Идеи, доктрины и само-идентификации христиан
14.09.2007

Идеи, доктрины и само-идентификации христиан

Формулировкой концепции жизнедеятельности братства заняты и в нашем союзе Евангельских Христиан-Баптистов. А не тщетен ли труд и есть ли во всем этом хотя бы какой-то толк?

Наступил новый политический сезон. Партии готовятся к выборам, выверяя содержание своих кодексов и отглаживая боевые знамена. Ушло в отставку правительство. В следующем году страна будет выбирать нового президента. Многие религиозные объединения также активно налаживают связи со СМИ, пытаясь таким образом эффективней донести до своей паствы вести об основных событиях, связанных с их повседневностью. Заинтересованная общественность все больше и больше узнает о социальных «концепциях и позициях» тех или иных христианских конфессий. Православная церковь в конце августа представила публике «Русскую доктрину» — труд интеллектуалов со стороны активной части церкви. Формулировкой концепции жизнедеятельности братства заняты и в нашем Союзе евангельских христиан-баптистов. А не тщетен ли труд их и есть ли во всем этом хотя бы какой-то толк?

Мы не станем ставить себе цель дать какой-либо анализ конкретным концепциям или доктринам. Имеет смысл поговорить о том, зачем нашему союзу вообще иметь подобный документ. Кто-то, например, отметит: есть ли эта социальная концепция или нет, какой в ней толк, ведь наши церкви и так занимаются как благовестием, так и «посещениями» (больных, пожилых и др.). Однако во всем этом смысл все-таки имеется. Хотя у христиан и есть под рукой Книга Книг, нам порой необходим особый «кредальный» (лат. credo - верю, доверяю) документ, который ясным и доходчивым языком объяснял бы, во что, собственно, верит и к чему стремится христианское общество.

Самое развитое и подробно изложенное социальное учение имеется, наверное, у католической церкви. В первой половине девятнадцатого века Петр Чаадаев подметил социальный интерес католиков и к культуре, и к общественным проблемам. Создавались монашеские ордены, которые «специализировались» как на науке, проповеди, вероучении, так и на борьбе с протестантами (иезуиты). Весь цивилизованный облик Европы был оформлен благодаря воздействию Ecclesiae Catholicae. И тем не менее католическая Европа сегодня достигла некоторой стагнации: церкви пустеют, кандидатов на священство единицы. С другой стороны, исследователь может отметить для себя примечательный факт: свидетели Иеговы, асоциальные по своей природе (запрет переливать кровь, отказ от участия в общественных мероприятиях, петь национальный гимн и пр.), демонстрируют высокий рост численности своих членов. Вот тебе и самоопределение, вот тебе и концепции..

Реформация, в свою очередь, также породила различные вероучительные документы, которые — в зависимости от природы вероисповедания — выражали отношение богословов к культуре и обществу. Причем лютеране и реформаты делали это на свойственный их вождям (Лютеру и Кальвину) лад: кальвинистские церкви в отличие от лютеранских общин были более строгими и аскетичными. Тем не менее где-то они оставались очень похожими (государство обеспечивало пасторов зарплатой и пенсией).

Баптисты в России как будто бы до сегодняшнего момента и не задумывались о своей исторической связи с протестантами Европы. На сегодняшний день вопрос идентичности и самоопределения становится одним из самых острых. Почему? Ведь содержание Библии не меняется; церковь должна проповедовать покаяние и прощение грехов, к чему тут социальные концепции и доктрины?

Нужно быть честными: во-первых, мы действительно никогда особо не задумывались над вопросом серьезной интеграции христиан-протестантов в общество, нашего участия в массовых культурных проектах. Если не задумывались, следовательно, никто среди нас и не задавал вопрос: а зачем все это, собственно, нужно?

Во-вторых, если христиане не имеют четко сформулированного на уровне вероучительного документа отношения к тем или иным явлениям, они тогда вряд ли соображают, как воплощать это же отношение и в практике. Возьмем ту же проповедь Евангелия. В Библии имеется вероучительное изложение убеждения ранней церкви в том, что Иисус воскрес из мертвых: 1Кор. 15:3-8 (или 1Тим. 3:16 — совсем миниатюрный вариант). Мы также знаем апостольский (римский) символ веры, в котором излагается наша вера в Троицу и воскресение мертвых. Поэтому письменное изложение богословских убеждений помогает не только нам самим понять, кто мы такие и во что мы верим, но и тем людям, которые с интересом наблюдают за нами. А в процессе возникновения документа всплывают вопросы, о которых христиане, может быть, даже не особо глубоко задумывались.

Наше же братство находилось в уникальных обстоятельствах: нам просто не давали свободно создавать собственную евангельскую культуру (и мы остались на уровне субкультуры). Важно при этом добавить, что баптисты также не могли бездумно использовать окружающую их культуру, например, рожденную православием (хотя находятся такие пасторы, которые и «иконостасом» умудряются оборудовать церковное помещение). Нет сомнений, конечно, в том, что российские, украинские и белорусские баптисты оказались под влиянием русской религиозной идеи. Но как произошло однажды в истории маккавейских войн (иудеи отвергли эллинистическую культуру, поскольку она побуждала нарушать Законы Моисея), так происходит и сегодня: мы рафинируем российскую культуру, чтобы, очистив ее от элементов, враждебных Евангелию, представить обновленную среду, в которой мы будем созидать в пределах церковного сообщества нового человека-христианина.

До октябрьской революции гонимые и ошельмованные сектанты, в советское время согнанные в гетто баптисты, сегодняшние евангельские христиане имеют время и возможность для размышления над теми вопросами, о которых ранее им просто не приходилось даже гадать. Но важно не увлечься.

Многие протестантские газеты, журналы и другие печатные издания буквально переполнены рассуждениями о роли и судьбе евангельского движения в России. Есть статьи, которые начинают попадать в категорию «жвачки»: это уже было сказано и над этим успели тысячу раз поговорить «под солнцем». Думается, что здесь нарушается жизненный баланс: наше вдумчивое рассмотрение связи церкви и общества должно сочетать как евангелический активизм, так и его интеллектуальное пояснение (через кредо, искусство, общинную жизнь). И хотя для окончательной формулировки и выражения социальных доктрин у нас не всегда будет хватать досуга, нужно признать, что для успешной проведи Доброй Вести о царствовании Иисуса-Мессии у нас времени больше, чем достаточно.

Виктор Шлёнкин


Источник: сайт "Баптисты Петербурга"

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.