Не знаю, был ли реальный прототип у героя Корнея Чуковского? Хочется верить, что был! Но то, что на земле саратовской есть человек одной с Айболитом крови - это точно. Живет он сейчас не в Саратове. А в городе Балашове. И зовут его Чуйков Анатолий Степанович. Детский хирург. Заместитель главврача Балашовской ЦРБ и пастырь большой протестантской общины.
- Анатолий Степанович, хирург, извините за цинизм, каждый день видит <человека в разрезе>, а не его духовную сущность. Как получилось: хирург и не просто верующий, но пастырь?
- Мы все воспитывались в атеистической среде. Когда я учился в Саратовском мединституте, я, разумеется, был знаком только с теорией эволюции. Принимал ее, и мне казалось, что нет альтернативы человеческому происхождению от обезьяны. Но, когда я стал размышлять над смыслом жизни, познакомился с взглядами ученых-креационистов, мне стало ясно, что теория эволюции так и осталась теорией, совершенно недоказанной. Как хирург рассматривая анатомию человека, я вижу во всем Божью руку. Вы посмотрите, как мудро устроены человеческие органы. К примеру, человеческий глаз - это же совершеннейшая оптическая система. Кстати, сам Дарвин уже позже скажет: <Глаз путем эволюции - это абсурд>. Когда я принимаю своих пациентов, то понимаю, что передо мной не просто больная плоть, некая биомасса - продукт эволюции, а творение Бога. Моя задача верующего человека, врача - в высшей степени ответственно отнестись к творению Божьему, человеку. И помочь ему.
Есть тяжелобольные люди, которым предстоит скорый переход в вечность. Очень хочу, чтобы думали они о встрече с Богом, о смысле жизни. Поверьте, я еще не видел в подобных случаях негативного отношения к моим словам со стороны больных. В такие минуты люди нуждаются в утешении.
Я работаю хирургом вот уже 25 лет, у меня высшая категория детского хирурга. Но на операцию я никогда не иду без молитвы. Несмотря на весь свой богатый опыт и знания, я понимаю, что любая ситуация может быть неуправляемой. Моя единственная просьба к Богу, чтобы Он применил весь мой опыт, все мои знания во благо больного.
Были моменты, когда в критической ситуации оказывались дети. Тогда я особенно усиленно молюсь в ходе операции о благополучном ее исходе. И бывали такие случаи, что фактически безнадежные дети шли на поправку. Это было чудом для многих: Верующий врач, я считаю, это нормально. Кстати, наш знаменитый физиолог академик Павлов был глубоко верующим человеком.
- Вы говорите, что библия адаптирована к нашей жизни. А как вы прокомментируете такую библейскую фразу: <:лучшая пора человека - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим>.
- 89-й псалом Библии. Это о бренности человеческого бытия, скоротечности человеческой жизни. Изумительно красивый и глубокий смысл у этого отрывка.
Псалом говорит, что <лучшая пора человека - труд:>. С трудом все более или менее ясно. Во-первых, труд - источник материального благополучия, он в себе несет огромные воспитательные и познавательные функции, к тому же он элементарно поддерживает нашу физическую форму. Думаю, о безусловной позитивности физического труда долго говорить не стоит. А что касается наших болезней как лучшей поры: Болезни для человека всегда были испытанием. Именно в болезнях человек чувствует свою конечность. Когда он здоров, ему кажется, что он вечен. Но болезнь позволяет нам на многое посмотреть по-другому. В конце концов, любая болезнь прямо или косвенно напоминает человеку о вечности. Я сейчас не касаюсь болезней как следствия наших греховных решений. Это отдельный и очень сложный вопрос. Но если посмотреть на болезни сквозь духовно-нравственный аспект человеческого бытия, это напомнит о том, что человек должен задумываться о смысле жизни. Помню, как-то на канале НТВ у Анатолия Чубайса спросили, боится ли он смерти. <Я предпочитаю об этом не думать>, - сказал он. Такой ход мыслей безответственен. Болезни рождают в нас мысли о бренности жизни, меняют наше духовное состояние. Библия называет все это состоянием приближения к Богу. И в этом смысле болезнь - лучшая наша пора.
- Анатолий Степанович, распространено мнение, что вера - это признак человеческой, личностной слабости?
- Да, когда-то и я так считал. Мне думалось, что верующие - слабовольные и слабохарактерные люди. Но сам я непосредственно столкнулся с этим и почувствовал, какая идет борьба плоти с духом. Сколько надо приложить духовных сил, чтобы победить самого себя, чтобы смирить свою гордыню и тщеславие, преодолеть уныние. Я понял, что только Бог может дать человеку духовные силы, чтобы смирить себя. Приведу определение веры, которое принадлежит Льву Толстому: <Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью>.
- Как вы совмещаете обязанности врача и пастора?
- Действительно, Бог так распорядился, что приходится совмещать. Для меня это не совмещение, а, скорее, дополнение одного другим. Библия говорит нам, что <не здоровые имеют нужду во враче, но больные>. Я смотрю на человека как на единое целое. Тело и дух. Я в обеих профессиях нахожу гармонию, взаимоподдержку. Одно мне помогает в лечении больных на физиологическом уровне, а как человек верующий я пытаюсь духовно поддержать своих пациентов через святое Евангелие.
И в церкви ко мне обращаются с разными медицинскими проблемами. Я не стараюсь давать консультаций. Но сориентировать, помочь советом я стараюсь. В церкви я в первую очередь пастырь, а не врач.
- Что, на ваш взгляд, общего у клятвы Гиппократа и Евангелия?
- Общее есть! Это принципы гуманного подхода к человеку как к личности. И в клятве Гиппократа, и в Евангелии заложены любовь и уважение к человеку.
Татьяна Ивановна Камардина, зам. главврача по поликлинике:
<Его все дети зовут Доктор Айболит. Если уж к нему медики идут, то о больных и говорить нечего. Он очень любит людей и обладает какой-то удивительной мудростью. Так решит спорный вопрос, что все остаются довольны>.
В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.