Когда-то на большой конференции православной церкви Владыка Сергий, отвечая на вопрос, который по записке ему был дан, он сказал, что «пора бы уже знать, что евангельские христиане-баптисты – это не секта, а церковь». Это его слова и я процитировал, как он сказал тогда. Это его слова: «Не секта, а церковь». И он говорит: «Хорошо, если бы ми искали вот правильных взаимоотношений, для того, чтобы совместно делать добро». И знаете, в то время, как бальзам на сердце мое было присутствие на этой конференции. Я доволен, что живу в этой стране, в нашем прекрасном городе и особенно доволен, что у нас есть такой межконфессиональный совет, где мы встречаемся, обнимаемся, поздравляем друг друга. Это наша гражданская позиция. Мы должны любить друг друга. И так, как мы христиане, верующие в Иисуса Христа, Который дал нам пример любви, причем такой неугасимой любви, которая даже на Голгофском кресте не угасла, но Он, умирая, благословлял людей. Хочу сказать несколько слов о вере евангельской. Это, как называют нас в народе «Церковь евангельских христиан-баптистов», хотя церковь, к которой я принадлежу, это церковь евангельских христиан. Евангельское движение, которое началось с Санкт-Петербурга и оно развивалось по всей России. Когда-то в 20-е годы церковь евангельских христиан насчитывала около шести миллионов. Представьте себе, какая мощная была евангелизация.
Откуда всё началось? Этот 2016 год является юбилейным годом перевода Библии на русский язык – 140-летие перевода Библии на русский язык. Мы планируем провести такие торжества, праздники, которые будут популяризировать книгу Библию как всего нашего народа. И вот, когда Библия появилась в народе, люди стали читать, то появилось некоторое движение среди православных христиан. И этих христиан, которые собирались читать Библию, исследовать её, их называли «православные, живущие по Евангелию». Потом история была, как бы сказать, отделение произошло. И вот эти направления, которые вот вокруг Библии собирались, изучали, исследовали, читали Библию, и вот образовалось новое такое движение. Оно было в различных видах в нашей России. Их называли штундисты, баптисты, а в Санкт-Петербурге их называли «евангельские христиане». Но собственно, наша классика – классическая поэзия и классическая литература, отражает все эти движения. Вот, например, если взять работы Семена Яковлевича Надсона. В 1880 году он написал:
Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат,
Кто б ты ни был, не падай душой.
Пусть неправда и зло полновластно царят
Над омытой слезами землей,
Пусть разбит и поруган святой идеал
И струится невинная кровь,-
Верь: настанет пора - и погибнет Ваал,
И вернется на землю любовь!
Не в терновом венце, не под гнетом цепей,
Не с крестом на согбенных плечах,-
В мир придет она в силе и славе своей,
С ярким светочем счастья в руках.
И не будет на свете ни слез, ни вражды,
Ни бескрестных могил, ни рабов,
Ни нужды, беспросветной, мертвящей нужды,
Ни меча, ни позорных столбов!
О, мой друг! Не мечта этот светлый приход,
Не пустая надежда одна:
Оглянись,- зло вокруг чересчур уж гнетет,
Ночь вокруг чересчур уж темна!
Мир устанет от мук, захлебнется в крови,
Утомится безумной борьбой -
И поднимет к любви, к беззаветной любви,
Очи, полные скорбной мольбой!..
1880г.
Когда мы читаем труды Ломоносова Михаила Васильевича, он тоже пишет о христианстве в России. Он тоже пишет о том, что в России народ хоть и был религиозным, но был не просвещен. И сравнивая христианство в Германии, в которой он был, он пишет, что, конечно же, там миряне, они имеют все Библии, катехизис и, конечно, там уровень жизни совсем другой. И все вот наши, так сказать, передовые мужи веры и мысли, они все видели пробуждение России, вот именно в том, чтобы дать народу Слово Божие. Да и сам Ломоносов переводит некоторые псалмы, некоторые фрагменты из книги Иова, из Библейских книг. Почему? Потому что все они мечтали о том, чтобы народ получил Слово Божие. Потому что Слово Божье – это сила.
Мы сегодня говорим о вере, вот этот «желток», который является основой (идея из доклада предыдущего выступающего). Потом идет культура. Вот культура, она зависит от чего? Она зависит от того, какой наш «желток». То есть кто наш культ? Во что мы верим? В кого мы верим? И, если мы верим в живого Бога, Который явил себя во всей полноте во Христе Иисусе, то мы должны быть и похожими на Него. А культура, это как бы реализация нашей веры. От нашей веры зависят наши взаимоотношения.
Евангельские христиане-баптисты проповедовали Евангелие, не уклоняясь ни вправо, ни влево. И есть одна песня у Ивана Степановича Проханова, и он написал такие слова:
Где вы, познавшие радость спасенья?
Где вы, омытые Кровью Христа?
Иль вы не видите наши мученья?
Иль вы забыли заветы Христа?
2. В тьме беспросветной весь мир утопает,
Тысячи гибнут в неравной борьбе,
В пламени адском вся внутренность тает.
"Сжальтесь, придите!" - зовем вас к себе.
3. Нас покрывают лохмотья порока;
Нищи, убоги, мы помощи ждем.
Скоро ль услышим мы голос пророка,
Скоро ль спасенье и мир обретем?
4. Где же, о, где вы, носители света,
Дети чертога и вечного дня?
Мы вас зовем и не слышим ответа,
Иль вы уснули, молчанье храня?
В этом же контексте Иван Савич Никитин пишет. Он говорит такие слова:
РАЗГОВОРЫ
Новой жизни заря —
И тепло и светло;
О добре говорим,
Негодуем на зло.
За родимый наш край
Наше сердце болит;
За прожитые дни
Мучит совесть и стыд.
Что нам цвесть не дает,
Держит рост молодой,—
Так и сбросил бы с плеч
Этот хлам вековой!
Где ж вы, слуги добра?
Выходите вперед!
Подавайте пример!
Поучайте народ!
Наш разумный порыв,
Нашу честную речь
Надо в кровь претворить,
Надо плотью облечь,
Как поверить словам —
По часам мы растем!
Закричат: «Помоги!» —
Через пропасть шагнем!
В нас душа горяча,
Наша воля крепка,
И печаль за других —
Глубока, глубока!..
А приходит пора
Добрый подвиг начать,
Так нам жаль с головы
Волосок потерять:
Тут раздумье и лень,
Тут нас робость возьмет.
А слова... на словах
Соколиный полет!..
1857
Если вы читали нашего Воронежского поэта и писателя Никитина Ивана Саввича, и, особенно, его произведение «Кулак», как он описал красочно, подробно жизнь простого народа, вот этого «кулака», какое вот низкое нравственное состояние России было и не просто памятник Ивана Саввича Никитина, это склоненный человека, в печали сидящий и думающий о России. Друзья мои, вот такая была атмосфера. И те, которые любили страну, любили народ, любили свою родину, верующие люди – они старались донести вот это слово, слово Жизни, слово, которое было сильно изменить сердца их.
О, нет, никто во всей Вселенной…
Смотрите, какие слова!!! И это во дни атеистической, такой мощной пропаганды.
О нет, никто во всей вселенной
Свободы верных не лишит!
Пусть плоть боится цепи тленной
И пусть тюрьма ее страшит,
Но мысли, тьмой порабощенной,
Сам Бог любви свободу дал,
И цепи ей, освобожденной,
Доныне мир не отковал!
Поднимем знамя правды вечной,
Любовью злобу обовьем
И честь не в славе быстротечной,
А в торжестве любви найдем.
Смотрите, какие сильные слова. То есть был призыв не то, чтобы занять какое-то высокое место или большое положение, но чтобы дать любовь народу, посеять добрые семена веры, добрые семена жизни. И вот под этим знаменем евангельские христиане-баптисты тоже шли в народ. Они проповедовали Евангелие. Я хочу сказать, что движение евангельских христиан-баптистов, это, я скажу, не какая-то отдельная система, отдельная церковь. Я вообще считаю, как Иван Саввич Никитин написал: «Хороша ты Русь державная, моя родина, православная». И мы в этом контексте родились, и мы в этом контексте живет, правда? Только есть ещё вот то, что принесло нам православие, оно пронесло до наших дней Библию, Евангелие. Это свидетельство святых апостолов Христовы, которые сами были очевидцы жизни, смерти, воскресения Иисуса Христа. Апостол Иоанн пишет: О том, что мы слышали, что видели, что осязали руки наши, О Слове Жизни. Апостол Петр тоже пишет: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа не хитросплетенным басням последуя, но будучи очевидцами Его величия». Я вот сейчас читаю Апостольский символ веры, и вы знаете, он у меня висит именно такой, как в православии, и я его стараюсь читать каждое утро. Вы знаете, сколько силы в этом слове! И там есть такие слова: «Верую во единую, святую, апостольскую церковь. Во единое крещение во оставление грехов». Это вера евангельских христиан. То есть основа нашей веры. Эта основа нас всех сегодня христиан объединяет в единую семью. И я бы сказал, что какое это великое благо, что сегодня, собираясь вместе мы, можно сказать, ощущаем, что у нас есть единый стержень, что есть вот этот «желток», который может повлиять буквально на всю страну. На наш город особенно. И вот переживая за город, за всю безнравственность, которая сейчас есть, у меня есть вера, и твердая вера, потому что слово есть сила. И этой силой слова обладают сегодня те, которые верят. И хочу призвать всех вот к чему. Мы не знаем, что с собой принесет новая политика. Вот она ещё не сформировалась, Как она сформируется - от нас зависит. Но если даже она сформируется и негативно относительно веры и верующих, то верующие христиане должны остаться солью и светом. Их не должно поколебать даже гонение, даже непризнание. И кто-то ещё нас до конца и сегодня не признает, но это не должно нас беспокоить, потому что люди ещё не просвещенные, люди ещё не познавшие истины. Поэтому нам нужно быть к ним снисходительными. Но если христиане выполняют свою миссию так, как она установлена самим Христом и, как апостол Павел написал, чтобы мы, прежде всего, совершали молитвы, моления, благодарения за всех людей, за начальствующих, за власти, чтобы нам проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте. И это вера евангельская. Я уверен, что христиане имеют эту веру. Если мы будем жить благочестиво, свято, честно, любить людей, любить друг друга – это самое сильное влияние на общество. Это вот связывающая сила, соединяющая, созидающая сила. И если христиане потеряют вот эту настоящую сильную веру, которая меняет сердце, которая дает силу для благовестия, для жизни новой, для делания добра, если мы потеряем эту веру, то, написано в Евангелии, произойдет отступление, придет самая великая скорбь, которой не было от начала мира. И сегодня враг душ хочет поколебать эту веру. И если она поколеблется, не дай Господь, Сам Иисус сказал: «Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на Земле?», пока есть вера, пусть она как искорка теплится, как тлеющий лён, то, как написано, Бог и эту искру не погасит и лён тлеющий не погасит. Пусть эта вера более и более разгорается, чтобы мы более и более в ней возрастали бы в ней, чтобы мы могли положительно влиять на наш народ, были благословением для него и благословляли даже и тогда, когда нас проклинают. И если мы будем благословлять, наши молитвы будут услышаны и наш народ будет жить в безопасности. Помоги в этом нам Господь.
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.