Виталий Власенко: "На площади вышли интеллигентные люди, чтобы заявить: нам надоело жить во лжи"
17.02.2012

Виталий Власенко: "На площади вышли интеллигентные люди, чтобы заявить: нам надоело жить во лжи"

Руководитель Отдела внешних связей РС ЕХБ Виталий Кириллович Власенко дал интервью "Порталу-Credo.Ru" о предвыборных митингах.

Руководитель Отдела внешних связей Российского союза евангельских христиан-баптистов Виталий Кириллович Власенко дал интервью "Порталу-Credo.Ru" о предвыборных митингах.

"Портал-Credo.Ru": Виталий Кириллович, зачем Вы ходили на два антиправительственных митинга: на Болотной площади и на проспекте Сахарова?

Виталий Власенко:
В своих выступлениях я довольно часто призываю людей, особенно верующих, более активно выражать свою гражданскую позицию. Как мне кажется, евангельские христиане привыкли себя отождествлять с "узким кругом". Так когда-то народ Израильский чувствовал себя в Вавилонском плену. Тогда  у многих пленных возникло убеждение, что вавилонская чужбина не имеет к ним никакого отношения. Но пророк Иеремия произнес очень непопулярные в то время слова, чтобы евреи строили дома, сажали деревья, женили сыновей, выдавали дочерей замуж, чтобы им не умаляться, а возрастать: "И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир".

Сегодня перед евангельскими христианами стоит огромная ответственность не называться, а быть активными гражданами своей страны. Мы должны заботиться не только о благосостоянии нашего города, но и всей страны. Апостол Павел в послании к филиппийцам говорил: "Что только чисто, что честно, что только добродетель и похвала – о том помышляйте". То есть мы должны не только помышлять о правде, но и искать ее, а своими добрыми делами и заявлениями провозглашать ее. Священник должен быть всегда со своей паствой, заботиться о ней и направлять её к светлому, чистому и честному, потому что ему предстоит держать отчёт перед своим Архипастырем – Иисусом Христом.

- Что есть чистота применительно к политике, традиционно считающейся делом не самым честным?

- Безусловно, политики хотят использовать народные настроения в свою пользу и для своей политической выгоды. Но я хотел бы отметить рост гражданского самосознания в нашем обществе. Гражданин - это тот, кто идёт на митинг добровольно, в согласии со своей совестью, которая пробуждает в нем чувство личной ответственности. Как мне видится, главный вопрос на последних митингах был связан с правдой, честностью и справедливостью. Если эти прошедшие выборы были сфальсифицированы, то я выступаю против этого. На этих митингах возникали лозунги против или в поддержку того или иного кандидата, но мы понимаем, что сам человек будет принимать решение, за кого ему голосовать. Если мы за честные выборы, то своими действиями мы должны это как-то доказать. Я считаю, что политика считается нечестным и грязным делом потому, что её иногда делают нечестные аморальные люди.

В самом факте прихода на митинг нет никакого супергеройства. Но в нем есть проявление гражданской позиции. Да, не все услышали выступления оппозиционных лидеров, не все согласны с их заявлениями, лозунгами и транспарантами. Но уже то, что люди вышли, не побоялись публично выразить свою точку зрения, крайне важно. Власть увидела, что на площадь вышли по сути безобидные, интеллигентные люди. Вышли, чтобы заявить: мы хотим правды, нам надоело жить во лжи. Это похоже на то, как народ израильский выходил креститься к Иоанну Крестителю. Израильскому народу не нужно было креститься, так как  этот обряд предназначался для язычников. Но в крещении евреев выражалось искание Божией правды, честности, справедливости. И пришел Христос и тоже крестился у Иоанна, сказав: "Должно нам исполнить всякую правду".

Иногда для исполнения правды нам достаточно быть рядом с другими людьми, стать частью общего, чтобы донести до власть имущих, что мы протестуем против неправды. Даже если человек просто побыл рядом с людьми, у которых схожие взгляды на происходящее в стране, он почувствовал себя частью своего народа - народной силой.

- В чем состоит Ваша индивидуальная гражданская позиция, отличается ли она от доминирующих настроений баптистского сообщества?

- Прежде всего, я должен сказать, что евангельские христиане-баптисты испокон веков выступали за свободу вероисповедания, за свободу прав человека и за свободу выражения своей, может быть, отличной от других, точки зрения. Евангельские христиане-баптисты всегда следовали моральному компасу - Библии, указывающему направление, не зависимое от господствующих в обществе тенденций. И это не "слащавая" пропаганда, а правда жизни, подтвержденная жизнью и смертью многих мучеников за  веру, как в России, так и за её пределами.

События "оранжевой революции" в Украине, когда протестантское сообщество поддержало определённого кандидата в президенты, в известном смысле напугали российских евангельских христиан. Хотим мы того или нет, но, принимая сторону какой-то политической силы, мы невольно противопоставляем себя другой политической силе. И мы не знаем, какая из нескольких политических сил победит, или какой строй придет ей на смену. Опыт Украины показывает, что Церковь не может и не должна отождествлять себя ни с кем, кроме своего Господа. Евангельские христиане-баптисты в России с осторожностью и уважением относятся ко всем политическим партиям, которые придерживаются демократических принципов и защищают свободу личности и вероисповеданья.

В условиях повышения политической активности в стране своей политической позицией никто из евангельских христиан-баптистов не хочет навредить своим общинам. Несмотря на то, что в период предвыборной борьбы наше общество, согласно своим политическим воззрениям, делится на политические лагеря, я искренне считаю неправильным делить общество на чужих и своих. Мы все - граждане своей страны, независимо от наших политических взглядов.

Если кто-то не выражает мнения большинства, это совершенно не означает, что они внутренние враги государства, "пятая колонна". Меня крайне удивила реакция наших парламентариев на встречу группы представителей оппозиции и своих коллег с новым послом США. Такого отношения к себе заслуживают отщепенцы, враги народа, но не законно избранные депутаты  российского Парламента. Когда господин Исаев с высокой трибуны Парламента метает молнии в официально зарегистрированного кандидата в Президенты Российской Федерации и лидера фракции, говоря "куда вы баллотируетесь - в президенты России или резиденты США?" Это недопустимая риторика, говорящая о более глобальной проблеме нашего общества – отсутствии доверия и уважения друг ко другу, отсутствия морально-нравственных принципов и желании делить российский народ на своих и чужих. Нам всем надо научиться уважению и доверию друг ко  другу.

Сегодня, когда в России формируются принципы демократического общества, вопросы морали и нравственности становятся весьма актуальными, потому что без них желаемое общество не построить. Мы, евангельские христиане-баптисты, всей душой поддерживаем  демократические идеалы: свободу вероисповедания, свободу прав человека. Мы верим, что каждый человек в глазах Бога - личность, и он имеет право на выбор, в том числе и политический.

- Как совместить единство во Христе, провозглашаемое Писанием, и отсутствие единства, когда речь идет о политических предпочтениях?

- В таких вопросах, как мне кажется, нужно отделить главное от второстепенного. Слова о единстве в Иисусе Христе касаются нашего личного спасения, об этом Апостол Иоанн писал: "Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.

Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную".

Здесь важно отметить, что единство не значит единообразия. Господь сотворил нас разными по цвету кожи, национальности, полу и взглядам. Наши взгляды на политическое устройство нашей страны могут быть различными. Но если какая-то партия отвергает свободу личности и общие христианские ценности, то с такой партией христианину не по пути.

Мне нравится, какую позицию в этих вопросах занимает Русская православная церковь. Руководство РПЦ [МП] заявляет, что наши последователи есть как по одну, так и по другую сторону политических баррикад. И то же можно сказать о евангельских христианах-баптистах. Но когда вопрос касается веры, мы должны быть едины. Как когда-то сказал Аврелий Августин: "В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем – любовь".

- Когда Вы выходили на площадь, какова была Ваша основная претензия к власти?

- Мне хотелось поддержать людей, ищущих правды, истины, которые, преодолев страх, вышли на улицы Москвы. Мне трудно проверить, были ли выборы фальсифицированы или нет, но многие известные люди (А. Венедиктов, Д. Быков) считают, что это было именно так. Мой выход на площадь означает мой протест против лжи и неправды, того, что меня обманывают. Я хочу, чтобы у нас в стране честность стала профессиональным качеством чиновников, милиционеров, продавцов в магазинах, и уж, конечно, членов избирательных комиссий. Ведь ложь порождает ложь.

Во-вторых, я вышел, чтобы молиться за пришедших людей, чтобы митинг прошел мирно, спокойно, без насилия.

В-третьих, мне было интересно увидеть лица тех, в ком не угас огонь совести и кто не заглушил в себе надежду в поиске правды. О подобных людях Христос сказал: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся". И мне было приятно видеть молодых людей, ищущих правды.

В одном из своих выступлений Патриарх Кирилл сказал, что справедливость соответствует нашем русскому миропониманию, национальному менталитету, национальной матрице. Мне кажется, что справедливость и честность – часть нашего Божественного естества, присущая каждому человеку, не растоптанному грехом.

- Вам лично кто-нибудь за участие в митинге платил?

- Нет. Никто не платил, даже думать об этом странно. Оплата означала бы издевку над всеми идеями, с которыми люди шли на Болотную площадь и на проспект Сахарова. Люди пришли по зову сердца, и это дорогого стоит. Получать деньги за такие вещи - это присуще только рабской ментальности.

- Выход на площадь означает недоверие власти. Тут два выхода: менять власть полностью, или требовать от нее изменений. Но очень часто сегодня звучит вопрос "кто, если не Путин?" Вы лично как на него отвечаете?

- В России принято ждать всеобщего спасителя. Кто, если не Сталин? Кто, если не Брежнев? Вспоминая нетленные строки Некрасова из его стихотворения "Железная дорога": "Труд этот, Ваня, был страшно громаден. Не по плечу одному!" Одному человеку не под силу ни железную дорогу построить, ни страну изменить. Сегодня нужна консолидация всего общества и всех здравых политических сил. Нам нужна прозрачность и подотчётность как в политической, так и в социальной системах. Простые люди должны иметь возможность влиять на ситуацию.

Говоря о президенте, мне как священнослужителю важно отметить не громадьё планов и обещаний, но личностные, моральные характеристики человека. Безусловно, фаворитом президентской гонки сегодня считается В.В. Путин. От того, как поведет себя оппозиция, тоже очень многое зависит. После митингов на Болотной площади и президент Медведев, и другие высокопоставленные чиновники заговорили иначе: о свободах, о новом порядке выборов губернаторов. Возможно, изначальное решение о назначении губернаторов имело под собой почву, но сегодня ситуация изменилась, и, я надеюсь, в лучшую сторону. Главное - что россияне почувствовали себя свободными личностями, гражданами своей страны. И кто бы ни победил на грядущих выборах президента, он должен прислушиваться к этим смелым людям, которые уже не просто зовутся безличным словом "оппозиция", а людьми, на которых можно опереться в будущих реформах нашей страны.

Что же касается евангельских христиан-баптистов, то нам хотелось бы перестать носить на себе ярлык "нетрадиционных" верующих. Нам в стране нужно убирать барьеры, стены. Пришло время строить мосты между людьми, сообществами, религиозными конфессиями. 

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.