Брат нашел брата
24.09.2015

Брат нашел брата

Статья из газеты «Утренняя звезда» 1910, № 22

Был Троицын день. Купец Михаил Петрович Рухлядев сидел со своей дальней родственницей на балконе и пил чай, наслаждаясь вечер ней тишиной. Дом его находился на окраине Охты и с балкона открывался вид на поля и на синеющий вдали лес.

— Загуляли мои сыночки, - промолвил Рухлядов. — теперь дня три кутить будут.

— Что и говорить, - вздохнула родственница, -  впрочем, они люди молодые им и не грех, целый день работают, работать ну и, известное дело, поразмяться хочется.

Михаил Петрович был вполне согласен с этими доводами и вообще никогда не препятствовал сыновьям проводить свое свободное время тать, как они этого хотят.

— Пей, да дело разумей, говаривал не раз он своим сыновьям.

Но на этот раз случилось то, что заставило удивиться всех, начиная со старика Рухлядева и кончая младшим дворником Федором. Обыкновенно оба брата, Петр и Алексей возвращались с таких «прогулок дня через три, с сильно распухшими физиономиями и навеселе, а тут вдруг младший брат Алексей возвратился в тот же день и при том совершенно трезвый.

— Ты что это... в такую рань... спросил его изумленный отец.

— Так нездоровится что-то, ответил сын и прошел в свою комнату.

С этого дня в жизни его произошла сильная перемена: он перестать пить водку, стал внимательней относиться к своему деду, а по вечерам, вместо того, чтобы идти в ближайший трактир слушать орган, он удался в свою комнату и занимался каким-то чтением.

Сперва отец даже радовался такому степенному поведению своего сына, но когда Алексей стал по воскресеньям куда-то уходить, то старик решил расспросить его, куда и зачем он ходит.

Однажды, когда вся семья сидела за ужином, старик Рухлядев налил себе и старшему сыну по рюмке водки и, протянув графин Алексею, спросил его с усмешкой:

— Ну, а ты, трезвенник, не выпьешь ли с нами за компанию?

— Нет, папаша... отвечал тот, ведь водка яд, как для тела, так и для души...

— Ишь ты! иронически улыбаясь, произнес Рухлядев, кто ж тебе сказал  это?

Вы помните батюшка, отвечал Алексей, в Троицын день вы дали мне денег и позволили идти гулять. Я заранее условился с приятелями, что они меня будут дожидаться в одном кабачке, и когда запер магазин, то стремглав, на извозчике я полетел туда. Но впопыхах я ошибся дверью и вбежал в какое-то собрание, где множество народа слушали, что им говорил какой-то господин с кафедры; вбежал я так стремительно, что уйти тотчас же мне было неловко и я решил присесть и подождать минут десять. Но это мне не удалось. Сперва я почти не слушал говорящего: меня мучила мысль, что я заставляю напрасно ждать товарищей, но потом я сталь улавливать отдельный слова, и наконец, заинтересовавшись, я решил прослушать оратора до конца. Он говорил о вреде пьянства.

Грустную картину представляют окраины столицы в воскресный день, говорил оратор. Все лавки заперты, негде, купить разумную книжку, негде купить провизии, но зато портерные и пивные торгуют вовсю. Двери их, как мрачные пропасти, ежеминутно хлопают впуская и выпуская рабочий люд. И идут христиане вдоль улицы, шумною толпою с разгоряченными лицами, с циничными фразами на устах.  Грустная картина. И хочется подойти к таким людям и сказать: Братья. вы гибнете, разве вы не знаете, что Христос, вот 19 веков как пролил Свою Святую Кровь, чтобы очистить вас от этого греха. Зачем же вы упорно продолжаете грешить... вот что услышал я, сказал Алексей, и когда я вышел из собрания, то меня уже не тянуло в трактир, но я пошел домой и плакал от радости, что Бог так чудесно навел меня на спасение.

Ничего не ответил ему Михаил Петрович, но на следующий день, позвав его к себе в кабинет и плотно притворив дверь, он обратился к сыну с такими словами:

— Алексей! Знаешь ли где ты был? Ты был у людей которые, пользуясь вашей неопытностью, сбивают вас с толку. Дай мне слово, что ты никогда более не пойдешь туда.

— Дорогой папаша, ответил сын, могу ли я не ходить туда, где получил духовное возрождение и где впервые познал цель и с мысль моей жизни. Нет, папаша, я даже твердо уверен, что и вы хоть раз посетите эти собрания.

— Молчать, стукнул кулаком по столу Рухлядев и шея его мгновенно сделалась пунцовой, что служило у него признаком сильного гнева, -  я с тобой разговаривал как со взрослым человеком, а теперь буду говорить как с мальчишкой. Если ты хоть раз еще пойдешь на эти собрания, то я лишу тебя наследства и моего благословления. И можешь тогда убираться на все четыре стороны.

Как ни горько было Алексею, но через месяц ему пришлось покинуть отцовский дом.

II.

Прошло пять лет. За это время Алексей изъездил всю Россию и где только мог, везде распространял слово Божие. За это время он несколько раз писать отцу и брату, но не получал от них ответа. Однажды ему пришлось по делам приехать в Петербург, и он первым долгом бросился на Охту проведать своих. Но к изумлению он нашел дом заколоченным. Дворник, исполнявший роль сторожа, рассказал  Алексею, что старик Рухлядев уже два года как умер, а сын его Петр вскоре после смерти отца, стал запивать все больше и больше, продал магазин, дом, и наконец, спустился до положения нищего.

Напрасно Алексей справлялся о брате в адресном столе, у его прежних знакомых  - никто не знал, где он теперь находится.

Прошло еще три месяца: однажды Алексей, идя по улице, увидел около трамвая большую толпу. Что-то подтолкнуло Алексея подойти и спросить, в чем дело.

— Человека пьяного вагоном сшибло... отвечали ему.

Алексей увидал, как два дворника поднимали с мостовой оборванного испачканного человека. Что-то знакомое показалось в чертах этого оборванца Алексею.

— Да ведь это мой брат... Петр, чуть не воскликнул он. И действительно перед ним лежал Петр Рухлядев. По распоряжению Алексея его отвезли к нему на квартиру, и он начал бережно ухаживать за ним. Медленно поправлялся больной. Так же медленно, под влиянием Слова Божьего, которое ему читал Алексей, размягчалось его зачерствевшее сердце. И вот, наконец, сочилось давно желанное. В один из теплых майских вечеров, когда Алексей сидел в саду, Петр пришел к нему и обнимая его сказал:

 — Дорогой брать мой, благодарю тебя за путь спасения, который ты мне указал. Теперь верю, что искупительная жертва Христа была принесена и за меня. И оба встав на колени, вознесли горячую благодарственную молитву Творцу.

Полностью читать в PDF формате - Газета «Утренняя звезда» 1910, № 22

Поделиться в соц.сетях:

Комментарии

В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер. По этой причине, администрация baptist.org.ru временно закрывает возможность комментирования на сайте.