюда те же лукавые отношения, и тот же этикет, говоря Богу своему: до сих мест и не далее. Мы внесли этот этикет в семью, в школу, в общество, в государство и в самую церковь, - и он стал присущ, как избе, так и палатам, как тюрьме, так и монастырю. Мы совершили еще большую ошибку, мы установили этикет внутренний для нас самих, мы установили, как бы не заметно для себя, на какую глубину мы разрешаем себе углубляться в себя, каких сторон нашей души и нашего сердца мы разрешаем себе касаться и какие должны оставаться не доступными ни анализу ума, ни опыту сердца, ни покаянию души. Мы устанавливаем меру самопознания и когда мера эта независима от нас, превзойдена, то мы немедленно оставляем наш покой и нашу сосредоточенность и опускаемся в омут мира, ища забыться в нем и восстановить нарушенную невольно меру  самопознания. Мы оттого более всего боимся оставаться с самими собою, оттого мы избегаем уединения и сосредоточенности в себе, для того же мы заваливаем себя непосильными трудами по службе, по окончании которых, в страхе остаёмся наедине с собою, бежим в люди есть, пить, играть в карты, переливать из пустого в порожнее в заседаниях разных обществ, читаем глупейшие романы, бежим в театры, не интересуясь сутью идущею в нем пьесою, торопимся на скачки, не умея отличить извозчьей клячи от породистого рысака, посещаем выставки предметов нам не только не нужных, но полезность которых нами же самими подвергается большому сомнению, и всё это проделываем, чтобы избежать очной ставки с самим собою и чтобы убить Богом дарованный день, убив и похоронив который, глубокой ночью возвращаемся домой в не нормальном состоянии души и тела и засыпаем тревожным сном преступника.

Этот этикет с самим собою, с ближними и Богом понижает психический уровень в человеке, погашая в нем всякое стремление к самопознанию из боязни тревожить ум и сердце и упрощает природу человека до ясности коротких и узких желаний, понуждая его в меру знать, в меру чувствовать, в меру желать, что значит опошлиться. И это делает громадное большинство людей и неразвитых, и высокообразованных, вполне верующих в вездесущие и всевластие  Божие. Это отсутствие искренности и честности является причиной того, что многие люди приступая к совершению неблаговидных поступков, призывают Бога и святых Его себе на помощь, идут перед тем в церковь или часовню, ставят рублевые свечки и молят небожителей о содействии им в их греховных делах,  доходя иногда до таких геркулесовых столбов в этом направление, что перед совершением, например, убийства ставят горящую лампаду перед образом светить их злодейству, загораживают сами образ, чтобы Бог или святой на нем изображенный, невидали их преступления. Такое извращенное отношение к Богу при верном разумении Его свойств, показывает нам как извратилось само сердце человеческое в многовековом рабстве неискренности, притворства и лжи и до какой степени оно лишено всякой возможности относиться просто, искренно и честно, как к себе, к ближнему, так и к Богу. Все живые организмы растут из себя, так и наш духовный рост развивается из нас самих, а не из внешнего мира, могущего только или способствовать этому росту, или задерживать его. Таким образом и рост наших добродетелей начинается в нас и из нас. И чтобы быть искренними с людьми и Богом, мы должны стать искренними с собою и чтобы быть честными по отношению к людям и Богу, мы должны стать честными с собою. А чтобы стать искренними и честными с собою, необходимо узнать самих себя, т. е. определить ясно, что есть в нас положительного и что есть отрицательного; что следует нам удержать и развить и что необходимо уделить т. е. распознать, что есть полезного в нас для нас, что вредного. Когда эта работа, очень кропотливая, будет окончена, когда изучение и анализ сделает свое дело, тогда только искренность и честность в состояли будут помочь нам стать в правильные отношения к нам самим, которые и выразятся в осуждении себя, как в прошлом, так и настоящем, приведут нас к покаянию; искренность же и честность духовной силы дадут нам возможность определить и меру нашей греховности, и меру нашего покаяния, так как покаяние только тогда плодотворно, когда оно действует в душе человека в полную меру его греховности.

Сознание нашей греховности и невозможности найти помощь в себе, заставит нас в покаянии искать помощи вне нас и породит в нас смирение, а искреннее и честное покаяние с полным смирением наставит нас на путь послушания и все это вместе развившись в нас в христианское настроение, даст нам ту простоту во Христе, с каковой, в сердцах наших мы можем начать ходить перед Богом, имея тогда уже в себе некоторый залог непорочности или святости.

Без простоты во Христа, мы не можем ходить перед Богом, потому что не имея простоты в сердце, мы имеем всегда сердце лукавое, которое не открывается перед Богом и хотя Бог и знает во всей полноте это лукавое сердце по Своему всеведению, но не пожелает никогда призреть на него, пока оно само добровольно не откроется Ему во всей полноте своей и пока оно не допустит Бога в свои самые потаенные складки. И это мы видим ясно на Адаме и Еве в раю, после преступления заповедей Господних. Они всегда до греха своего ходили нагими перед Богом и не стеснялись ничуть этой наготы, потому что были наги в простоте, в которой и ходили перед Богом. После же греха своего, простота исчезла и место её в сердцах первых человеков заняло лукавство, которое так ярко вылилось в их клеветах Богу и которые вынудили их устыдиться их наготы и скрыться от Бога, т. е. перестать ходить перед Ним. Нагота же эта, как образ нашей немощности ничуть не мешает нам ходить перед Богом, если сердце наше чисто и мы во всей простоте открываем его перед Богом и делаем таким образом Его хозяином нашего сердца и нашему почину, без всяких оговорок.

Мы знаем из книги Бытия, что и Ной, и Авраам, друг Божий, были не без слабостей, но они до того не скрывали этих слабостей ни от окружающих, ни от Бога, что они дошли и до нас в изложении Моисея. Эти слабости их не изменили простоты их сердец и не наполнили этих чистых сердец лукавством, которое всегда является средостением между нами и Богом. В Новом Завете мы имеем пример простоты сердца в Нафанаиле, про которого Господь сказал: «вот истинный израильтянин, в котором нет лукавства и это то отсутствие лукавства дало ему возможность быть призванным в ученики Господни.

Разобравшись довольно подробно в тех действиях и качествах, без которых никто не может ходить перед Богом, рассмотрим теперь, что значит ходить перед Богом.

Мы все знаем, что дети христианской семьи, в том возрасти, в котором они еще не успели заразиться лукавством окружающих, проводят свое время в семье, играя и шаля на глазах родителей, высказывая им все свои желания, нужды и затеи, прибегая к ним за помощью и утешением в своих маленьких горестях и делясь с ними своими радостями. Вот с этих детей мы должны брать пример для нашего хождения перед лицом нашего возлюбленного Отца, и зная слова Христа: «истинно, истинно говорю вам, что если вы не будете как дети, не войдете в царствие небесное», мы должны руководствоваться в нашем хождении перед Богом с доверчивостью простотой и искренностью детской, помня, что Бог в Его вездесущии и всеведении не теряет никогда нас из виду, читает в наших сердцах все наши намерения и все наши помыслы, что книга эта всегда для Него открыта. Будем переворачивать перед ним листы книги нашего сердца не для того, чтобы облегчить Ему чтение её, но чтобы показать ему нашу готовность поскорее раскрыться перед Ним, не утаивая от Него ни доброго, ни злого в сердцах наших.

Чтобы начать нам ходить перед Богом, нам необходимо начать с путешествия в Вифлеем, подобно волхвам, как необходимо, чтобы звезда любви ко Христу взошла в сердцах наших и привела бы нас среди ночи нашей души ко Христу в яслях. Его, что бы мы преклонились перед Ним и отдали бы Ему все, что есть у нас лучшего, нашу смирну, наш ладан и наше золото и вместо того, что бы раздумывать о Христе и толковать о Нем, пойдем к Нему и станем ходить перед Ним.

Ходить перед Богом, значит пребывать с Ним мыслями нашими непрестанно и проводить жизнь нашу на глазах Его, стол всегда лицом к лицу к Нему.

Впадая в искушение немедленно приносить покаяние в меру совершенного греха, без всяких оправданий и не обвиняя никого в прегрешениях наших.

Ходить перед Богом - значит пребывать всегда в покаянном настроение и открывать Ему все наше нутро, во всей его полноте и со всей простотой во Христе; ходить перед Богом - значит пребывать постоянно в молитвенном настроение и испрашивая благословение Его на наши дела, проводить жизнь нашу во всегдашней готовности исполнить волю Его; ходить перед Богом -  значит жить в послушание слову Его и при всяком начинание спрашивать себя, одобрит ли Господь начинание наше и можем ли мы просить Его быть нашим помощником в начинании нашем.

Ходить перед Богом - значит пребывать всегда в благодарственном настроение, со всегдашней готовностью принять все из рук Господа вполне безропотно.

Ходить перед Богом - значит вполне довариться Ему и, предавая себя и все окружающее нас в руки Его, чувствовать себя в такой безопасности, как бы у Христа за пазухой, как говорится, и сознать себя принятым Богом.

Ходить перед Богом - значит вступать в взаимодействие с Ним и быть безусловно верным Ему, не променивая Его ни на кого, и ни на что в жизни нашей.

Ходить перед Богом - значит пребывать в мире с Ним, а, следовательно, и в радости и для нас новозаветных.

Ходить перед Богом - значит опростить сердце наше через сердце Христово, и находиться постоянно в общении с Ним, ощущать в себе состояние искупленности и носить в сердце нашем чувство сыновства, дающее нам благодатное дерзновение чувствовать себя домочадцами обителей Божьих.

Видя таковое открытое сердце и такую беззаветную преданность воле своей, Господь, по ходатайству Сына Своего, пошлет ходящим перед Ним Духа Своего который помазанием Своим научит их всему и дарует им полноту непорочности в хождении их перед Богом и Господом их.

В заключение скажем, что наивысший и совершеннейший образец хождения перед Богом, мы имеем в хождении Господа нашего Иисуса Христа перед Его Отцом, в Его земной жизни, и мы все желающие ходить перед Богом, и будем постоянно взирать на Него, и научаться от Него, как следует ходить перед Богом. Аминь!

Полностью читать в PDF формате - Журнал "Христианин" 1909  № 12

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.