Неспециалист, равнодушно наблюдающий за разгоряченными баталиями церковных апологетов, не заметит вопроса, который волнует умы многих религиозных исследователей нашего постсоветского пространства. Вопрос же состоит в следующем: может ли в церковной ограде той или иной деноминации подлинно расцвести интеллектуальная мысль, которая привлекла бы внимание влиятельной интеллигенции и богемы, всегда тоскующей по чему-то новому, эпатажному и экстравагантному? (Деян.17:21). Последние, как правило (и не без искусственной раскрутки), пользуются влиянием в СМИ, они наполняют критическим содержанием полосы и колонки газет, выступают с комментариями по поводу жизни граждан по телевидению и пользуются трепетным уважением в среде нашей буржуазии и пролетариата. Они, короче говоря, формируют наше с Вами, дорогой читатель, общественное мнение. В идеале.
Но есть еще одна деталь, которая давно уже учитывается в кулуарных беседах. Во всех этих разговорах прослеживается политическая мысль: чем больше интеллектуалов присутствует в церкви, тем больше эта церковь претендует на то, чтобы быть той «культурологической матрицей», необходимой средой, которая этих интеллектуалов вдохновляет, а порой и влечет в свои ряды.
История нашего баптизма не избыточествует рядами академиков и интеллектуалов. Но полно тех, кто мыслит не так, как все. Неформатно. А некоторое время назад некто, уходя, хлопнул дверьми так, что обрушил часть церковной штукатурки, над останками которой многие журналисты, склонившись, задавались вопросы: может ли баптизм в исчислимом будущем дать хоть какие-то внятные комментарии по этому поводу? И они были. И этот комментарий попадает на полку архивных замечаний, пытаясь пролить свет на то, что происходит в среде российских протестантов, а баптистов в частности.
Отметим для начала очевидный факт: если в нашей стране кто-то стал баптистом, да и христианином вообще, это уже говорит о его «неформатном» мышлении и его отношении к жизни. Именно на этот факт указывали многие руководители братства наших церквей. И, как кажется, этот факт весьма достойный, хотя, признаемся, недостаточный.
Заметим также, что полемика, в которой возникали голоса, претендующие на традиционность и интеллектуальность, перешла и в ряды протестантов. Баптистов, например, занесли в категорию младопротестантов, неких недорослей, другими словами, недо-протестантов. Вслед за этим мы могли наблюдать, как различные информационные порталы и газеты стали накрывать столы для обсуждения этой злободневной темы. Сторонники же традиционной религиозной ориентации пеняли баптистов в том, что вместо формирования в своих конфессиональных бастионах интеллектуальной элиты, вместо празднования таинств и вкушения благодатной жизни, все христианство они свели к этико-моральной составляющей. И только этим, видимо, хвалятся и ограничиваются. На что обычно баптисты из журнала в журнал вещают: «А нам, собственно, не давали учиться!» (или: «Трын-трава с этим образованием: баптизм был, есть и будет…») С другой стороны, как востребована была бы мера этико-моральных качеств в среде наших граждан?!
А сегодня, заметьте, мы проводим научно-богословскую конференцию. И придет время, когда богословы еще будут высекать при помощи поэтического просветления нерукотворную статую той интеллектуальной культуры, к которой библейское Божество порой не скрывает естественной для Своего общения брезгливости. Ведь важны не таланты и могущество, а сердце, исполненное любовью к Господу. Молитвенное созерцание и евангельский активизм, скептицизм и пасторская доверчивость, диалектический склад ума против простодушного упрямства — все эти черты уже есть в российском баптизме. Пусть он переживает трудности, и его смиряют недоброжелательные комментарии противников, все это российский баптизм осознаёт и мучительно стремится изжить или переосмыслить. Не без Божьей помощи.
И вот что еще. При наличии апостольской преемственности, культурообразующей составляющей, благодатности и наличии предания, важно всегда помнить, что Дух дышит, где хочет, и готов в любую минуту из придорожных камней восстановить себе новую версию преемственности и всяческих составляющих (Лк. 19:37-40).
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.