Евгений Бахмутский о молодежной конференции, сетевом маркетинге и жизни российских баптистов
15.04.2013

Евгений Бахмутский о молодежной конференции, сетевом маркетинге и жизни российских баптистов

Е.Ю.Бахмутский: "Но братство – это братство, а не секта или епископальная структура. Мы признаем автономность поместной общины. И мы согласились быть вместе по причине нашего общего понимания Писания и практике церковного служения. Мы – сообщество верующих, объединенных вокруг Христа, Евангелия и нашей миссии".

В начале февраля, прошла конференция молодежных лидеров "Бог в твоем городе". «Февральская конференция молодых лидеров РС ЕХБ показала, чем и насколько сильна молодежь в благовестии в нашей стране. Более 500 человек из 97 городов России приехали в столицу c 7 по 10 февраля, чтобы вдохновиться на настоящую жизнь во Христе, получить дальнейшее виденье в деле Божьем. На этот грандиозный форум прибыли 40 руководителей молодежи, около 20 пасторов и несколько старших пресвитеров...», - сообщил сайт РС ЕХБ.

Слушая конференцию «в прямом эфире», журналист Андреас Патц поделился впечатлениями в своей реплике, которая вызвала бурную дискуссию.

Разговор в блоге и вопросы читателей, которые были получены после него, побудили автора обратиться за разъяснениями к Первому заместителю Председателя РС ЕХБ Евгению Юрьевичу Бахмутскому. Он с готовностью согласился ответить на вопросы.

– Евгений Юрьевич, во-первых, спасибо, что не отказали в интервью и нашли время для ответов. Еще раз хочу принести свои извинения организаторам и спикерам конференции, которых задело выраженное мной впечатление по поводу некоторых семинаров. Понимаю, что такие слова читать обидно, тем более, когда приложено столько усилий для организации мероприятия. Хочу еще раз подчеркнуть, что моя реплика в блоге была вызвана не желанием кого-то покритиковать, а искренним сопереживанием о настоящем и будущем служения РС ЕХБ в целом и баптисткой молодежи в частности.
Повторюсь, мои вопросы не касаются полностью всей конференции. Я прослушал пару семинаров, которые и вызвали мою реакцию. В интервью я задам уточняющие вопросы, не все из которых составил я сам. Немалая часть вопросов собрана из комментариев к упомянутому посту и еще часть мне прислали христиане из различных уголков России в «личку» или на е-майл. Так что, если какой-то вопрос покажется Вам чрезмерно острым, не спешите запускать в меня стрелы, ибо вполне возможно, что вопрос этот не мой. Я просто его озвучиваю. Тем не менее, первый вопрос исключительно моего авторства и звучит он так: Скажите, откуда такое интересное название для конференции? «Бог в твоем городе».

– Это важный вопрос. Название конференции обусловлено четырьмя факторами:
1. Во-первых, многие молодые люди ищут особого благословения и служения для Бога, посвящая себя миссионерскому труду. По ряду известных причин, они видят миссионерскую ниву только в небольших населенных пунктах – деревнях и поселках.
2. Во-вторых, в последние годы города особо не рассматривались у нас в братстве как объекты миссионерского служения, потому что там как бы уже были церкви, поэтому взоры обращались туда, где вроде бы ничего не слышали о Христе.
3. В-третьих, Бог сегодня активно действует именно в городах. Уровень урбанизации в России весьма высок и ее степень только растет (на сегодня – это уже 74% населения). Всемирная урбанизации точно происходит не без Божьего позволения. Бог собирает народы в города, создавая уникальную среду для благовестия и расширения Его Царства в этом мире. Мы не можем игнорировать эту реальность и не замечать удивительной перспективы. Нам нужно учиться служить в городах.
4. В-четвертых, большинство наших поместных церквей в городах вовсе не являются городскими церквами, и просто существуют в городах, не оказывая на их жизнь существенного или весомого влияния Евангелием. Города и церкви живут как бы отдельными жизнями, практически не пересекаясь, а значит верующие не являются действенной солью и светом.
Я бы продолжил и дальше этот список, но надеюсь к лету закончить свою первую книгу по вопросам служения в городе. Там будет много материала для размышления и обсуждения.

– Накануне конференции Председатель РС ЕХБ Смирнов А.В. призвал служителей братства ограничить себя в бесполезных межконфессиональных встречах. Сразу после этого один молодой человек написал в фэйсбуке: «Действительно, зачем нам вообще что-то там выстраивать и налаживать общение. Все же Смирнов маргинал и всех поэтому пути пытается вести. Благо что у нас нет иерархии и его можно не слушать». В этой связи два вопроса. Во-первых, насколько, на Ваш взгляд, прав молодой человек в том, что А.В.Смирнова «можно не слушать»?
– Если говорить с позиции веры, то, конечно, надо слушать Христа. Сам Бог-Отец сказал на горе Преображения – «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Матф. 17:5). К чему и Сам Председатель Смирнов А.В. призывает.
Но с позиции практики жизни и служения евангельских христиан-баптистов голос Председателя весьма важен. Будучи избранным на Съезде, он является представителем братства и выразителем мнения большинства наших верующих.
Более того, находясь в эпицентре духовной жизни братства и общественно-религиозных отношений в нашей стране, он вполне адекватно и взвешенно может дать оценку тому или иному явлению.
Поэтому прислушиваться нужно и важно.

– И второй вопрос: Реплика молодого человека это – неуважение по отношению к главе Союза одного человека или это общая мода в среде российской молодежи ЕХБ?
– Ни о какой моде я бы пока не говорил, и уж тем более в молодежной среде. Это отдельные люди. Но нам всем надо понять одну важную реальность: поведение молодежи – это продукт наставления и жизни со стороны старшего поколения. Поэтому стоит посмотреть, как возникают такие молодые люди, кто порождает в их жизни такой нигилизм и высокомерие? Могу сказать смело – он не сам до такого додумался, было определенное влияние или отсутствие здорового наставления, которые привели этого или другого молодого человека к такому неверному поступку. Давайте еще раз напомним себе библейскую истину: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклониться от него, когда и состарится» (Прит. 22:6).

– Что с межконфессиональными встречами? Не всем, например, понятны назначение и функции КСГПЦ* или еще пример – в январе 2013 года руководитель отдела внешних связей при РСЕХБ Виталий Власенко вместе с католиками, харизматами, лютеранами и т.д. принял участие в Мессе о единстве христиан, которая прошла в кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Это уже духовное единство, а не просто встреча. Насколько, по вашему мнению эти встречи полезны и нужны? (* – Консультативный совет глав протестантских церквей. – Прим. А.П.)
– Этот вопрос достоин отдельного интервью или статьи. Здесь же отвечу коротко. Никакого экуменического мышления или стремления к размыванию учения и веры в руководстве РС ЕХБ нет. Но мы живем в светском государстве, поэтому у нас возникает иногда объективная необходимость поднимать и обсуждать вопросы государственно-религиозного или общественно-религиозного характера. Поэтому круг вопросов, поднимаемых нами или обсуждаемых на КСГПЦ не выходит за эти рамки. Это консультативная площадка. Не более. Так ее задумывали. Так мы ее видим. Так мы там и участвуем.

– Как подбираются темы и спикеры для семинаров на конференции для лидеров молодежи? Согласовываются ли как-то выступления? Можно ли считать, что все семинары спикеров на прошедшей конференции – это общая позиция, точка зрения, видение всего руководства РС ЕХБ?
– Практика подбора тем, семинаров, спикеров следующая. Молодежные лидеры формируют предложение для руководства братства, которое одобряет, добавляет, убирает или меняет основное содержание конференции. Но мы не иерархическая или сектантская организация, всегда присутствует некоторая степень свободы. Поэтому вполне естественно, что люди могут высказать какие-то смелые идеи, предложить неожиданные решения, сказать что-то даже ошибочное. Все это возможно. Но присутствующие служители братства, да и сами ключевые молодежные лидеры (которые сами в подавляющем большинстве рукоположенные пасторы), корректируют, если спикеры заходят слишком далеко. Такое бывает редко, но бывает.
Но нужно судить не по одной лекции, а по всей конференции. Материалы ее уже в интернете и можно с ними познакомиться. Но генеральная линия братства, что нужно активно развивать служение в городах, прошла красной нитью через всю конференцию. И она полностью поддерживается руководством братства.

– План выступления, присланный мне самими лектором, Дмитрием Герасимовичем:

1. Жизнь коротка и необходимо вкладывать её в самое ценное.
2. Самое ценное – люди, они будут на небесах, если уверуют.
3. Люди сегодня едут в города и остаются в них, поэтому я выбираю благовестие в первую очередь в городе.
4. Проповедовать в городе сложнее, потому что горожане живут более оторвано друг от друга и сильно разбалованы всякими удобствами и развлечениями.
5. Я предложил искать людей в географических районах, а в их субкультурах и подчеркнул, что нам нужно меняться для этого, иначе мы теряем возможность даже обратиться к людям, тем более призывать их к серьёзным решениям.
6. Главным выводом было предложение смотреть больше не на проекты, а на личную работу с людьми, чтобы приобретать для Христа горожан.


Интересно, что на время, пока спикер выходил к кафедре, он включил проектор на стену с песней Виктора Цоя: «В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен: Перемен!» Неужели настолько истощилось христианское творчество, что нечего было включить перед выступлением, кроме как рок-певца безбожника? Христоцентричность – это то, что всегда было визитной карточкой баптистов. Лидеры баптистской молодежи России требуют перемен в духе идей Виктора Цоя?
– Дмитрий Герасимович благословенный брат, который несколько лет назад начал служение по открытию новой церкви в г. Хабаровск под названием «Пристань», направленное на достижение людей, не имеющих каких-либо религиозных корней. Он учится служить в городе. Что-то у него получается, что-то нет. Но он открыт для общения, диалога, наставления.
Надо сказать, что в самом Вашем вопросе есть масса прекрасных вещей. В частности, про Христоцентричность, которую пытаются подменить музыкой, менеджментом, маркетингом, политикой и т.д. Именно с этого я начинал молодежное служение по России – чтобы оно было укоренено в Божьем Слове и Евангелии, а не в развлечениях и забавах. Нам это удалось. Поэтому сегодня могу сказать уверенно, что основные молодежные лидеры – это братья, любящие Христа и Его Церковь, желающие прославлять Его и жить ради Его славы, которые понимают, что «чем привлечешь молодежь, тем ее и надо будет удержать», поэтому ни на какие подмены Евангелия они не пойдут.
Но это вовсе не означает, что они скучны или не креативны. Они ищут не новых идей, но ищут, как расширить Божие Царство в современном мире так, чтобы весть о Христе услышало как можно больше молодежи. И скажу еще раз – они не верят в то, что все средства хороши – используются только те, которые основаны на истине Божьей и не приводят к компромиссу.
Поэтому, говоря про песню Виктора Цоя, напомню, что этот человек пел о том, что было в сердцах и душах его поколения. Он понимал их. К сожалению, он не был верующим, и не знал, что перемены, настоящие перемены возможны только со Христом и во Христе. Он не знал Евангелия. Но он точно уловил нужды и жажду его окружения. Он понимал их. Кстати, эту песню использовал другой спикер, не Дмитрий.
Сегодняшняя беда многих верующих молодых людей состоит в том, что они живут как будто бы в неком гетто: они не имеют знакомых среди неверующих людей, вся их жизнь протекает внутри церкви, что приводит к тому, что они не знают и не могут действенно благовествовать своему окружению. Им нужно хотя бы немного понимать свое поколение. И будучи укоренёнными в истине, проповедовать Христа естественно, а не только рекламно-трактатным методом на улице раз в полгода, как это у многих из нас бывает.
Не со всем можно согласиться, что сказал брат Дмитрий, но поразмышлять, пообсуждать, подумать нужно. Все-таки его тема была в рамках семинара, а значит подразумевала обсуждение и дискуссию. Нам нужно быть не просто хранителями истории или традиции, нам нужно быть подлинными и настоящими, как у нас говорят, живыми христианами. Вот именно аутентичности жаждут сегодня сердца многих молодых людей как в церкви, так и вне ее.

– Конечно, план лекции – это мизер из того, что говорилось на семинаре. В качестве примеров для подражания – известные маркетологи, миллионеры, а в качестве миссионерского поля: молы, шопинги, пати, закрытые клубы, просмотры кино и т.д. На фоне приглашения «для проповеди» в закрытые клубы прозвучал весьма своеобразный призыв к переменам: «меняться для этого, иначе мы теряем возможность даже обратиться к людям», который по сути является прямым противоречием слов Христа: «если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»(Матф. 6:23). А здесь, для того, чтобы проповедовать во тьме, предлагается стать похожим на тьму – измениться в «их субкультуру». Какие перемены, открывающие возможность «обратиться к людям», имел в виду докладчик?
– Когда я жил в Новосибирске и нес служение в Центральной Церкви по улице Каменская, то столкнулся с интересной реальностью. Наше здание было в самом центре города, рядом с парком, главной площадью и одним из основных университетов города. Мало того, что наше здание было неухоженным и непривлекательным снаружи (все-таки здание долго было в собственности светской власти, а после возвращения его церкви, верующие готовились, как они говорили, «ко Второму Пришествию», и не утруждали себя «всякими глупостями, вроде покраски или украшательства»).
Так вот – мы как церковь никак не пользовались этими преимуществами и возможностями для благовестия, когда я туда пришел. Более того, на площади собиралась так называемая неформальная молодежь. Наши верующих смотрели на них, как на нечестивых хананеев, которым уготована не очень завидная участь здесь на земле, и более ужасная потом, в вечности. Понимаете, мы были правильные во всем: в одежде, музыке, словах, но мы были закрытым сообществом. Я начал ходить благовествовать в парк, потом ко мне присоединились некоторые пожилые братья и сестры. А потом пришла очередь неформалов. Я никогда не использовал их жаргон, не одевался как они – я приходил к ним даже после церкви – в костюме и галстуке – и говорил с ними о Боге. И они слушали. Некоторые уверовали.
Вот о чем шла речь на конференции – не стать как мир, а уподобиться Христу, Который был другом мытарей и грешников, Который проводил с ними время, говорил им о Царстве, спасении, покаянии. Мы же сегодня так загрузили себя церковными делами, что у нас нет времени не только на наши семьи и детей, но даже и на нашу главную миссию – проповедовать Евангелие. Нам нужно мыслить глобально – как достигать людей ради Христа. Не просто как дождаться Христа, а как донести весть о спасении большему числу людей за свою короткую земную жизнь.

– Вопрос от жителя Москвы. «Суверенный Бог урбанизирует нашу планету» – эти слова приписывают Вам. Если это так, то один из москвичей задает вопрос: Чем Господу для урбанизации так приглянулся город-герой Москва? Чем другие города хуже? Может быть есть смысл начать молиться о том, чтобы суверенный Бог как-то более равномерно урбанизировал планету?
– Давайте посмотрим на реальность нашего дня. Это цитата из моего выступления «XX век справедливо может быть назван веком урбанизации». В 1900 г. в городах мира проживало 14% всего населения, насчитывалось 12 городов-миллионеров. В канун XXI в. городским стало 45% мирового населения, имелось примерно 2,4 тыс. больших городов (свыше 100 тыс. жителей каждый). Сегодня на земле уже более 300 городов-миллионеров. В настоящее время в мире проживает семь млрд. человек, из которых около 75 % живут в городах. По прогнозам учёных к 2050 г. численность населения будет составлять 9,2 млрд., из которых 80% будут находиться в городах. Мир людей становится миром горожан. И это точно происходит не без воли Божьей.
Данный факт заставил аналитика Financial Times Стюарта Брэнда признать, что мы становимся планетой-городом (мы обычно говорим одна большая деревня, но в действительности – город). Огромная масса людей стекается в более крупные города в надежде на лучшую жизнь. Каждую неделю около 1,5 миллионов жителей прибавляется в городах нашего мира.
Москва – не самый крупный, но и не самый малый мегаполис планеты.
На вопрос – почему Москва – я не могу ответить однозначно. Бог решает. Он Правитель Истории и Вселенной.
Вопрос, который же меня действительно интересует: что мне делать? Я могу противостоять урбанизации. Да, это тоже выбор. Но я могу использовать ее для расширения Царства Божия. Сегодня Бог поместил нас в сердце городов – этих мегаполисов человеческой славы – чтобы тут прославлялся Бог! Он собирает сюда множество народов. Мне даже не надо никуда ехать. Я могу достичь их здесь, в своем городе. И то, что происходит в Москве, происходит и в других городах. Нам нужно это использовать для славы Божьей. И помогать нашим церквам служить достойно, эффективно и стратегически.

– «Я выбираю благовестие в городе». Урбанизация с одной стороны и выбор молодых людей благовествовать в городе – с другой, привели к тому, что периферия превратилась в отработанный материал. О людях в деревнях забыло государство, теперь они стали безразличны и христианам. Вопрос: Как могли выступать и чему научить на конференции люди, которые привели церкви в своих регионах в полный упадок? Проводивший семинары Дмитрий Герасимович как раз из тех краев, о которых шла речь в заметке "Дом молитвы разобрали на дрова". Фраза докладчика «Самое ценное – люди» касается только жителей городов, а в сельской местности люди проживают второго сорта?
– Я думаю, что в этом вопрос заложена ненужная конфронтация и конфликт. Неужели мы будем обвинять Христа, что Он не посетил все города и деревни в Палестине во время Своего земного служения, или Апостола Павла, что он шел в города, а не деревни во время своих миссионерских путешествий?! Зачем противопоставлять жителей города и деревни. Этого не было на конференции. На конференции говорили о том, что нужно служить Богу на всяком месте, куда не призовет тебя Христос.
Но говорили и о том, что надо быть там, где люди. А люди сегодня, преимущественно, в городах.
Вопрос не в том, что христиане забыли о деревне. Кажется, что все наше миссионерство последние 20 лет было направлено на поселки и деревни, города как раз и были забыты.
Но христиане не призваны Богом возрождать деревни или города, они призваны благовествовать Евангелие. Может быть кто-то и будет удостоен такой чести и ответственности. Но это не правило, и не призвание каждого верующего.
К сожалению, у нас все еще сохраняется ложное представление, что если в городе уже есть церковь, то Евангелием охвачено все население. Но это не так. У нас во многих поселках в процентном отношении больше верующих, чем в городах. Вот я недавно был в одном месте. Население три тысячи человек. Церковь почти 100 членов. И про них все знают. А вот Москва – 16 млн. официально, а членов ЕХБ, наверное, только четыре тысячи в 30 поместных церквах. Вот и сравнивайте, размышляйте, анализируйте.
Кроме того, самыми эффективными благовестниками могут стать те, кто уверовал в городе, но сами родом из села. Они и станут проповедовать Христа своим родным, которые точно будут слушать. Поэтому служение в городе несет надежду и для поселков и деревень. Сегодня край земли оказывается в городе, потому что он сам сюда переехал. Я могу спорить с этим, а могу принять как данность, и служить здесь ради Христа. Почитайте еще раз обетование Божие еврейским поселенцам в Вавилоне (Иер. 29:11). Это городское обетование. Тем, кто решил остаться в городе и служить Божьим целям и задачам.

– «Общаясь со внешними, не бойся менять свой язык». И снова прямое противоречие с Библией. Апостол Павел советует: «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью» (Кол. 4:5-6). В качестве примеров лектор постоянно демонстрировал результаты изменений своего языка («развлекайлово»): «Чтобы стать ближе к народу, если надо, то назовёмся не братьями, а чуваками». Вы готовы называться «чуваком», Евгений Юрьевич?
– Полагаю, что нам стоит быть внимательными к нашим словам, потому что «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф. 12:37). Уверен, что язык верующих должен быть достойным, как учит Павел в упомянутом Вами тексте. Нам нет нужды подражать жаргону или сленгу этого мира. Спасает Евангелие, Слово Божие, а не жаргон. Но нам также стоит говорить понятным языком, чтобы люди разобрались в Благой Вести, «ибо вера от слышания, а слышание от Слово Божия» (Рим. 10:17). Это наша ответственность, чтобы ясно возвещать Евангелие доступно и четко.
Но «как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (ст. 14). Нередко, многие из нас используют религиозный лексикон, который непонятен большинству наших сограждан. Нам не нужен чуждый и грязный лексикон, но при благовестии надо говорить понятно. Иначе тебя не услышат и не поймут. А значит и не уверуют.
Говоря же о цитате касательно подмены слова «братья» – я ее не одобряю. Это крайность в другую сторону. Пользы от нее будет мало, больше вреда.

– «Мы не вправе менять товар, но мы должны сделать магазин для людей». Если это не сетевой маркетинг, то что это? Дух Святой разве уже перестал обличать мир о грехе и о правде и о суде? Теперь ради удобства городских грешников нужно создавать для них «хорошие магазины»?
– Сетевой маркетинг больше, чем просто стать ближе к людям. Это определенная техника, философия, концепция. Прочитайте эту фразу с семинара, как призыв, стать ближе к людям, быть с ними, чтобы осолять и освещать их истиной Евангелия. Я Вам посоветую побеседовать с Дмитрием Герасимовичем. Он будет против подмены работы Духа Святого на человеческие механизмы.
Но нам нельзя уходить и в другую крайность – игнорировать людей, не создавая возможностей для провозглашения Христа в нашей повседневности, а также и в наших собраниях в церкви, хотя они и должны быть ориентированы на верующих.
В общем, если Вам интересно мое мнение, то скажу современным языком в контексте этого вопроса: наше единственное конкурентное преимущество в этом мире – это Евангелие Иисуса Христа. Оно само по себе самое привлекательное, самое влиятельное, достаточное и удивительное. Нам ничего не надо добавлять. Нам просто надо его понятно и ясно возвещать и не прятать его за нашими обрядами или традициями, языком или формами. В общем – не мешать работать Духу Святому по обличению и спасению людей.

– «Кажется, церковь сегодня, как заигравшиеся мальчишки, забыла о том, что Царствие Божье не от мира сего. Мы находимся в эпицентре конфликта царств – такова суть Евангелия. И любое примиренчество – это ложная ориентация, – считает проповедник из Одессы Александр Бойченко. – Причина слабости современного христианства в его изменившейся внутренней сущности, в критически маленьком опыте христиан личных отношений с Богом. Отсюда и духовное состояние, качество проповеди и низкий уровень влияния на мир...» На некоторых семинарах и даже в проповедях конференции назывались другие причины низкого уровня влияния на мир, как-то: 1). мы до сих пор поем из сборника «Песнь возрождения»; 2). не научились ходить в церковь в шортах 3). не играем в футбол с неверующими по воскресеньям. В чем вы лично видите причину низкого уровня влияния на мир?
– Влияние христианина – это не его статус в обществе, положение в стране или достижения в мире бизнеса или науки. Единственное влияние – это его уподобление Христу. А это будет выражаться в любви к Богу и к людям. Иисус сказал: «От избытка сердца говорят уста» (Лук. 6:45). Наше личное поклонение Богу есть топливо для нашего личного благовестия и благочестия. Если этого нет, то и нет влияния. Поэтому никакие программы, методики или механизмы не изменят ситуацию, если в центре не Бог и Его Слово. К сожалению, на их место сегодня пришли менеджмент, маркетинг, психология, социология, либеральная теология и прочее. Все это обогатило наш кругозор, но в основном обокрало нас духовно, взрастило нашу гордыню и самомнение, удалило наше смирение и упование на Господа. Вот сегодня мы и пожинаем то, что посеяли.
Поэтому в свое время я написал статью о церкви под названием «Back to Future или Назад в будущее». Но я не за формы. Они могут меняться. Я за суть, чтобы мы не перестали быть евангельскими христианами-баптистами. Не зацементировались в своей традиции, но остались верными библейским принципам, которые исповедовали наши отцы-основатели, пионеры евангельского движения в Российской империи уже почти 1,5 века назад.
И поверьте, я не считаю, что все новое – это хорошо. Например, большинство современных песен весьма слабые. Надо писать новые, но действительно хорошие. Но и не бояться новых. Ведь сборник духовных песен не есть богодухновенное Слово Божие. Да и половина песен там переводные. Неужели мы не можем написать что-то достойное сегодня?!
А вот пообщаться с неверующими, даже и на футбольном поле стоит. Меня весьма огорчают христианские футбольные лиги. Если уж играть, то играть с духовной пользой, а не ради себя только, своей социализации и отдыха.
В общем здесь много тем. Давайте сохраним их для будущего.

– Не кажется ли Вам странным, что неудержимое желание современных служителей любой ценой стать «ближе к народу» (чужому, наслаждающемуся грехом), в большинстве случаев удовлетворяется за счет собственного, церковного народа, жизнь которого основана на поиске угождения Богу? Маргинализация всего того, что «не так, как в мире», кажется, вышла за все разумные пределы. Например, чуть ли не каждый второй лектор на конференции посчитал своим долгом что-нибудь съязвить по поводу упомянутого уже сборника «Песнь возрождения» «под мышкой». (Хотя, при всех его недостатках с ним даже близко не может сравниться большинство современных песнюшек, не имеющих ни лирики, ни особого смысла, не говоря уже о духовном наполнении.) Следующие по списку: косынки-брюки-шорты (здесь вообще раздолье для ерничанья) и, наконец, апогей – вязанная накидка на церковной лавочке. Таким образом получается, что на фоне полной готовности «прогнуться под изменчивый мир», исполнить любую прихоть неверующего, лишь бы он в церковь пришел, столь, мягко говоря, своеобразное отношение к своим же братьям и сестрам. Как-то это можно объяснить? Или в церкви – это уже не «народ»?
– Ваши вопросы выставляют в таком неприглядном свете всю конференцию, что у читателя может сложиться впечатление, что там царил дух бунтарства, ерничества, насмешек. Это не так. Я там был. Там была хорошая, духовная, христианская атмосфера.
Более того, вспомните слова из Писания: «искренни укоризны от любящего» (Прит. 27:6). Все спикеры и докладчики любят Бога и братство. Они видят свое будущее в этом братстве и в служении Христу в нем. Поэтому они хорошо знают контекст и жизнь наших церквей, потому что сами трудятся в них. Наша задача не разжигать конфронтацию, а разъяснять, объяснять, помогать служить лучше и правильно.
Заявляю еще раз уже официально: никто у нас среди молодежных руководителей, большинство из которых я хорошо знаю лично, не учит и не собирается учить тому, что нужно прогнуться под этот мир или уподобиться ему. Это чуждая для них мысль. Но то, что нужно проповедовать Евангелие миру – это да. Этому учат все. Никто не учит, что нужно затащить неверующего на собрание, но то, что нужно пойти к ним – да.
Нам нужно перестать делать из наших собраний перфомансы, где как бы возвещается Благая Весть для новых людей, но научить наших верующих благовествовать там, где они живут, учатся, работают... Так чтобы их друзья приходили в собрание святых уже уверовавшими или открытыми для Евангелия.

– Известно, что так называемые «группы прославления» баптисты скопировали у харизматов. Вместе с названием в их церкви перекочевали стиль, дух и смысловое наполнение этих прославлений. Вопрос участника конференции: «Удивляет, что на этой конференции выступает почти всё время одна и та же группа и поёт по десять раз одни и те же песни. У них такой скудный репертуар?! Могли бы дать и другим поучаствовать, как вчера вечером, было бы не просто многообразно, но и интересно...» Действительно, почему одна группа? Тем более, с таким скудным репертуаром...
– Разговор о музыке и музыкальной традиции достоин отдельного интервью. Сейчас только отмечу несколько моментов, в контексте конференции:
1. Насколько мне известно, выступали две музыкальные группы. Кроме того, был специальный вечер, когда все желающие могли принять участие. Более того, на самих собраниях всегда были соло, дуэты, певческие группы. Поэтому говорить об одной группе не совсем справедливо.
2. Конференция была запланирована для молодежных служителей. Ее расписание было весьма плотным. Формат – рабочим. Это был не конгресс или собрание, это была рабочая конференция. Поэтому необходимости в богатом и большом музыкальном сопровождении просто не было.
3. Нам стоит учитывать весь спектр мнений, которые были у участников конференции. Подавляющее большинство осталось довольным. Был ряд нареканий. Организаторы пообещали их учесть.
4. На самой конференции из года в год участвуют разные музыкальные коллективы.
5. Перед конференцией всегда рассылаются запросы в разные регионы страны, чтобы они посоветовали музыкантов для конференции. Поэтому неучастие кого-то не запланировано организаторами. Они открыты. Но не так много коллективов готовых послужить в это время.

– Следующий вопрос из интернета: Для чего Бережной, когда он молился в микрофон на сцене одновременно бренчал на своей гитаре? Это такая новая форма молитвы у баптистов или он просто проверяет, на месте ли еще струны?
– Это лучше конечно спросить у него. На мой взгляд, это лишнее.

– С недавнего времени руководство РС ЕХБ взяло курс на то, чтобы нас евангельских христиан-баптистов «заметили в обществе», «оценили по достоинству». Теперь многие служители с радостью сообщают, что они добились признания в своем городе. Христос же сказал: «Царство Мое не от мира сего...» (Иоан. 18:36). Насколько нам нужны оценки и мнение со стороны «мира сего»?
– Думаю, что у Вас неточная информация о том, чему поощряет руководство РС ЕХБ. Мы никогда не призывали, не учили, не мотивировали, не направляли наших братьев, чтобы они искали признания в обществе. Единственный, у кого надо искать признания – это наш Господь Христос, Которому мы все и служим, и Которому все дадим отчет.
Петр Борисович Коновальчик учил о важности личного благочестия в жизни и служении пасторов. Юрий Кириллович Сипко часто учил братьев-служителей, чтобы они видели себя пресвитерами не только в своей общине, но и всего города, поощряя их видеть свою миссию в том, чтобы донести Евангелие до всех людей. Алексей Васильевич Смирнов побуждает братьев быть посвященными церкви и братству служителями, которые созидают духовно сильные церкви, чтобы таким образом прославлять Христа и влиять на мир. Ни о какой политике или общественном признании я не слышал от братьев Председателей или членов Правления братства. Не исповедую этого и сам.
Но не стоит противопоставлять то, что не обязательно должно быть в конфликте, и не всегда находится в естественной конфронтационной парадигме двух царств – Божьего и сатанинского, мирского. Например, первые верующие в Иерусалиме на каком-то этапе были «в любви у всего народа» (Деян. 2:47). Не по причине их компромиссов или политической активности, а на основе их жизни и служению пред Богом. Но прошло время и их стали гнать. Поэтому мы призваны поступать так, как учил нас Иисус Христос: «Так да свет свет Ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф. 5:16). А времена и сроки во власти Божьей.

– Цитата из комментария: «В РС ЕХБ есть церковные общины которые исповедуют иные доктрины, нежели другие общины братства. Самарская община и другие т.н. «библейские церкви» по сути уже являются анклавами внутри Союза, их вероучение серьёзным образом отличается от вероучения других поместных общин». Вы согласны с такой точкой зрения?
– Братство всегда поступало по совету Апостола Павла, изложенном в Послании к ефесянам: «стараясь сохранить единство духа в союзе мира» (4:3). И это было всегда не просто. У каждого времени были свои вызовы. Но Бог благословлял братство, хотя многие еще помнят и тяжелый 1961 год, и другие печальные страницы в истории евангельских христиан-баптистов.
Думаю, что про анклавы говорить не вполне уместно. Все церкви, входящие в российское братство выражают свое согласие с нашим вероучением. Поэтому о каких-то серьезных и принципиальных доктринальных отличиях говорить не стоит, хотя полагаю, что кто-то может и не согласиться с этим утверждением.
Тем не менее вспомните, что братство никогда не делилось на доктринальной почве. Нам нужно искать друзей, а не создавать врагов. Все, кто производят разделение в братстве достойны осуждения и порицания. Если такие ситуации возникают, то мы проводим расследование и работу по созиданию. Названия наших общин сегодня разные, и «евангельская церковь», и «протестантская» и «христианская», «библейская» и «баптистская». Но все они зарегистрированы как местные религиозные организации евангельских христиан-баптистов, и позиционируют себя как российские евангельские христиане-баптисты.
Но братство – это братство, а не секта или епископальная структура. Мы признаем автономность поместной общины. И мы согласились быть вместе по причине нашего общего понимания Писания и практике церковного служения. Мы – сообщество верующих, объединенных вокруг Христа, Евангелия и нашей миссии. У нас уже также есть общая история, что только укрепляет наше единство.
Не стоит разделять то, что Бог соединил уже много лет назад. Почитайте вероучения Союза Баптистов, Союза Евангельских Христиан и даже некоторых других церковных объединений, которые вошли во ВСЕХБ. Братья были мудрыми и богобоязненными, поэтому Господь им помог пройти непростой дорогой, чтобы сохранить истину и остаться верными Евангелию, а не какому-то частному толкованию Писания.

– РС ЕХБ входит во Всемирный Баптистский Альянс, в который наряду с другими входят и церкви, борющиеся за права гомосексуалистов и отстаивающие возможность рукоположения женщин. Из ВБА вышли Южные баптисты, баптисты Казахстана и другие. Не является ли наше вхождение в ВБА молчаливым согласием или одобрением беззакония?
– Это простой и сложный вопрос. С одной стороны наша позиция по всем этим вопросам однозначная – она библейская. Гомосексуализм – это грех, который Бог прощает, если человек раскается. Образ жизни такого человека точно изменится. Ни о каком рукоположении женщин у нас не может быть и речи. Мы ценим и любим наших сестер, чтобы ввергать их в такое искушение и открытое непослушание Божьему Слову.
С другой стороны – мы стараемся влиять на внутренние процессы, не скрываем наших взг

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.