Более 100 лет церковь евангельских христиан-баптистов существует в Самаре. За это время она много раз меняла свое состояние с официального на гонимое, полугонимое и полуофициальное. В 2012 году общественное внимание привлек обыск в здании церкви, проведенный Следственным комитетом в связи с делом Александра Игнашова, обвиненного в убийстве Лидии Буслаевой. «Внезапно» вялотекущая работа по расследованию убийства девушки привела к открытию пропажи матери Александра Игнашова Веры Игнашовой. Очень скоро оба дела зашли в тупик и были приостановлены, однако мотивы, по которым именно баптистская церковь оказалась подвергнута обыску, так и остались туманными, ибо никаких намеков на причастность баптистов к преступлению обнаружено не было. О том, в каком статусе сейчас находятся баптисты в глазах власти и общества, а также о протестных митингах, гомофобии, влиянии церкви на Самару и Самары на церковь рассказал порталу Засекин.Ру старший пресвитер церкви «Преображение» евангельских христиан-баптистов Виктор Рягузов.
- Вы больше 30 лет являетесь пресвитером церкви. Как за последние 20 лет, на ваш взгляд, изменилась религиозная ситуация в обществе?
- Религиозная ситуация чисто внешне изменилась очень резко. Если раньше города украшались памятниками деятелей революции, то теперь в каждом парке блестят золотые купола церквей. Ленину в страшном сне не могло присниться, что руководители государства на пасхальные и рождественские праздники будут стоять в церкви со свечками и осенять себя крестным знамением. В распоряжении церкви оказались средства массовой информации, интернет, издается немало религиозной литературы. Но меня мучает вопрос, насколько серьезно это влияет на сердца людей? Как мне кажется, религия стала обрамлением жизни, но не ее содержанием. По статистике, только 2-3 % христиан ходят в церковь отмечать Пасху или Рождество. Это крайне маленькая цифра, если учесть, что свобода вероисповедания в России существует уже 25 лет. К тому же, наш информационный век дает много поводов для критики церкви. Все эти истории с часами, нано-пылью, суд над Pussy Riot, призывы делать добро с кулаками, жалобы православной церкви (пользующейся всеми благами государства) на свою гонимость — все это позволяет расти антицерковным настроениям. По-моему, творческая интеллигенция довольно сдержанно относится к церкви. Иначе как объяснить, что 90 академиков подписались под обращением об упразднении кафедры теологии в МИФИ? В отличие от христианства I века, духовное обновление в XXI веке идет не снизу - от пламенных проповедников евангелия - а сверху путем насаждения религиозной морали и обрядности. У нас исчез духовный фактор первых христиан. Тогда окружающие видели, что христиане живут намного выше, лучше остальных, у них есть любовь, радость, взаимопомощь, хотя нет материальных богатств. И секрет их преуспевания был в том, что в них владычествовал Христос. А сейчас владыкой сердец является обрядоверие.
- Чувствуете ли вы повышенное внимание власти к церкви? Каково, на ваш взгляд, нынешнее отношение власти к протестантам?
- С одной стороны, я, как христиан, приветствую, что власть повернулась лицом к церкви. Но, откровенно говоря, мне хотелось бы большего. Мне хотелось бы, чтобы наше государство было родным домом для всех религиозных конфессий. Чтобы люди не иронизировали: у нас все религии равны, но одна почему-то ровнее. Почему одной дается все - и земли, и нефтяные трубы, и правительственные самолеты, и огромные деньги из бюджета, а другим ничего? Впечатление такое, что власть живет «по понятиям», а не по конституционным принципам. Очевидно, власть видит в РПЦ электоральную поддержку, думает, что православие может стать одной из духовных скреп общества. Но есть скрепы, однако есть и скрепочки, которыми также нельзя пренебрегать! Если бы было равное отношение ко всем, никогда не возник бы вопрос с хиджабами. Мусульманам бы сказали: «У нас светское государство, светское образование, и поэтому на школьниках должна быть светская одежда». Но вот ввели ОПК, при некоторых школах и вузах открыли православные храмы, и этим подогрели мусульман: «А мы тоже хотим внести религиозный элемент в образование наших детей! Позвольте и нам построить мечети при школах, приглашать туда мулл учить детей исламу». И в кавказских республиках так и происходит. А ведь делить страну на христианские, исламские, буддийские части — значит, закладывать мину замедленного действия! Религия должна быть частным, а не государственным делом, тем более страна наша мультиконфессиональная. Хотим мы этого или нет, но конфессии живут с оглядкой друг на друга – когда кто-получает много от государственного пирога, а другие совсем ничего, возникает убеждение в предвзятости государства, в игнорировании им принципа равенства конфессий. Государство боится усиления исламского фундаментализма. И тому есть основания. Российское население страдает алкоголизмом, бездетностью, а мусульмане менее подвержены этим бедам, да еще активно плодятся и размножаются. Градус их религиозности высок, и потому, если их умело подогреть, они быстро вскипают. У ислама мужское лицо - у христианства, к сожалению, женское. Если христианство в чистом виде учит непротивлению злу насилием, то ислам учит силовому воздаянию. Я думаю, мудрым решением власти была бы опора на все конфессии. Им должны быть даны возможности для развития. Кто более всего заинтересован в миссионерском служении? Представители какой христианской конфессии наиболее продвинуты в знании доктрин своей веры? Конечно, протестанты. Они озадачены спасением людей от алкогольной и наркотической зависимости. По всем статистикам, самые успешные реабилитационные центы – у протестантов. Мы могли бы повлиять на исламский фундаментализм. Тем не менее, нам дают существовать, но не дают себя активно выразить.
- Вы заметили, что в РПЦ власть пытается найти одну из составляющих скреп общества или, как у нас принято говорить, национальную идею. Как вы думаете, вообще, насколько продуктивен и не эфемерен этот поиск?
- Не уверен, что национальную идею можно придумать. По крайней мере, национальная идея не должна быть религиозной, потому что так она будет лишь представлять одну группу населения. Не всех волнует православие, ислам или баптизм. Национальная идея должна быть прагматической и касающейся всех. Допустим, всеобщее благоденствие россиян могло бы стать такой идеей. И под эту идею можно подвести множество существующих социальных программ. Любой человек хочет быть здоровым, состоятельным, иметь крышу над головой. Это вовсе не отвратительная идея. Бог не против того, чтобы люди жили обеспеченно. Когда придет Христос, Он установит тысячелетнее царство, и оно будет не царством бедняков, а царством состоятельных людей…
Национальная идея предполагает сплочение разных наций на каком-то основании. В то же время, вспышки национальной ненависти происходят все чаще. Неприкрытый антисемитизм проникает даже в официальную печать. Да и православные официальные лица часто не стесняются «горячих» высказываний в сторону евреев. Тот же популярный Андрей Кураев, например.
- С чем связано, на ваш взгляд, присутствие в православии антисемитизма? На какой позиции в вопросе антисемитизма стоят русские баптисты?
- Я думаю, эта проблема связана с тем, что православные, строго говоря, не являются людьми Библии. Библия для православного человека - одна из составляющих преданий. Это полезная, нужная книга, но не обязательное руководство к жизни. Для протестанта же Библия -обязательное духовное руководство. И протестант, читая Библию, видит, что человеческая история должна пройти христианский этап, который закончится упадком, потом мир войдет в великую скорбь, потом придет Христос и установит Свое царство. И на всех этих этапах израильский народ будет играть ключевую роль. Может быть, поэтому у некоторых людей такое завистливое отношение к Израилю. Это неправильно с точки зрения Писания. Бог сказал родоначальнику еврейской нации Аврааму: «Все благословляющие тебя благословятся – все проклинающие тебя будут прокляты». Библия запрещает нам вообще кого-нибудь ненавидеть, тем более народ, у которого с Богом особые отношения. Бог Сам с ним разберется. У нас в церкви я никогда не слышал злобных высказываний в адрес еврейской нации. Мы знаем, что светлое будущее у этого народа еще впереди. Мы молимся, чтобы они пришли к Богу. В нашей церкви были и есть евреи. И все они замечательные люди. Проповедник Марк Львович Крейман работал инженером, его сын Вениамин стал известным христианским композитором. Был также членом церкви Михаил Самуилович Гринберг – человек, знавший всю инженерную сеть Самары, как свои 5 пальцев. Вы знаете, лично у меня есть некий пиетет перед представителями еврейской национальности, ведь в их жилах течет кровь Авраама - моего духовного отца, и я чту его в них.
- Самое увлекательное, чем живет российское общество последние полтора года – это взрыв политической активности. Люди, казалось бы, далекие от политики, неожиданно включаются в политическую жизнь. Интересно было бы услышать протестантскую точку зрения на такие изменения. Известно, что на Западе такие явления нормальны. Никто не скрывает, что одна часть американских протестантов уже много лет лоббирует одну политическую партию. Российские граждане всегда были аполитичны, и христиане в том числе. Как вы считаете, насколько далеко может и должна идти политическая активность людей?
- Я думаю, что политическая активность – неотъемлемое право каждого человека. Ходить на митинги также каждый человек имеет право. Но как священнослужитель, я должен быть вне политики. Наша главная деятельность – не экономическое преобразование общества, а спасение людей от власти греха. К нам приходят люди разных политических убеждений, и Церковь должна быть церковью для всех. Но вне ее стен прихожане могут заниматься всеми видами законной деятельности, в том числе и политикой. В вероучении баптистов 1905 года написано, что баптистам нет никаких препятствий заниматься политической деятельностью и быть избранными на государственные должности. К примеру, Сергей Андреев, мэр Тольятти, позиционирует себя как евангельский верующий. Если ему от Бога дано такое политико-административное призвание, то пусть он и преуспевает в деле служения людям. Я стараюсь быть в курсе всех общественных новостей, читаю в том числе и оппозиционные газеты. Последние стараются представлять достоверную информацию, в противном случае они разорятся от судебных исков. Однако демократия, как власть большинства, на мой взгляд, себя изживает. Политтехнологи научились ставить грандиозные политические спектакли и решать при народной поддержке свои задачи. Примеры тому - Кувейт, Югославия, Ирак, Афганистан, Ливия. Правительство в известных случаях легко идет вразрез мнению большинства: против легализации однополых союзов выступали миллионы французов, но разве мнение такого количества людей кто-нибудь учел?
- Для России не столько актуальна легализация гомосексуальных союзов, сколько агрессивная гомофобия. В Волгограде молодые люди из «патриотических чувств» изувечили человека, признавшегося в гомосексуальных пристрастиях. Как соотнести консервативный религиозный взгляд на гомосексуализм и демократические ценности, не скатившись при этом в агрессивную гомофобию?
- Мы, христиане, придерживаемся принципа: «ненавидеть грех - любить грешника». Ко мне разные люди приходили и исповедовались в очень тяжелых грехах: в убийстве, изменах, в гомосексуализме. Но у меня никогда не было к ним ненависти, а только глубокое сострадание и желание помочь. Мне очень понравилась фотография, которую я увидел в немецком журнале «Spectrum». На фоне ярко раскрашенной и ликующей гей-парадной толпы стоит одинокая диакониса евангелической церкви в белом чепчике и сером платьице. В руках держит плакат: «Иисус освобождает!». В ее глазах никакой ненависти, а только глубокое сострадание к грешникам. Нужно быть христианином с большой буквы, чтобы так поступить. К сожалению, со времен Константина Великого церковь вместо силы любви и терпения стала превозносить силу костра и меча. Отголоски этой измены Христу я слышу в высказываниях современных служителей культа. Очень жаль!
- Церковь евангельских христиан-баптистов в Самаре была организована в 1902 году. За это время, как она повлияла на город?
- Лучше начать издалека. Первый самарский баптист Петр Иванович Чекмарев был инженером и проектировал водопроводные и канализационные сети. Мне говорили, что кое-где сохранились старые люки, на которых выгравировано «Чекмарев». В 30-е годы в Самару был сослан сын Ивана Степановича Проханова (видного деятеля евангельского движения в России) Ярослав Иванович. Он был профессором-биологом и отбывал ссылку в Самарском ботаническом саду, где и написал серьезное исследование о малочае Среднего Поволжья. Также Варвара Акимовна Курлина — представитель рода купцов Курлиных, самарских меценатов - была членом нашей церкви. Она вела огромную благотворительную работу в городе. Отчасти на ее деньги наша церковь приобрела Дом Молитвы на Ленинской, 169.
В 1998 году прихожанка нашей церкви, кандидат медицинских наук Марина Шампанская организовала первый в Самаре хоспис. И вот 15 лет за мизерную зарплату ведут подвижническую работу врачи и медсестры. Я уверен, что мы могли бы больше участвовать в жизни города, но нам не благоприятствуют обстоятельства.
- Известно, что много лет церковь пытается вернуть здание, которое ей принадлежало. Продолжается ли сейчас эта работа?
- В нашем архиве есть документ от 1946 года, в котором служители нашей церкви просят вернуть здание Дома молитвы на Ленинской улице. Попытки, пока безуспешные, продолжаются до сих пор. Год назад мы написали письмо Д.И. Азарову и просили о встрече, чтобы обсудить эту проблему. Ответа не последовало. И это была обычная практика и у Лиманского, и у Тархова. И вдруг раздается звонок Дмитрия Игоревича: «Я узнал, что на ваше письмо не ответили. Это наша ошибка. Пожалуйста, приходите». Окрыленные надеждой, мы поехали на эту встречу, чтобы обсудить подходящие варианты решения вопроса. В этом доме живет 21 семья и, конечно, нужны большие средства, чтобы их расселить. Азаров дал своим подчиненным задание исследовать эту проблему. И через некоторое время мы получили письмо, в котором, если перефразировать, было написано: ваш вопрос решен раз и навсегда — больше к нам не обращайтесь. Без объяснений.
- Это при том, что католикам и лютеранам вернули здания...
- Да, им вернули здания еще при Олеге Сысуеве. Это был единственный мэр, который одинаково относился ко всем конфессиям. При нем мы могли провести масштабную миссию «Волга-92». Его помощник мог нас принять в любое время дня и ночи. Но вот от нынешнего помощника мэра О.В. Будникова нам помощи никакой. Он помогает только РПЦ. Как христианин я понимаю, что так и должно быть: мы — люди не от мира сего, и опасно, когда мир нас одобряет. Но как гражданина меня задевает, что на отлов бездомных собак власть нашла 18,5 миллионов рублей, а чтобы помочь баптистской церкви — не только ни рубля, но даже и внимания.
- Вы планируете продолжать «борьбу»?
- Я два раза обращался к Владмиру Владимировичу Путину. В ответ получил лишь молчание. Наши письма безвозвратно терялись в бюрократических недрах местной администрации. Я обратился к Владиславу Суркову, так как он был поставлен курировать религиозные организации, но он уволился. Также уволился Д.Д.Грешнов из областной администрации, который этим делом занимался. Вопрос снова завис в воздухе. Сейчас юрист церкви готовит письмо губернатору Николаю Ивановичу Меркушкину. Мы живем в России, и пока что нам, баптистам, остается исповедовать некрасовское: «Вот приедет барин — барин нас рассудит». О Николае Ивановиче я слышал много хорошего. Может, ему и удастся нас рассудить?
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.