Русский баптизм в поисках себя
02.01.2008

Русский баптизм в поисках себя

Уходящий год стал знаменательным для русского баптизма. Праздновалось 140-летие возникновения евангельского движения в России. Начата масштабная работа по разработке «Видения и стратегии» Российского союза ЕХБ.

Уходящий год стал знаменательным для русского баптизма. Праздновалось 140-летие возникновения евангельского движения в России. Начата масштабная работа по разработке «Видения и стратегии» Российского союза ЕХБ. Успешно прошли многочисленные миссионерские акции, путешествия, экспедиции, велопробеги. Определены стратегические направления деятельности церквей – миссионерство, социальное служение, связи с обществом, образование. Казалось бы, начинается планомерная работа на перспективу.

Вместе с тем протестанты в России, как часть общества, оказались включенными в социально-политические процессы. Поневоле приходилось реагировать на парламентские выборы, перемены в политической системе общества, обострение отношений с Западом, тему будущих президентских выборов, острые социальные и нравственные проблемы.

Активное социальное и духовное служение российскому обществу – лучший ответ евангельских церквей на вопросы о патриотизме и гражданской позиции. Однако этого кажется мало современным ура-патриотам, поборникам имперскости, исповедникам «православия, самодержавия, народности».

Как все эти общественные настроения влияют на самоидентификацию евангельских церквей в России? Мы провели мониторинг официального сайта РС ЕХБ и на основании последних сообщений попытались определить основные тенденции в церковно-общественных отношениях.

В эти праздничные дни подверглись нападению молитвенные дома  протестантских церквей Калуги вечером. Дома молитвы пятидесятников и баптистов забросали бутылками, камнями и записками с угрозами.  Текст записок гласил: «Неуважаемые секты, мы не рады здесь видеть вас, и просим убраться из нашего города. Если вы откажетесь, то мы вам поможем это сделать. Мы унижены и оскорблены вашим отношением к православной вере. Крест – не гирлянда и не рекламный щит вашей лжерелигии. Убирайтесь отсюда жалкие американские прислужники сатаны. Молитесь своему империалистическому богу – деньгам. И так будет с каждым». В других записках были и поздравления: «Счастливого Рождества!» с подписью: «Гражданская инициатива «Наши» [1].

Подобное происходит и в других регионах. Омские церкви для местной власти стали искомыми «врагами народа». Евангельских верующих называют «ловцами душ», «недружественными», «нетрадиционными» [2]. Развернута «антисектантская» кампания в Туле. В Липецке с помощью массовых крестных ходов пытаются отобраться здания у баптистской церкви. Не утихают страсти и в столице. С большим трудом Российско-американскому христианскому институту удается отстоять право на существование на православной «канонической территории» и защищать строящиеся корпуса от разъяренной «православной общественности».

На фоне усиления ксенофобии российские протестанты великодушно протянули руку общения православным братьям. Регулярными стали не только встречи первых лиц конфессий, но и братские общения в регионах. Протестанты открыто признают особый вклад православия в историю и культуру России, однако выступают против разделения на «традиционные» и «нетрадиционные» конфессии.

Однако временами желание сгладить существующие противоречия, наладить общение и сотрудничество приводит к конфузам. Так пастор Первой баптистской церкви Воронежа публично поддержал преподавание в школах «Основ православной культуры», ссылаясь на то, что «Россия – православная страна». Православные иерархи тут же отреагировали: «РПЦ нашла поддержку другой конфессии в деле продвижения в школы «Основ православной культуры» [3].

Представители РС ЕХБ подчеркивают свою лояльность РПЦ и государственной власти. Как заявил руководитель Отдела внешних связей Виталий Власенко, «Мы поддерживаем тот факт, что Дмитрий Медведев так открыто заявляет о своей религиозной позиции, и это всем понятно, потому что Россия - это прежде всего православная страна, здесь большинство населения исповедует православие. Мы поддерживаем в этом вопросе позицию Русской православной церкви и с ней полностью согласны» [4].

Юрий Сипко, президент РС ЕХБ, известен своей принципиальной позицией, выступая за неотъемлемую свободу совести и независимость церкви. Однако и он признает: «Государственный контроль будет, наверное, жестче. Мы имеем предпосылки к тому достаточно явные. Эта тенденция, вероятно, будет нарастать вне зависимости от того, кто будет президентом в России» [5]. 

Протестантам не привыкать к положению религиозного меньшинства и внешним притеснениям со стороны светской и церковной власти. Более того, в противостоянии «большинству» проясняется собственная позиция, закаляется настоящая вера. Ведь поддакивать власти не сложно, гораздо труднее решиться на несогласие и критику, опять таки для блага и власти, и общества.

Сегодня в евангельских церквах слышны независимые голоса, предостерегающие протестантов о возможной утрате себя – через недостойные компромиссы и ограничение свободы церкви: «Некоторые верующие начинают истово доказывать, что к сектантам-де они не имеют никакого отношения. И тут наружу вылезает комплекс неполноценности. Мы вывешиваем национальные флаги, клянемся в верности кесарю, говорим о традиционных ценностях и пр. Но стоит ли этим сильно увлекаться?» [6].

Баптистский политолог А. Зайченко адресует вопрос о протестантской идентичности не только церкви, но и власти: «Есть такая маленькая группа верующих, называются они протестанты. Это морально устойчивые, граждански активные люди, патриоты своей страны, отстаивающие её интересы. Они отличаются крепкими семейными узами и высокой трудовой этикой, высокой нравственностью в труде, в обществе, в отношениях между людьми. И стоит поставить вопросы: нужны такие люди этой стране?» [7].

Как ответит власть на эти вопросы – от того будет зависеть идентификация евангельских церквей в России. Или они станут гонимым меньшинством, как это было при царской и советской власти. Или они превратятся в активную социальную и духовную силу российского общества. Или же изменят евангельским принципам и согласятся подбирать крохи со стола господ. Храни нас Господь от последнего!

Но самое главное – церковь должна сама утвердиться, насколько верность евангельским принципам важнее политических выгод, а Правда сильнее силы.  Необходимо сформулировать собственную актуальную социально-богословскую позицию.

Независимо от позиции и ответов власти евангельским верующим и церквам стоит продолжать делать свое дело. Не рассчитывая на признание и благодарность. Это красноречивее всех конъюнктурных заявлений иерархов, громких деклараций политиков и откровенной пропаганды СМИ.



Примечания

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.